Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОНБ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
402.94 Кб
Скачать

Экологическое сознание в эпоху античности

Второй этап отчуждения человека от природы связан с эпохой античности, когда складывается система представлений о богах как творцах природы (это чисто европейский этап, так как, например, в Египте эти представления появились существенно раньше).

В этот период боги, как правило, антропоморфны, т.е. обладают человеческими свойствами и даже человеческим обликом. Антропоморфны человеческие боги – Прометей, Зевс, Афродита, Аполлон (статуи Аполлона), Гефест. Последние два даже создают для людей различные предметы культуры, добывают огонь, вводят в быт металлы.

Так как по представлениям этого периода человек и природа созданы богами, возникает своеобразное «равенство в отчужденности»: человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга. Т.е. складывается психологическое противопоставление человека и природы. Это – первая черта экологического сознания античной эпохи.

Дополнительным фактором, усиливающим противопоставление человека и природы в эпоху античности, стало научное осмысление природы. Природа – теперь объект изучения, хотя при этом она не лишается души. Аристотель даже звезды считал одушевленными. Хотя их душа менее «качественная», чем душа человека. Платон разделяет разумную человека и чувственную душу животного, что демонстрирует противопоставленность человека и природы, превосходство первого над второй. Таким образом, в эпоху античности меняется не только система представлений, но и отношение к природе.

Между тем наличие у природных объектов «души» вовсе не означает для человека, что он является субъектом, относится к некой сфере истинно «человеческого» и равен в своей самоценности ему – человеку. По Аристотелю, не возможна дружба ни с конем, ни с быком или рабом, ибо последний – всего лишь одушевленное орудие, а соответственно орудие – неодушевленный раб.

И, тем не менее, вторая черта экологического сознания этой эпохи в том, что она ближе к субъективному, чем объективному.

Такое противоречие обусловлено внутренней противоречивостью, двойственностью самого античного сознания: с одной стороны для античности свойственно научно – логическое, а с другой – мифическое мышление, которое не исчезает полностью.

Третья черта экологического сознания эпохи античности – понимание ценности непрагматического взаимодействия с миром природы: для античного человека природа – не только материальная, но и духовная ценность. Она выступает как идеал гармонии, которой человек должен у нее учиться, подражать ей в своей повседневной жизни.

Экологическое сознание в эпоху средневековья

Третьим этапом отчуждения человека от природы явилось появление монотеистических (монотеизм) религий, в частности, христианства. Для средневекового сознания, господствовавшего в Европе почти тысячу лет, идеологическим стержнем которого было христианство, характерна жесткая иерархизированная картина мира – все под богом.

Система представлений в христианстве строится на основе иерархии «бог – человек – природа». Все представляется в последовательности как одно выше другого в силу определенного порядка. Но кто этот порядок завел? И когда? Т.е. противопоставленность человека и мира природы определена волей Бога (творца). Это – первая черта экологического сознания эпохи средневековья.

Поставив человека на вершину пирамиды мира Землян, христианство кардинально меняет характер восприятия природных объектов. Главное отличие человека, созданного по образу и подобию божьему – наличие у него нематериальной божественной души. По К. Юнгу, сложность души росла пропорционально потере одухотворенности природы. Христианство в противовес античности, полностью лишило природные объекты души. Природа теперь представляет интерес лишь в той мере, в какой она может быть полезной, способной служить человеку.

То есть вторая черта экологического сознания эпохи средневековья – объектное восприятие мира. Оно кардинально изменило характер взаимодействия человека с миром природы, переведя его в плоскость абсолютного прагматизма. И это – третья черта экологического сознания эпохи средневековья. Человек не обязан боготворить природу, он получил неограниченную свободу в обращении с ней. И это, якобы, санкционировал бог.