Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
istoria_otvety_na_VSE_bilety.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.86 Mб
Скачать

2. Установление режима культа личности и.В. Сталина. Большой террор и его историческое значение

Репрессии в СССР не прекращались со времени Гражданской войны и интервенции. Однако после завоевания Сталиным в 1929 г. позиции бесспорного лидера они неуклонно ужесточались. Официальная пропаганда подчеркивала, что победы партии большевиков в октябре 1917 г., в Гражданскую войну, в социалистическом строительстве были достигнуты благодаря «мудрому руководству» Сталина. Постепенно формировался ореол непогрешимости вокруг его имени, складывался культ личности вождя. Любая критика в адрес Генерального секретаря или кого-либо из его ближайших соратников, в том числе и в частной беседе, квалифицировалась как контрреволюционный заговор. Всякий, не сообщивший об этом в ОГПУ, в высшие партийные инстанции, считался «врагом народа», его ждало суровое наказание. Принадлежность к старой большевистской гвардии, репутация героя Гражданской войны уже не оберегали от карательных мер.

Теоретическим обоснованием политики репрессий стал выдвинутый И.В. Сталиным тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социалистического строительства.

Сложности, выявившиеся в ходе реализации первого пяти летнего плана и коллективизации, возлагались на «буржуазных спецов». Их обвинили во вредительстве и контрреволюционной деятельности. В 1928—1930 гг. были сфабрикованы дела: «Шахтинское», «Промпартии», «Трудовой крестьянское партии», «Союзного бюро меньшевиков», «Академическое? и др. Оказались репрессированы многие управленцы, видные инженеры, ученые. Среди них ученые Л.К. Рамзин, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле, авиаконструкторы Д.П. Григорович, Н.Н. Поликарпов и др. Усилились подозрения в неблагонадежности «военспецов», обостренны дискуссией о модернизации Вооруженных сил страны. В 1930—1931 гг. были репрессированы свыше 3 тыс. бывши: офицеров царской армии.

Продолжали действовать концентрационные лагеря. Наиболее известным был Соловецкий лагерь особого назначение (СЛОН). В связи с резким увеличением количества заключенных после проведения кампании борьбы с кулачеством в 1930—1931 гг. было создано Главное управление лагерями (ГУЛАГ).

В годы первых пятилеток заключенные использовались в основном на тяжелых и неквалифицированных работа: в добывающей промышленности в малозаселенных и климатически неблагоприятных районах СССР, на лесоразработка: и строительстве ирригационных и водно-транспортных сооружений, каналов (Беломорско-Балтийского, им. Москвы и др.) Постоянные ужесточения законодательства позволял! направлять в лагеря рядовых граждан за малейшие проступки (опоздание на работу, за «колоски», анекдоты и т.д.). Политик; репрессий породила практически бесплатный труд заключенных на стройках первых пятилеток. Она играла важную роль в экономике страны.

Своего апогея репрессии достигли в 1935—1938 гг. после убийства руководителя ленинградской партийной организации СМ. Кирова. Возник повод для резкого ужесточения законодательства и введения упрощенного порядка рассмотрения дел о террористических актах и контрреволюционных организациях. Основанием вынесения обвинительного приговора стало личное признание подозреваемого. Следствию разрешалось использовать пытки, процесс проходил без участия прокурора и защитника, приговоры выносились без права обжалования и исполнялись незамедлительно. Смертную казнь разрешалось применять к лицам, достигшим 12-летнего возраста. Члены семей осужденных «врагов народа» без суда подлежали ссылке, лишались гарантированных Конституцией гражданских прав.

Точные масштабы репрессий до сих пор точно не установлены. По примерной оценке, с 1930 по 1953 г. к смертной казни было приговорено не менее 800 тыс. человек. Концентрационные лагеря прошли около 18 млн. человек, в том числе около пятой части осужденных — по политическим статьям.

Билет № 15

Эпоха дворцовых переворотов. Усиление роли дворянства в общественно-политической жизни России в XVIII веке.

Эпоха дворцовых переворотов — временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами либо придворными дворцовых переворотов.

Предпосылки:

- отсутствие чётких правил наследования престола при непрестанной борьбе дворцовых группировок.

Ответственным за нестабильность верховной власти в XVIII веке в России оказался Пётр I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии», которым предельно расширил круг возможных претендентов на престол. Фактически монарх мог назначить своим наследником кого угодно [1]. Если он по каким-то причинам не успевал этого сделать, вопрос о законном наследнике оказывался открытым. При максимальном огосударствлении общественной жизни, отсутствии даже в зародыше легальной политической деятельности перевороты стали хотя и примитивным, но единственным способом разрешения противоречий между основными составляющими системами абсолютизма — самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим дворянским сословием.

Уже накануне смерти Петра I, 25—26 января 1725 года, среди высших чинов империи возник раскол. Одна группировка (президент Юстиц-коллегии Ф. М. Апраксин, президент Коммерц-коллегии Д. М. Голицын, президент Военной коллегии А. И. Репнин, сенатор В. Л. Долгорукий, президент Штатс-Контор-коллегии И. А. Мусин-Пушкини канцлер Г. И. Головин) выступила за возведение на престол внука Петра I — царевича Петра Алексеевича и установление системы регентства — правления жены Петра I Екатерины Алексеевны вместе с Сенатом.

Другая группировка (светлейший князь А. Д. Меншиков, генерал-прокурор Сената П. И.Ягужинский, генерал И. И. Бутурлин, дипломат и руководитель Тайной канцелярии П. А. Толстой, вице-президент Синода Феофан Прокопович и др.) отстаивала кандидатуру Екатерины как самодержавной государыни. Спор зашел далеко, однако напористость, умелое лавирование и самое главное — опора в критический момент на гвардейские (Преображенский и Семёновский) полки обеспечили возведение на престол после кончины Петра Великого 28 января 1725 года Екатерины Алексеевны. После неё во главе государства в продолжение XVIII века ещё четырежды оказывались женщины. Женское правление в России подошло к концу только в 1796 году.

Неопределённость в вопросе о правилах наследования престола была в известной степени устранена принятием в 1797 году т.н. Павловского закона о престолонаследии(en), который установил чёткие законоположения, только при условии соблюдения которых последующие монархи могли восприять российский престол.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]