Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч. пособие - Гладилин.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
808.45 Кб
Скачать

Категории знаков

Пирс и Соссюр и пытались объяснить различные способы, посредством которых знаки передают значение. Пирс 

выделил три категории знаков, каждая из которых характеризуется особыми отношениями между знаком и его объектом (референтом).

Знак, называемый икон  каким- то образом напоминает свой объект, он выглядит или звучит как его объект. 

Знак под названием индекс  отличается наличием прямой связи между знаком и его объектом: знак и объект каким-то образом связаны между собой. 

Знак -символ  характеризуется отсутствием какой-либо связи между знаком и объектом. Символ является знаком только потому, что люди считают его таковым: они знают, что он обозначает что-то. Фотография является иконом, дым является индексом огня, а слово это символ

Соссюр не выдвинул никакой подобной квалификации. Как лингвист, он интересовался только символами,  потому что слова являются символами. Но последователи  Соссюра обнаружили, что физическая форма знака (которую Соссюр называл означающим) и связанный с ней  психический концепт (означаемое) могут быть связаны или иконическим, или произвольным образом.

При иконических отношениях, означающее выглядит или звучит как означаемое, при произвольных отношениях, означающее и означаемое связаны только  соглашением между пользователями.

Иконические и произвольные отношения между означаемым и означающим Соссюра  в точности соответствуют иконам  и символам Пирса. Знакам-индексам в теории Соссюра не нашлось места.

Хотя Соссюр и Пирс работали в различных академических традициях (лингвистики и философии, соответственно) они тем не менее  оба пришли к пониманию знака как главной единицы семиотики. Они также оба пришли к пониманию того, что первостепенная задача науки о знаках – это  классификация различных знаков с точки зрения  связи означающего с означаемым (Соссюр), или связи знака с объектом (Пирс).

Итак, Пирс разделил знаки на три типа: икон, индекс и символ. По его мнению, эти три типа могут быть смоделированы  в форме  треугольника, который напоминает его модель значения. Пирс считал, что это самая полезная и фундаментальная модель природы знаков.

«…Каждый знак определяется его объектом, будь то, во-первых,  способность характеризовать объект, тогда я называю такой знак икон, во-вторых, способность в реальности и в отдельном своем существовании быть связанным с индивидуальными объектом, тогда я называю такой знак индексом, в-третьих, более или менее ощущаемая уверенность, что знак будет интерпретирован как обозначение объекта в результате привычки ... Тогда я называю знак символом.»( Zeman 1977)

Икон имеет сходство со своим объектом. Часто это наиболее очевидно в визуальных знаках: фотография моей тети есть икон, географическая карта - икон; фигурки на дверях туалетов - иконы. 

Но иконичность возможна и в словесной коммуникации: в стихотворении Василия Казина «Рубанок» сочетания согласных звуков в словах и ритм стиха напоминают звуки, издаваемые рубанком:

Живей рубанок, шибче шаркай,

Шушукай, пой за верстаком,

Чеши тесину сталью жаркой,

Стальным и жарким гребешком.

«Пасторальная симфония» Бетховена содержит музыкальные иконы звуков природы, а 7-я симфония Шостаковича – иконы звуков войны. . Многие духи являются иконами запахов растений. 

Разного рода схемы и диаграммы – тоже иконы. Пирсова модель «знак – объект – интерпретанта» является иконом, потому что она в конкретной форме отображает абстрактную структуру отношений между  элементами системы.

Индекс тоже просто объяснить. Это знак, имеющий прямую экзистенциальную (то есть реально существующую) связь со своим объектом. 

Дым является индексом огня, Чихание – индекс простуды. Если я по телефону договорюсь встретиться с кем-то, и сообщу этому кому-то, для того чтобы он смог узнать меня, что я бородатый и ношу желтую розу в петлице, то борода и желтая роза будут моими индексам.

Символ – это знак, в  котором связь с  объектом является вопросом конвенций (соглашений) или правил. Слова в большинстве – символы. Красный Крест является символом. Цифры являются символами – нет объяснений, почем форма  2 соотносится с парой объектов: это соотношение можно только объяснить соглашением или правилами, существующими в нашей культуре. А вот римская цифра II, конечно, икон.

Но не всегда знаки четко делятся на категории. Один знак может включать в себя несколько категорий. Возьмем, например, дорожный знак «Пересечение с второстепенной дорогой». Красный  треугольник является символом, согласно «Правилам дорожного движения» он означает «Предупреждение».

