Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы смк.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
199.67 Кб
Скачать

11. Вклад Glasgow Media Group в исследования новостей.

Несмотря на то, что новости являются стержнем масс-медиа с момента возникновения их первой исторической формы — газет, — анализ этого основного жанра информационных сообщений становится исследовательской проблемой только в 70-е годы XX в. и научное открытие этой темы связано с деятельностью ученых коммуникативистов из Glasgow Media Group (GMG), анализировавших телевизионные новости. Еще в 1920-е годы в поисках ответа на вопрос, что же передают бурно развивающиеся СМИ, прежде всего радио и газеты, американские журналисты пришли к мнению, что считать информацией нужно только новые, принципиально не похожие на уже известные факты. Именно с этого времени закрепляется представление о том, что подлинной информацией являются именно новости. (Первая статья на эту тему, принадлежащая Р. Парку, была написана в 1940 г., однако она носила скорее философско-социологический характер1.)

Один из первых и наиболее известных проектов, посвященный анализу содержания и особенностям производства телевизионных новостей, был осуществлен группой исследователей Университета Глазго в 1970—1980-е годы. К этому времени общепризнанными характеристиками новостей как информационных сообщений считались повторяемость (с целью избежать «шумов»), нейтральность в их подаче и фактичность (сообщение фактов как фактов). В качестве основных тем были выбраны наиболее острые проблемы как внутриполитического, так и международного характера — конфликты в промышленности, война и мир (война за Фолклендские острова, противостояние в Северной Ирландии). Изучая новостные сообщения британского телевидения, ученые попытались ответить на основной вопрос: являются ли новости, транслируемые телевидением, объективными и непредвзятыми.

Исследования строились в основном на использовании метода контент-анализа — пожалуй, самого старого и до сих пор наиболее широко употребляемого при изучении массовой коммуникации, но примененного к новому исследовательскому полю — визуальным телевизионным образам, — что требовало разработки специальных процедур, повышающих точность используемых переменных. Фактически, в исследованиях ученых из Глазго был создан вариант так называемого гибридного метода, сочетающего строгий и детальный количественный анализ, т.е. контент-анализ в духе Г. Лассуэла и Б. Берель-сона3, с попыткой выявления глубинного культурного значения специфических новостных историй на основе использования структуралистского анализа Р. Барта. Это было применением и развитием идей «культурных индикаторов» Анненбергской школы, изучавших доминантные формы телевизионных программ с целью выявления их «значимой структуры» (meaning structure) и «критической теории культуры» бирмингемского Центра, нацеленной на выявление механизмов идеологического «отбрасывания» информации.

При изучении одного из самых заметных конфликтов в промышленности — общенациональной забастовки шахтеров 1975 г. — была осуществлена выборка из видеозаписей всех передач британского телевидения за полугодие, в течение которого освещалась эта тема. Как правило, в печатных изданиях — газетах и сводках новостей - представленная информация объединяется в блоки по типу содержания: зарубежная, политическая, экономическая, спортивная в целях удовлетворения разнообразных человеческих интересов. В ходе исследований GMG эта типология была подтверждена и для телевизионных новостей, а также выявлена устойчивая зависимость между содержанием (типом контента) и средней продолжительностью информации. День заднем новости подаются в одних и тех же временных, пространственных и тематических границах, которые нарушаются только в кризисных ситуациях или при возникновении экстраординарных событий, когда возможны некоторые отклонения (увеличение длительности информации или смена «места» в блоке новостей). Эти зависимости впоследствии были зафиксированы как работающие в европейских странах, характеризуя господствующую ныне и универсальную форму подачи телевизионных новостей. Очевидно, что существующие значимые и постоянно воспроизводимые отличия в подаче новостей в разных странах связаны со следованием национальным и культурным линиям демаркации (разделения), которые проходят по национальным и языковым границам (фронтир).

Другой важный аспект создания телевизионных новостей неотделим от выявления относительной значимости события и типом контента, проявляющихся в способах структурирования целого. Значимость в основном демонстрируется последовательностью в расстановке сообщений и относительной величиной уделяемого им пространства и времени. В соответствии с названным GMG «зрительскими максимами» (viewers maxims) первая появляющаяся на экране тема считается самой важной, а сообщения, которым отводится больше времени, зрители оценивают выше по шкале значимости. Правда, эти полученные в ходе постоянных и каждодневных наблюдений данные оказалось весьма затруднительно превратить в систематическую теорию или общий принцип. Новостные блоки обычно конструируются таким образом, чтобы вызвать интерес, интенсивно и подчеркнуто освещая событие, вызывающее зрительское любопытство, и уже «заглотивший» эту «приманку» зритель смотрит новости до конца из интереса и стремления получить ожидающую его в завершение награду в виде важной для повседневной жизни информации: спортивные новости и прогноз погоды, «придерживание» которых также является традиционным. Как показали английские исследователи, такая структура телевизионных новостей имеет скрытую цель — навязать зрителю первичную «рамку» нормальности и контроля, определенного взгляда на мир, что, в сущности, и представляет собой идеологию. Мир, представленный на экране, таким образом «натурализуется» и воспринимается как естественный. Эту идею развивала одна из первых исследователей процесса создания новостей американка Тачман: «Новости, — писала она, — это рамка, которая придает миру определенные очертания».

Исследователи из Глазго продемонстрировали некоторые важные образцы того, что пропускается в новостях. Так, анализируя показ в телевизионных новостях внутринациональных (в промышленности) и внешнеполитических конфликтов (спор из-за Фолклендских островов, переросший в вооруженное противостояние), они обосновали вывод, что основное внимание телевидение уделяет формам последствиям конфликтов, т.е. внешним проявлениям, тогда как их причины остаются за кадром. Тем самым они показали образец селективного отбора новостей, столь устойчивый и предсказуемый, что он может быть с легкостью трансформирован в работающую модель от-брасывания нежелательной информации в целях легитимации существующего строя. Именно это и сделал С. Холл (см. выше).

Согласно GMG, «язык новостей кажется имеющим форму, которая должна допускать очень простую проверку его истинности или ложности. По видимости он является полностью констатативным (пропозициональным, т.е. позволяющим демонстрировать его истинность или ложность), а не перформативным». Оба термина заимствованы из работ английского философа, одного из создателей «теории речевых актов» Джона Остина (1911—1960) и использовались Викторией Морин в попытке описать базовую двусмысленность дискурса новостей. Согласно ее структуралистскому анализу формы новостей, событие должно быть превращено в «рассказ о событии» (a «story about an event»), что происходит в процессе взаимодействия двух противоположных подходов: «перформативного» и «констатативного». Перформативный подход является также интерпретативным и фабульным (storytelling), тогда как констатативный — демонстративным и фактуальным. С одной стороны, «чистые факты» не имеют смысла, с другой стороны, «чистое представление» («pure performance») удалено от необратимых и рационально познанных фактов истории, которые, как принято считать, и представляют нам новости. По мнению В. Морин, различные виды теорий включают разные комбинации обоих подходов и могут быть разнесены по двум «осям» телевизионного дискурса.

Результатом новаторских исследований, проведенных учеными Глазго, стали три книги, до сих пор представляющие исследовательский интерес.