Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч. пособие - Гладилин.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
808.45 Кб
Скачать

Конвенция

Конвенции, или привычки в терминологии Пирса, играют очень важную роль в коммуникации и сигнификации. На самом формальном уровне они задают правила, по которым работают произвольные знаки. Существует, например, формальная конвенция о том, что знак (слово) «кошка» обозначает четвероногих животных семейства  кошачьих, а не вид одежды или обуви. 

Существуют формальные соглашения, которые  фиксируют грамматические правила: например в предложении «Кошки едят мышек» первое слово (подлежащее) должно стоять в именительном падеже, а третье слово (дополнение) – в винительном.

Но есть и менее формальные, менее явно выраженные конвенции. Например, мы научились на опыте, что так называемая «замедленная съемка» на телевидении"означает" одно из двух: либо анализ динамики какой-то удачи или ошибки (особенно в спортивных программах), или демонстрация чего-то красивого. Иногда эти два случая могут совмещаться (например, в женской гимнастике),

Наш опыт восприятия подобных знаков, который является  опытом конвенции, позволяет нам адекватно реагировать, мы знаем, что замедленная съемка вовсе не означает, что люди вдруг начали двигаться медленно , а наш опыт восприятия телевизионного контента  подсказывает нам, что в данных случаях нас призывают оценить красоту или оценить мастерство движения.

На телевидении крупный план  какого-нибудь лица обычно означает, что обладатель этого лица испытывает  какое-то сильное чувство. 

Опираясь на конвенцию, мы знаем, что это вовсе не означает, что кто-то вдруг взял нашу голову и силой приблизил наше лицо к лицу телегероя. Но крупный план имеет также иконическое значение, так как он  фокусирует наш интерес на человеке в такой момент, позволяет нам рассмотреть этого человека поближе.

Конвенция является  абсолютно необходимой для понимания любого знака, является ли он иконом или индексом. Люди должны научиться понимать фотографию, даже если она совершенно реалистична и репрезентирует объект в натуральную величину, даже в муляжах или восковых фигурах музея мадам Тюссо присутствует конвенция. Конвенция является социальным аспектом знаков. Это  соглашение  между  пользователями об адекватном использовании знаков и адекватной реакции на знак. 

Таким образом, будет более разумно рассматривать  различия между произвольностью и иконичностью знаков или между символами и иконами / индексами, как некую шкалу. На одном конце шкалы мы имеем чисто произвольный знак - символ. На другом конце - чистый икон, который на самом деле, как мы выяснили, не может существовать. Мы можем представить это на схеме.

Организация знаков: парадигмы и синтагмы

Соссюр определил два способа, посредством которых  знаки организованы в коды. Первый способ – это парадигмы. Парадигма представляет собой набор знаков, из которых один должен быть выбран.

Набор геометрических форм для дорожных знаков ( квадрат, круг, или треугольник) являет собой парадигму, другая парадигма - набор символов, которые могут быть изображены на знаках. 

Второй способ, посредством которого, согласно Соссюру, знаки организуются в коды, являются синтагмы.

Синтагма – это сообщение, которое комбинируется из знаков, выбранных из парадигм.

Дорожный знак является синтагмой, то есть комбинация выбранной геометрической формы с выбранными символами. Если взять естественный человеческий язык, то словарь является парадигмой, а предложение синтагмой. Таким образом, все сообщения предполагают выбор (из парадигм) и комбинацию (в синтагму).

Мы должны помнить, что Соссюр утверждал, что значимость знака  в основном определяется его отношениями с другими знаками. Именно к этим проблемам проявлял он свой основной научный интерес, и именно этим его теория знака в наибольшей степени отличается от теории Пирса. Два основных типа отношений, в которые знак может вступать  с другими знаками, имеют названия парадигматические и синтагматические отношения.

Парадигма представляет собой набор единиц, из которого и только из которого должен быть сделан  выбор, Простой пример – это буквы алфавита. Они формируют парадигму для письменной речи и иллюстрируют две основные характеристики парадигмы.

(А) Все единицы парадигмы должны иметь нечто общее, они должны обладать какими-то интегральными признаками, определяющими их членство в данной  парадигме. Мы знаем, что М является буквой и, таким образом, членом парадигмы алфавита, с другой стороны, мы знаем, что, к примеру, 5 членом этой парадигмы не является, потому что это не буква.

(Б) Каждая единица должна быть четко отделена от всех остальных единиц парадигмы. Необходимо, чтобы знаки парадигмы отличались друг от друга с точки зрения их означающих и означаемых. Признаки, с помощью которых люди могут  отличать одно означающее от других  означающих, называют дифференциальными признаками знака: Продолжая наш пример с буквами, можно сказать, что плохой почерк – это почерк, который  «стирает», нивелирует дифференциальные признаки букв.

Каждый раз, когда мы общаемся, мы должны выбирать. Мы уже говорили о том, что словарный состав  русского языка является парадигмой. Слова также разделены на  более  конкретные  парадигмы: грамматические парадигмы, такие, как части речи (существительные, прилагательные,  глаголы),  парадигмы грамматических форм, например, падежных форм существительных, парадигмы сфер употребления языка (деловой язык, научный, разговорный и т.п.), парадигмы интонационных рисунков и т.п.

