Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основная часть.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
49.43 Кб
Скачать

7. Падение Константинополя

К началу правления Константина XI (1449 г.) территория, подвластная императору, ограничивалась самим Константинополем и его окрестностями. Как уже не раз упоминалось выше, положение империи было плачевным – к общей массе проблем добавилась еще и флорентийская уния.

Правителем турок в то время был двадцатиоднолетний султан Мехмед II. В источниках его личность оценивается неоднозначно, от полного отрицания в нем чего бы то ни было положительного, до полной идеализации молодого султана. В восточных источниках его восхваляют, подчеркивая его религиозность, правосудие, милосердие и покровительство деятелям науки и культуры. Современники рассказывали, что Мехмед II, желая разыскать похитителя дыни из своего сада, приказал распороть животы у 14 рабов. В другой раз он отрубил голову рабу, чтобы показать конвульсии шейных мускулов знаменитому итальянскому художнику Джентили Беллини, писавшему портрет султана.5

Мехмед II буквально грезил завоеванием Константинополя, стремление к завоеваниям вообще было одной из его отличительных черт. Однако для захвата Константинополя ему необходимо было упрочить свой тыл. С этой целью он заключил мирные соглашения со своими соседями на Западе. Обезопасив себя с этой стороны, султан двинул войска на Восток, где османам угрожал эмир Карамана. Война с караманским эмиратом заняла часть 1451 и начало 1452 г., в которой турки нанесли поражение правителю Карамана. В ходе этого подготовительного периода султан даже заключил соглашение с Константином XI, которое было выгодным для Византии. Возможно Мехмед сделал это для усыпления бдительности противника.

Сигналом к открытому разрыву Мехмеда II с византийцами послужило строительство турками крепости на европейском берегу Босфора, в непосредственной близости от Константинополя, эта крепость называлась Румели-Хиссар (воздвигнута в августе 1452 г.). Несколько раньше турки возвели еще одну крепость Анатоли-Хиссар, которая располагалась уже на азиатском берегу Босфора. Отныне турки крепко обосновались на обоих берегах пролива, Константинополь мог в любое время по воле турок оказаться в блокаде.

Константину ясно понимал, что необходимо начинать срочную подготовку обороны столицы – он в срочном порядке приказал чинить стены (которые к тому времени были не в самом лучшем состоянии), вооружать ополчение, запасаться продовольствием.

Важное событие, еще более подорвавшее дух жителей Константинополя, произошло в 1452 г. В ноябре для осуществления унии явился легат папы Николая V, грек по происхождению, перешедший в католичество, кардинал Исидор. Все бы ничего, да помощь, прибывшая из Италии вместе с легатом, была смехотворной, тем не менее Константин оказал прием с большим почетом. 12 декабря 1452 г. в храме св. Софии кардинал Исидор отслужил мессу по католическому обряду. Православная партия подняла жителей Константинополя на открытое восстание против униатов. Народ двинулся к монастырю Пантократора, где принял схиму глава православной партии Геннадий. Схоларий не вышел к народу, но прибил к дверям кельи своего рода манифест наиболее непримиримых ортодоксов, в котором предсказывал скорую гибель Константинополя как наказание за принятие унии с католиками. Ответ Геннадия еще более подлил масла в огонь и толпа с криками: «Не нужно нам ни помощи латинян, ни единения с ними!»6 - рассыпалась по городу. Раскол внутри господствующего класса Византии крайне пагубно сказался на судьбе империи. После заключения унии активную деятельность начала партия так называемых туркофилов. Главой туркофилов в столице был главнокомандующий византийского флота, мегадука Лука Нотара, который, по словам современников, будучи врагом унии, бросил крылатую фразу: «Лучше увидеть в городе царствующей чалму, чем латинскую тиару».

В начале марта 1453 г. султан Мехмед II разослал приказ по всему своему государству о наборе войск, в результате турецкая армия составила контингент, насчитывающий около 150 – 200 тысяч воинов. В начале апреля 1453 г. турки опустошили пригороды Константинополя и подошли к его стенам. В Мраморное море вошла турецкая эскадра из 30 военных и 330 грузовых судов, а через две недели прибыли турецкие корабли из Черноморья числом в 56 военных и около 20 судов вспомогательного плана.

Что касается сил, которыми располагал Константин XI, то, они не шли ни в какое сравнение с силами турок. Георгий Сфарандзи, друг и секретарь императора, рассказывает, что по поручению Константина он проверил списки всех жителей столицы способных держать оружие. Результаты оказались удручающими: всего 4937 человек, помимо иностранных наемников, которых насчитывалось порядка 2 тысяч. Также в распоряжении Константина XI был небольшой флот из генуэзских и венецианских кораблей, несколько судов с о. Крит и небольшое число византийских военных трирем. Всего флот защитников Константинополя, запертый в Золотом Роге, насчитывал не более 25 судов. Кроме того турки обладали лучшей на тот момент артиллерией. Константин более всего рассчитывал на итальянских наемников – отряд под командованием Джустиниани, поэтому они были поставлены в центр обороны, у ворот св. Романа. Именно сюда турки направляли свой основной удар.

7 апреля 1453 г. турки открыли огонь по городу, началась осада, длившаяся около двух месяцев. Турки пытались штурмовать стены, однако, несмотря на существенное превосходство, войска Мехмеда II терпели неудачи, осажденные успешно отбивали атаки турок. Атакующие неоднократно пытались засыпать ров, который защищал стены города, но защитники Константинополя по ночам успешно и с удивительной быстротой очищали его. Особенно огорчали султана его неудачи на море. Попытки турецких кораблей прорваться в Золотой Рог, вход в который преграждала массивная железная цепь, были безуспешными. 20 апреля в первом же крупном морском сражении византийцы с союзниками одержали полную победу над турецкими кораблями: с о. Хиос прибыли четыре генуэзских и один византийских корабль и эта маленькая эскадра приняла бой с турецким флотом, который насчитывал около 150 судов.Но, несмотря на отдельные успехи защитников, вскоре произошел перелом в пользу турок, они добились большего эффекта от действий своей артиллерии и разрушили стены города во многих местах. Резко возросли военные трудности обороняющих город. Ко всему прочему прибавился сильный недостаток провизии в осажденном городе.

Утром 29 мая 1453 г. турки двинулись на город. Первый натиск был отбит, но это была лишь атака новобранцев турецкой армии, которых Мехмед II отправил первыми. Далее двинулась основная армия, два часа продолжалось упорное сражение, несмотря на первоначальные успехи византийских воинов, перевес сил в пользу турок был просто огромен. Сведения источников о том, как турки ворвались в Константинополь, достаточно противоречивы. Сфрандзи возлагает вину на командующего сухопутным участком обороны Джустиниани. Тот после ранения покинул ворота св. Романа, куда, как уже упоминался, направлялся основной удар турок. Иначе описывает эти события историк Дука. Оправдывая итальянского военачальника, он говорит о том, что турки прорвали защиту у ворот св. Романа уже после его ухода. Турки же проникли в город якобы через случайно обнаруженные ими потайные ворота и уже с тыла напали на осажденных. Так или иначе, войска Мехмеда II ворвались в город, император Константин был убит, тело его смогли опознать по отличительной детали гардероба византийских императоров – сапогам с орлами, его голову турецкий султан приказал отрубить и выставить на высокой колонне в центре Константинополя. Началось массовое истребление жителей Константинополя войсками турецкого султана.