Крест в центре представляет собой смесь икона и символа. Это икон, потому что его форма определяется отчасти формой его объекта (пересечение дорог), но это и символ, так как мы должны знать конвенцию, чтобы «прочитать» его именно как «перекресток», а не как, скажем, «церковь» или «плюс», или «больница», как в анекдоте про блондинок.

Кроме того, в реальной дорожной ситуации это еще и индекс, потому что это он указывает на реальное перепутье, является его указателем. Но когда мы видим его в  брошюре «Правила дорожного движения»,  он не индекс, поскольку тогда он физически или пространственно не связан со своим объектом.

Соссюрово  понимание знака отодвигает на второй план так называемую сигнификацию, то есть, отношение означаемого к реальности или, если обратиться к терминологии Пирса, знака  к объекту. 

Соссюр заинтересован прежде всего  отношениями означающего к  означаемому и отношением знака к другим знакам.  Соссюров термин «означаемое» имеет сходство с Пирсовой  интерпретантой. Однако интерес Соссюра никогда не распространяются на пользователя знаков.

Интерес Соссюра к связи означающего с означаемым  превратился в серьезную теорию в европейской традиции семиотики. 

Соссюр был сосредоточен на  лингвистике и сделал лишь мимолетное упоминание о возможных областях применения науки, которую он назвал семиология.

«Можно представить себе науку, которая будет изучать жизнь знаков внутри общества .... Назовем ее семиологией, от греческого semeion ("знак"). Она может научить нас, из чего состоят знаки , какие законы управляют ими. Так как она еще не существует, мы не можем сказать, что она будет из себя представлять, но она имеет право на существование, и ее существование уже предрешено. Лингвистика - это только часть этой общей наука, и законы, которые обнаружит семиология , будут применяться и к лингвистике, которая, таким образом, окажется  привязанной к четко определенной области  человеческих феноменов» (Соссюр Ф. 1977 С.53).

Видными последователями Соссюра, были Пьер Гиро  и Ролан Барт. Для того чтобы следовать их методам семиотического анализа мы должны усвоить новый набор терминов.  Основные термины, используемые при изучении отношений между означающим и означаемым, которые были выработаны последователями Соссюра, – произвольность, иконичность, мотивированность, и ограниченность. Все они тесно взаимосвязаны

Произвольный характер знаков был для Соссюра главным признаком человеческого языка. Произвольностью знака он называл отсутствие  какой-либо необходимой связи между означающим и означаемым: отношения между ними определяются конвенцией, то есть соглашениями или правилами, существующими между пользователями. 

Те знаки, которые он называл произвольными, в точности соответствуют тем, которые Пирс называл символами. Как и Пирс, Соссюр считал, что это  самая важная и высокоразвитая категория знаков.

Термин иконичность нам уже знаком. Последователи Соссюра использовали его в Пирсианском смысле, то есть иконичным знаком является тот, у которого форма означающего в какой-то степени определяется  означаемым.

Термины мотивированность и ограниченность используется для описания той  степени, в которой означаемое определяет означающее: Эти термины почти взаимозаменяемы. В высокой степени мотивированный знак очень  иконичен. Фотография является более  мотивированной, чем дорожный знак. Произвольный знак  является немотивированным.

Мы можем  также использовать термин ограниченность для обозначения влияния, которое оказывает означаемое на означающее. Чем более мотивирован знак, тем больше его означающее ограничивается  означаемым.

Фотография человека - высоко мотивированный знак, потому что то, как выглядит  фотография (означающее) зависит от того, как выглядит сам человек (означаемое). Мастерство и художественная манера фотографа, сделавшего снимок (фокус, освещение, ракурс и т.д.) привносит элемент  произвольности в конечный знак. Портрет, написанный красками на холсте, может быть менее иконичным, а, значит, более произвольным, чем фотография.

Карикатура еще менее мотивирована: Карикатурист имеет больше свободы, проявляющейся в том, чтобы тема подавалась так, как он хочет.  Он гораздо менее ограничен. Если мы будем искать наименее мотивированные,  а значит наиболее произвольные знаки «человека или мужчины», но в которых, тем не менее, сохраняются элементы иконичности, мы обязательно придем к  детским «спичечным» рисункам или к знакам на дверях мужских туалетов.

Немотивированный, произвольный знак - это слово «мужчина», или символ ♂.