Другие примеры парадигм в разных видах коммуникации: 

  • способ смены плана в телевизионном вещании:«обрезанный»,  «исчезающий», «растворяющийся», «смешивающийся» и т.д.; 

  • головные уборы: фетровая шляпа, кепка, берет, ковбойская шляпа и т.д.;

  • стиль стульев в нашей квартире;

  • марка автомобиля, на котором мы ездим;

  • цвет краски, которой мы красим  двери.

В пределах парадигмы значение единицы, которую мы выбираем, в значительной степени определяется значениями единиц, которые мы  не выбрали. Можно подвести итог таким афоризмом: где есть выбор, есть значимость, и значимость того, что было выбрано, определяется значимостью того, что не было выбрано

После того, как единица была выбрана из парадигмы, она комбинируется с другими единицами.  Эта комбинация  называется синтагмой. Таким образом, написанное слово есть визуальная синтагма, так как она состоит из последовательности  парадигматических выборов – букв алфавита. Предложение – это  синтагма, состоящая из выбранных  слов.

Наш наряд есть синтагма, комбинирующая наши выборы, сделанные из парадигм головных уборов, одежды для верхней половины тела, одежды для нижней половины тела, обуви и т.д. Обстановка нашей комнаты – синтагма, комбинированная из выборов, сделанных из парадигм стульев, столов, кресел, ковров, обоев и т.д.

Архитектор, проектируя дом, делает синтагму из стилей дверей, окон и т.д., и парадигм их расположения.

Ужин в ресторане представляет собой хороший пример действия системы, основанной на парадигматических и синтагматических отношениях. Меню – это ряд парадигм (первые блюда, вторые блюда, десерты, напитки и т.д.). В итоге заказ, который мы делаем официанту, является синтагмой.

Важным аспектом  синтагм являются правила и конвенции, с помощью которых осуществляется соединение единиц . В языке совокупностью таких правил является  грамматика, в музыке это мелодия (гармония – вопрос парадигматических выборов),

в одежде – это хороший вкус и чувство стиля, хотя есть и более формальные правила, например, дресс-коды и униформы.

Итак, для Соссюра и его последователей – ученых-структуралистов  ключ к пониманию знаков -понимание их структурных отношений с другими знаками. Существует два типа таких структурных  отношений:  парадигматические, основанные на выборе, и синтагматические, основанные на комбинации

Светофор является простой системой коммуникации, которую мы можем использовать для иллюстрации многих теоретических понятий, введенных в последних лекциях.

Начнем с идентификации парадигмы, то есть  самого светофора как набора единиц.

Красный свет здесь означает «СТОП», и не является, к примеру, означающим известного заведения с улицы красных фонарей или того, что идет запись телепрограммы или музыки.

Конечно, это произвольный знак, или символ, но не «чистый» символ. 

Красный цвет настолько широко распространен как знак  опасности, что мы вправе утверждать, что здесь имеется некоторый иконический элемент. Может быть, потому что это цвет крови, или потому, что в моменты крайнего гнева или страха, расширение кровеносных сосудов в глазах заставляет нас  все"видеть в красном цвете». Таким образом, красный – цвет кризиса.

Но если красный, являющийся  смесью конвенциональности и мотивированности, означает «СТОП", то из этого логически вытекает, что. зеленый, являющийся  противоположностью красного в цветовом спектре,  означает «ВПЕРЕД», что  является противоположностью «СТОП». Кроме того, можно вспомнить, что зеленый – цвет травы и растений, а значит, жизни и движения. Следовательно, зеленый в светофоре – это тоже смесь конвенциональности и мотивированности.

Если выбирать третий элемент системы, то мы должны непременно прийти к желтому или синему цвету, так как эти цвета  находятся как бы на полпути между красным и зеленым в спектре. Однако синий предназначен для аварийно-спасательных служб и знаменитых мигалок, поэтому выбор падает на желтый. Следовательно, и он – смесь произвольности и иконичности.

Синтагмы светофора регулируются следующими правилами (конвенциями). Эти правила – грамматика светофора:

  • Красный означает «СТОП»;

  • Зеленый означает «ВПЕРЕД»;

  • Красный+Желтый означает «ИЗМЕНЕНИЕ В НАПРАВЛЕНИИ ВПЕРЕД»;

  • Желтый означает «ИЗМЕНЕНИЕ В НАПРАВЛЕНИИ СТОП»;

  • не может быть сочетания Красный+Зеленый;

  • красный и зеленый никогда не следуют друг за другом непосредственно.

В этой системе достаточно много избыточности. В принципе было бы достаточно одного красного света Допустим, когда он горит, означало бы СТОП, когда он выключен, означало бы ВПЕРЕД. 

Тем не менее, во все светофоры добавляются избыточные элементы, в виде зеленого и желтого цветов. Это предотвращает возможные ошибки (например, выключенный светофор может быть «прочитан» как вышедший из строя).Полная система имеет высокую избыточность, потому что это жизненно важно для минимизации ошибок декодирования, так как в дорожных ситуациях может быть много  "шума" (солнце, светящее в глаза, ,необходимость следить за другими участниками движения и т.д.).