Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
методичка по теории семейных систем Боуена.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
500.74 Кб
Скачать

8.4. Единственный ребенок

Дети, у которых нет братьев и сестер, имеют лучший и в то же время худший из возможных миров. Они одновременно оказываются самыми старшими и самыми младшими в семье. В результате эти дети имеют многие свойства старшего ребенка, но могут сохранить в себе детские качества до зрелого возраста.

Более чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Напри­мер, девочка, мать которой была младшей сестрой братьев, ока­жется более непостоянной и склонной к флирту, чем та, у которой мать была старшей сестрой сестер. Фактически, единственный ребенок может повторять характеристики родителя одного с ним пола, пока не столкнется с трудностями или стрессом, выявляющи­ми его собственные свойства.

Поскольку единственный ребенок никогда не вытесняется младшим братом или сестрой, он более непринужденно себя чувствует наедине с самим собой и имеет более высокий уровень самооценки, чем старший ребенок, с меньшей потребностью кон­тролировать других. Он меньше страдает от потери авторитета, ожидает и легко принимает помощь, когда испытывает в ней необходимость. Единственный ребенок многого требует от жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на сво­его единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отлича­ется в школе и в последующих областях приложения сил. Он даже может стремиться к совершенству и бывает крайне расстроен, если не преуспевает во всем, чем занимается. Обычно он удачлив; в большинстве тестов на проверку знаний и логических способно­стей он имеет самые высокие показатели.

Поскольку единственный ребенок не привык к близкому обще­нию с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится (выходит замуж) или живет с кем-либо. Он не воспринимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нор­мальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить. Он не привык к сложности других индивидов, и потому на протяжении всей жизни будет наиболее комфортно чувствовать себя в одиночестве. Это не значит, что единственный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, един­ственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на миниатюрного взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему высокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым. Легкого подшучивания (и принятия шуток) с социально равными людьми единственный ребенок не понимает. Однако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отношений требует у единственного ребенка значительного времени, во взрослом возрасте большин­ство из них прекрасно адаптированы.

Для детей, родившихся в 50-е годы и ранее, важен еще один фактор: почему они оказались единственными? (До шестидесятых годов крайне необычно было иметь всего одного ребенка.) Причи­ной этого могла быть какая-нибудь катастрофа – физическая, эмоциональная или финансовая, – которая помешала родителям завести еще одного ребенка. Сегодня, разумеется, многие семьи имеют всего одного ребенка из-за изменения стиля жизни.

В нашей культуре (американской, прим. авторов) существуют различия между воспитанием единственного ребенка мужского или женского пола, которые об­суждаются ниже.

Единственный сын

В связи с тем, что многие родители предпочитают иметь одного мальчика, ему живется лучше, чем единственной дочери. Он обычно любимец обоих родителей и в большинстве семей объект их гордо­сти и обожания. Он уверен, что и весь остальной мир будет относить­ся к нему с таким же восторгом, и когда это одобрение приходит, он воспринимает его как должное.

Другим не следует ожидать от него большой поддержки. Он не отступит от своего пути для кого бы то ни было, если ему только не все равно, идти ли по этому пути или по какому-либо другому. Но не только по этой причине единственный мальчик чаще остается одиночкой. Другие могут тянуться к нему, но он даже не поддерживает дружбу и обычно предпочитает собствен­ную компанию кому бы то ни было.

В качестве пары он может испробовать и покинуть даже не­сколько женщин. Он плохо приспособлен к равным отношениям; он привык, чтобы родители заботились обо всех его основных потреб­ностях, позволяя ему быть «маленьким гением». Поэтому он ожидает от жены, что она облегчит ему жизнь, не требуя ничего взамен.

Поскольку он был бы старшим братом, если бы у его родителей появились другие дети, он иногда неплохо уживается с младшей или средней сестрой братьев. Старшая сестра братьев выступает для него, скорее, в качестве матери. Другой единственный ребенок — наиболее трудная для него пара. Оба они не умеют справляться с близкими и равными отношениями, никто из них не привык к проти­воположному полу, и оба хотят, чтобы другой играл роль родителя.

Когда единственные дети образуют супружескую пару, они нередко решают (вполне разумно) не иметь детей.

Если единственный сын имеет детей, его жене, как правило, приходится брать на себя всю ответственность за них; он редко желает включаться в родительские отношения.

Единственный сын, как и старший, имеет высокую мотивацию достижения. По большому счету, ему нужно, чтобы на работе демонстрировались его выдающиеся достижения — так, как это было в родительском доме.

Единственная дочь

Единственная дочь часто имеет подсознательное представле­ние о себе, как об особом лице – Ее Величестве – и обычно сердится, когда другие обращаются с ней иначе. Она ожидает одобрения, если не восхищения, особенно от мужчин. Она не всегда понимает других, если только они не похожи на нее. Она одновременно слишком взросла для своих лет и слишком ребячлива.

Единственная дочь часто сверхзащищена своими родителями, и это заставляет ее ожидать защиты и заботы от друзей и мужа впос­ледствии. Муж, которого она выбирает (а это именно она делает выбор), должен быть тактичным, легким в общении, имеющим хоро­ший характер, готовым считаться с любыми ее желания­ми. Предпочтительнее мужчина старше ее, такой, которого скорее будут забавлять, чем раздражать, ее капризы и склонность прове­рять его любовь. Как и единственный сын, единственная дочь не приспособлена ни к каким партнерам с любым порядком рождений. Лучшим выбором для нее может стать старший брат сестер или (по­скольку в таком случае она окажется старшей) младший брат сестер. Средний брат сестер также может ужиться с ней.

Единственный сын – наиболее трудная для нее пара, поскольку крайне маловероятно, что он будет тешить ее самолюбие, а она – стремиться угождать его потребностям. Их шансы несколько улуч­шаются, если они имеют активно выраженные общие профессиональные интере­сы или хобби. Из всех возможных пар эта меньше всего приспособ­лена к тому, чтобы иметь детей.

Если единственная дочь имеет детей, то мужу придется, веро­ятно, взять на себя всю заботу о них. С этим хорошо справится старший или старше-средний брат братьев или сестер.

Подругами единственной дочери, скорее всего, окажутся стар­шие сестры сестер или иногда младшие сестры сестер. Она сильнее, чем единственный сын, будет стремиться иметь друзей и может искать интимности, не умея ее достичь.

Единственная дочь обычно очень интеллигентна и компетентна в своей деятельности, но ее талант может пропасть, если у нее не будет идеальных условий для работы, что подразумевает близкую ей по духу обстановку, где она сможет работать одна или для доброжелательного старшего мужчины.