- •34. Жанровое своеобразие драмы Байрона «Каин»
- •35. «Восточные поэмы» Байрона. Анализ одного произведения.
- •«Корсар»
- •37. Творчество п. Б. Шелли
- •Л. Володарская
- •38. Особенности поэтики романа м. Шелли «Франкенштейн»
- •39. Творчество Вальтера Скотта
- •40. Специфика историзма произведения Вальтера Скотта «Айвенго» Анализ исторического произведения Вальтера Скотта "Айвенго"
35. «Восточные поэмы» Байрона. Анализ одного произведения.
Начиная с 1813 года, из-под пера Байрона одна за другой выходят романтические поэмы, впоследствии получившие название «восточных». К этому циклу относятся следующие поэмы: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816) и «Паризина» (1816). Определение это в полной мере, если иметь в виду колорит, относится только к первым трем; в "Ларе" же, как указывал сам поэт, имя испанское, а страна и время события конкретно не обозначены, в «Осаде Коринфа» Байрон переносит нас в Грецию, а в «Паризине» - в Италию. В стремлении объединить эти поэмы в один цикл есть известная логика, подсказанная общими признаками, характерными для всех названных поэм. В них Байрон создает ту романтическую личность, которая впоследствии, преимущественно в XIX веке, стала называться «байронической»
Героем «восточных поэм» Байрона является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий все правопорядки собственнического общества. Это – типичный романтический герой; его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом. Этих героев лучше всего охарактеризовать словами Белинского, сказанными им о самом Байроне: «Это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своём, опёршаяся на самое себя». Восхваление индивидуалистического бунтарства было выражением духовной драмы Байрона, причину которой следует искать в гибели освободительных идеалов революции и установлении мрачной торийской реакции. Этот байроновский индивидуализм был впоследствии весьма отрицательно оценён передовыми современниками английского поэта.
«Корсар»
В декабре 1813 года Байрон начал работу над новой поэмой «Корсар», «написанной с любовью и взятой из жизни». Он поставил эпиграфом стихи Тассо. Повесть начинается с предисловия, которое посвящается Томасу Муру. Поэма состоит из трёх песней, из которых каждая начинается с эпиграфа. Эпиграфом служат стихотворные строки Данте.
Герой поэмы является вождём пиратов – бесстрашных людей, преступивших деспотический закон собственнического общества, ибо они не могут жить среди «похотливых рабов» и
Честолюбивцев, жаждущих утех,
Чей сон не крепок, чей не весел смех…
Они предпочитают вести вольную жизнь на необитаемом острове, вдали от неволи больших городов.
Корсар, их смелый и мудрый предводитель, - такой же бунтарь и отщепенец, как и Гяур. На острове пиратов все его почитают и боятся. Он суров и властен. Команды пиратских бригов послушны мановению его руки, враги трепещут при одном его имени. Но он страшно одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто не знает ничего о его прошлом. Лишь по двум-трём намёкам, брошенным вскользь, можно заключить, что Конрад в юности, подобно другим героям «восточных поэм», страстно жаждал «творить добро».
Как и судьбе Гяура, любовь играет в жизни Конрада роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. Со смертью Медоры всякая радость жизни утрачена для Конрада, он таинственно исчезает. Каков был конец Конрада, никому неизвестно.
Герой «Корсара» как бы всё время погружён в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями, своей гордостью и ревниво оберегает своё одиночество, не позволяя никому нарушать своего раздумья; в этом скрывается индивидуализм героя, стоящего как бы над другими людьми, которых он презирает за ничтожество и слабость духа. Так, он не в состоянии оценить жертвенной любви красавицы Гюльнары, спасшей его с риском для жизни из темницы. Образ Гюльнары тоже овеян мрачной романтикой. Раз в жизни она узнала истинную любовь. С тех пор она уже не может мириться с постылой жизнью наложницы и рабы Сеида; её бунт против гнусной действительности носит действенные формы: она свершает суд над своим тираном Сеидом, убивает его и навсегда отказывается от родины, куда ей больше нет возврата.
Конрада роднит с Гяуром и другими героями «восточных поэм» могучая сила духа. Однако неустрашимая, огненная натура его, несмотря на присущие ей черты индивидуализма, всё же многообразнее и сложнее, чем характеры героев других поэм; в ней есть место не только для гнева, но и для сострадания.
Хотя поэма и была взята из жизни, Конрад не был Байроном; но это был герой байронического типа – свирепый и нелюдимый, дикий, управляемый своим роком, ураган, обрушивающийся на мир. О нём не знают, откуда он, куда стремиться. Он окутан тайной. В его прошлом всегда скрывается преступление, которое нам остаётся неизвестным. «Для него не существует ни раскаяния, ни отчаяния, ни искупления, то, что совершенно, не может быть уничтожено, - нельзя изгладить неизгладимое; он обретёт покой только в могиле». Это чаще всего вероотступник или атеист, он не ищет рая, он ищет отдыха. Чтобы отвлечься от самого себя он бросается в действие, в борьбу; корсар или пират, он объявляет войну обществу: гонится за сильными ощущениями. Ждёт ли его гибель – он готов любой ценой купить избавление от скуки.
Конрад был человеком действия, вождём пиратов; Байрон, которого угнетала его лень, бездействовал. Конрад был сильный, Байрон – хромой; Конрад – смуглый, Байрон – бледный. Смех Конрада был язвительной насмешкой, «которая приводила людей в ярость и в содрогание»; у Байрона смех был весёлый и обаятельный.
