Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SPD.DOC
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
5.41 Mб
Скачать

5.1.4. Интегральный показатель надежности в экстремальной ситуации и удельные веса ее компонентов

Интегральный показатель надежности в экстремальной ситуации (ЭС) представляет собой суммарный показатель компонентов надежности. При этом следует учитывать, что, во-первых, каждый из компонентов надежности имеет разный удельный вес. Во-вторых, что удельных вес компонентов надежности зависит от особенностей деятельности, в частности – от того, принадлежит ли исследуемый к представителям экстремальных профессий.

По результатам экспериментального исследования 120 сотрудников силовых ведомств (ОВД, УГПС, УИН) и 150 гражданских лиц (работники торговли, учителя, студенты) Е.Б.Цагарелли (2009) составила таблицу 2.34. удельных весов компонентов надежности в ЭС (таблица 2.34). Полученные результаты существенно уточняют традиционные представления о значимости (удельном весе) компонентов в структуре надежности в экстремальной ситуации.

Так, общепринято считать основным компонентом надежности в ЭС психоэмоциональную устойчивость. Во многих работах по психологии спорта, психологии правоохранительной деятельности, психологии экстремальных ситуаций надежность в ЭС даже сводится к психоэмоциональной устойчивости. Однако, как показывают результаты (таблица 2.34), психоэмоциональная устойчивость (ПУ) в структуре надежности имеет наименьший удельный вес как у гражданских лиц (6%), так и у силовиков (7%). В обеих группах ПУ занимает последнее седьмое место. Это можно объяснить тем, что психоэмоциональная устойчивость, прежде всего, является фактором, снижающим отсроченные во времени негативные психические состояния (пострессовые состояния, посттравматические синдромы и т.д.). Роль же ПУ как непосредственного фактора надежности в ЭС гораздо скромнее.

Таблица 2.34.

Удельные веса компонентов надежности в экстремальной ситуации

Гражданские лица

Силовики

Ранг

Уд. вес %

Ранг

Уд. вес %

1

УМ

21

1

СПС

21

2

КСМ

18

2

УМ

17

3

Стаб. экстр.

16

3

УПДЭС

16

4

СПС

14

4

Стаб. экстр.

16

5

УПДЭС

14

5

КСМ

12

6

Стаб. фон.

11

6

Стаб. фон.

11

7

ПУ

6

7

ПУ

7

Обозначения: ПУ – психоэмоциональная устойчивость, УПДЭС – устойчивость психомоторной деятельности в экстремальной ситуации, СПС – саморегуляция психических состояний, УМ – устойчивость мышления, КСМ – коэффициент саморегуляции мышления; Стаб.фон. – стабильность психомоторной деятельности в фоновых условиях, Стаб.экстр. - стабильность психомоторной деятельности в экстремальных условиях.

На предпоследнем шестом месте находится фоновая стабильность психомоторной деятельности с удельным весом по 11% в обеих группах. Фоновая стабильность влияет на надежность в ЭС опосредовано через экстремальную стабильность как необходимое условие последней. Закономерно, что экстремальная стабильность, в сравнении с фоновой, имеет больший удельный вес (по 16 % в обеих группах).

Наибольший удельный вес (21%) в структуре надежности в ЭС у гражданских лиц имеет устойчивость мышления (УМ). На первый взгляд это кажется неожиданным, так как бытует мнение, что устойчивость мышления как компонент надежности в ЭС необходима только для руководителей различного уровня, для исполнителей же, к которым в основном относятся участники исследования, важнее устойчивость психомоторной деятельности. Неоспоримо, что для руководителей устойчивость мышления очень важна. Но и для исполнителей в экстремальной ситуации устойчивость мышления также имеет большое значение. Экстремальная ситуация «ломает» привычные для исполнителя алгоритмы действий, заставляет постоянно переосмысливать изменения ситуации, принимать решения относительно своих действий, т.е. требует активной мыслительной деятельности. От устойчивости мышления, зависит адекватность и эффективность исполнительных действий. Если мышление неустойчиво, то любая «ломка» алгоритма в случае возникновения экстремальной ситуации приводит к краху деятельности. Устойчивость мышления компенсирует для исполнителей «ломку» алгоритма действий и ведет к поведению, адекватному возникшей ситуации. Таким образом, устойчивость мышления заслуженно занимает одно из ведущих мест в иерархической структуре надежности в ЭС как для руководителей, так и для исполнителей.

Характерно, что у силовиков устойчивость мышления имеет меньший удельный вес, чем у гражданских лиц (соответственно 17% и 21%) (Е.Б.Цагарелли, 2009). Силовики являются профессиональными экстремалами и гораздо лучше, чем гражданские лица владеют алгоритмами поведения и деятельности в ЭС. Поэтому для них менее актуальна потребность в осмысливании ЭС и принимаемых решений, а, следовательно, и в устойчивости мышления.

Этими же причинами объясняется и то, что саморегуляция мышления (КСМ) у силовиков имеет меньший удельный вес, чем у гражданских лиц (соответственно 12% и 18%) (Е.Б.Цагарелли, 2009). В ЭС саморегуляция мышления призвана стабилизировать устойчивость мышления и через устойчивость влияет на надежность в ЭС. При недостатке устойчивости мышления у человека, включаются процессы ее саморегуляции. В основе эволюционного развития психики лежит способность к выживанию в изменяющихся условиях внешней среды. Недостаточный уровень устойчивости мышления у человека, столь необходимый для надежности в экстремальной ситуации, адекватности и эффективности его поведения, компенсируется включением саморегуляторных процессов, в целом, и саморегуляции мышления, в частности.

Наибольший удельный вес (21%) в структуре надежности в ЭС у силовиков имеет саморегуляция психоэмоциональных состояний (СПС) (Е.Б.Цагарелли, 2009). Это можно объяснить повышенной потребностью представителей экстремальных профессий в защите от психотравмирующих факторов ЭС. Весьма вероятно, что защита психики и сомы от негативного воздействия ЭС с помощью саморегуляции психоэмоциональных состояний сознательно или подсознательно выдвигается у них на первое место в сравнении с другими проблемами, требующими решения в условиях ЭС.

Устойчивость психомоторной деятельности в экстремальной ситуации (УПДЭС) по удельному весу занимает в структуре надежности третье место у силовиков (16%) и пятое место у гражданских лиц (14%) (Е.Б.Цагарелли, 2009). Традиционно УПДЭС отводилось более высокое место в структуре надежности. Однако высокая точность психомоторных действий в ЭС, видимо, не является доминирующим фактором надежности, тем более для всех.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]