10.Олицетворение
Олицетворение – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Олицетворение – один из постоянных приемов изображения в сказках, баснях, народных заговорах. Олицетворение как художественный троп – оборот, состоящий в перенесении свойства человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия, часто применяется в поэтической речи. Например, у А.С.Пушкина:
Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость... |
Вот, например, участники басни Крылова «Квартет» — «Проказница-Мартышка, Осёл, Козел, да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет.» Ни Мартышка, ни Осел, ни Козел, ни Мишка не нуждаются в одушевлении, потому что все они одушевленные существительные, а вот каждый из них и все они вместе за компанию — олицетворение спесивых и ни на что не годных людей. Вот еще примеры олицетворения:
"Луна хохотала, как клоун" (С.Есенин) |
|
Идет седая чародейка, Косматым машет рукавом; И снег, и мраз, и иней сыплет, И воды претворяет в льды. От хладного ее дыханья Природы взор оцепенел... (Г.Р.Державин) |
|
Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что, наконец, свалился. (А.А.Фет) |
11.Ирония
Ирония — вид насмешки, отличительными чертами которой являются спокойствие и сдержанность, оттенок холодного презрения, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того предмета, к которому относится ирония. Так, например, на глупые слова иронически замечают: «Как это умно!», а о дурном деле отзываются: «Очень хороший поступок!» Именно так и понята И. у Бергсона, когда он в своей работе «Смех», говоря о юморе, бросает следующее противопоставление ему иронии: «Иногда высказывают то, что должно быть, притворяясь, что верят, будто оно действительно существует: в этом состоит ирония. Иногда напротив, кропотливо и робко описывают то, что есть, делая вид, будто верят, что именно так должно быть: к этому приему часто прибегает юмор». Ирония — не смех, а усмешка, и иронист внешне может быть серьезен; юмор — смех, хотя и сквозь слезы, и юморист высказывается весело. Простодушно высказанная И. переходит в шутку, злая ирония есть сарказм. Саркастически звучат полные социального негодования и морального возмущения монологи Чацкого. Так построена ирония в приписываемой Пушкину эпиграмме:
«Сказал деспот: „Мои сыны, Законы будут вам даны, Я возвращу вам дни златые
Благословенной тишины“. И обновленная Россия Надела с выпушкой штаны».
А также:
Где уж нам, дуракам, чай пить.
Вы – умы, а мы – увы.
«Я чту Уголовный кодекс. Я не налетчик, а идейный борец за денежные знаки» (И.Ильф – Е.Петров, Золотой теленок).
«А! Пролетарий умственного труда! Работник метлы! – воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника» (И.Ильф – Е.Петров, Двенадцать стульев).
