Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основная часть.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
49.43 Кб
Скачать

4. Мануил II и отношения с турками, поездка в Западную Европу

На момент смерти своего отца Ивана V Палеолога, Мануил находился при дворе султана Баязида. Впрочем, ему удалось бежать в Константинополь и быть коронованным в 1391 г. В 1394 г. пала Фессалоника, деспотом которой в своё время был сам Мануил II, вскоре после этого султан Баязид предъявил Мануилу ультиматум, который был заведомо невыполним. Султан требовал, чтобы судье мусульманского квартала в Константинополе было подсудно и христианское население города. Султан заявил: «Если же не хочешь повиноваться мне, запри ворота своего города и правь внутри, а за стенами все мое»3. Константинополь фактически оказался в блокаде.

Мануил, понимая, что одними собственными силами ему с турками не справиться, решил обратиться за помощью к наиболее влиятельным представителям Западной Европы и русскому великому князю Василию I Димитриевичу. Многие из правителей Западной Европы с сочувствием отнеслись к положению, в котором оказались Константинополь и его правитель. Но все чем помогли Мануилу II западноевропейские правители – была небольшая (явно недостаточная) сумма денег, которая не смогла принести существенную пользу. Однако, французский монарх Карл VI послал на помощь Константинополю отряд состоявший из 1200 человек под командование маршала Бусико. Следует сказать пару слов о такой, безусловно, любопытной личности как маршал Бусико. Всю свою жизнь он провел в различного рода военных походах, еще в юности он объезжает всю Палестину, достигает Синая и в течение нескольких месяцев находится в плену в Египте. Как только он возвращается во Францию, он откликается на призыв венгерского короля Сигизмунда о крестовом походе и отправляется туда, участвует в битве при Никополе (где войска турок наголову разгромили участников крестового похода) и попадет в плен к султану Баязиду. Из плена его выкупают, он возвращается во Францию и уже в следующем году становиться во главе отряда, отправляющегося на помощь Константинополю.

Отряд Бусико вместе с Мануилом совершили ряд удачных опустошительных набегов по азиатскому побережью Мраморного моря и Босфора, откуда даже выходили в Черное море. Но эти мелкие победы не меняли плачевной ситуации сложившейся с Константинополем. Бусико уговаривает Мануила отправиться вместе с ним во Францию, чтобы последний своим личным присутствием побудил западных правителей оказать помощь Константинополю.

В конце 1399 г. византийский император Мануил II Палеолог отправляется морем в Венецию. Венеция на тот момент, ввиду колоссального усиления турок, смотрела на Византию не с точки зрения христианского государства, а уже с точки зрения коммерческих интересов. Республика св. Марка многое бы потеряла в плане торговли, если бы оказала помощь Мануилу II. Во Францию император приехал в тяжелое время, шла Столетняя война, внутри страны шла ожесточенная борьба между авиньонским папой и парижским университетом, наконец сам Карл VI был подвержен частым припадкам сумасшествия. Мануил пробыл в Париже более четырёх месяцев, тем не менее, результаты оказались достаточно скромными: французы согласились помочь Мануилу отрядом в 1200 человек все с тем маршалом Бусико во главе. Далее император отправился в Лондон, где, к слову, получил достаточно много обнадеживающих обещаний. Впрочем, скоро пришлось разувериться в них, ибо никакой помощи так и не было оказано. Вскоре Мануил вновь вернулся во Францию и провел там около двух лет, вплоть до знаменитой Ангорской битвы 1402 г. где турки потерпели сокрушительное поражение от войск Тамерлана.

Безрезультатность поездки Мануила в Западную Европу для насущных нужд данного момента очевидна; последнее обстоятельство отразилось и в трудах историков и хронистов того времени, которые поняли и отметили этот печальный результат на страницах своих летописей. Но это путешествие сохраняет глубокий интерес, если на него мы взглянем с точки зрения ознакомления Западной Европы с состоянием Византийской империи в период ее падения. Во всяком случае, этот эпизод может быть отнесен к истории культурного общения Запада с Востоком в конце XIV и начале XV веков, т.е. в эпоху Возрождения.4