Загадочный героический образ Конрада пробудил глубокий интерес во всей Европе того времени. Как отметил Пушкин, современники увидели в этом образе романтическое изображение «мужа судьбы», Наполеона, с которым Конрада роднит беспредельная власть над войсками и постоянное боевое счастье.
Поэма «Корсар» – шедевр английской поэзии. Страстная сила романтической мечты сочетается в ней со сравнительной простотой художественной разработки темы; грозная героическая энергия стиха в «Корсаре» сочетается с тончайшей его музыкальностью; поэтичность пейзажей – с глубиной в обрисовке психологии героя.
Герой поэмы «Корсар» является вождем пиратов - бесстрашных людей, отвергающих деспотические законы общества, в котором они вынуждены жить и которому предпочитают вольную жизнь на необитаемом острове.Корсар, их смелый предводитель,- такой же бунтарь, как и Гяур. На острове пиратов все подчиняются ему и боятся его. Он суров и властен. Враги трепещут при одном упоминании его имени. Но он одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто не знает ничего о его прошлом. Лишь по двум-трем намекам,[159] брошенным вскользь, можно заключить, что и Конрад в юности, подобно другим героям «восточных поэм», страстно «жаждал творить добро»:Как и в судьбе Гяура, любовь играет в жизни Конрада роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. Со смертью Медоры смысл жизни для Конрада утрачен, он таинственно исчезает.Герой «Корсара» все время погружен в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями, своей гордостью и ревниво оберегает свое одиночество. В этом сказывается индивидуализм героя, как бы стоящего над другими людьми, которых он презирает за ничтожество и слабость духа. Так, он не в состоянии оценить жертвенной любви красавицы Гюльнары, спасшей его с риском для жизни из темницы. Образ Гюльнары тоже овеян мрачной романтикой. Узнав истинную любовь, она уже не может мириться с постылой жизнью наложницы и рабы Сеида; ее бунт активен; она убивает своего тирана Сеида и навсегда отказывается от родины, куда больше ей нет возврата.Поэма «Корсар» - шедевр английской поэзии. Страстная сила романтической мечты сочетается в ней с сравнительной простотой художественной разработки темы; героическая энергия стиха в «Корсаре» совмещается с тончайшей его музыкальностью; поэтичность пейзажей - с глубиной в обрисовке психологии героя.В «восточных поэмах» Байрон продолжал развивать жанр романтической поэмы.Использовав для большинства «восточных поэм» английский рифмованный пятистопный стих, Байрон насытил его новыми стилистическими приемами, позволяющими ему добиться наибольшей выразительности для изображения действия, настроений героя, описаний природы, оттенков душевных переживаний людей. Он свободно обращается к читателю с вопросами, широко применяет восклицательные предложения, строит свои сюжеты не в строгом логическом порядке (как это было принято у поэтов-классицистов), а в соответствии с характером и настроением героя.
Следует также отметить и эволюцию героя Байрона: если Чайльд Гарольд - первый романтический персонаж[160] английского поэта - не идет дальше пассивного протеста против мира несправедливости и зла, то для бунтарей «восточных поэм» весь смысл жизни заключается в действии, в борьбе. На несправедливости, совершаемые «беззаконным законом» «цивилизованного» общества, они отвечают бесстрашным противоборством, однако бесперспективность их одинокой борьбы порождает их «гордое и яростное отчаяние». Если рассматривать Восточные поэмы (а это поэмы “Гяур”, “Абидосская невеста”, “Корсар”, “Лара”, “Паризина”, “Осада Коринфа”) подробнее, то стоит остановиться на некоторых из них, так как образы главных героев в них схожи по вышеперечисленным признакам, хотя, несомненно, каждый из них создан с художественной неповторимостью, присущей перу великого поэта. В Восточных поэмах углубляется конфликт героя с обществом. Например, в поэме “Корсар” Байрон подчеркивает, что не природа создала героя преступником, а обстоятельства поставили его в это положение.Отступая от классицистических традиций, поэт рисует противоречивый образ, в котором сочетаются нежность и жестокость, крайний индивидуализм и жертвенность, благородство и преступность, меланхолическая пассивность и необузданная энергия. Например, в описании КорсараГлавный герой – корсар Конрад изображен автором фигурой глубокой и неоднозначной, разительно отличающейся от героев классицистических поэм, где добро и зло четко обозначены. В Восточных поэмах в целом и в “Корсаре” в частности отражаются сомнения автора в справедливости мироустройства, приводящие героев к трагическому концу. В романтической обстановке (морские сражения, спасение наложницы султана, пленение Конрада) показана обреченность героя, сочетающего в себе доброе злое начало и его неспособность реализовать свои положительные качества в жестоком и несправедливом мире. В отличие от предшествующих “Корсару” поэм “Восточного” цикла, личность героя раскрывается перед нами через различные критические ситуации, с которыми он сталкивается в течение поэмы. Не менее сложны и герои других Восточных поэм. По мысли Байрона, именно лучшие их качества – твердость духа, сила привязанностей, поднимает их на восстание против общества, не приемлющего эти выдающиеся личности. Однако восстание против общества возможно лишь через преступление, искажающее благородное начало в их душах. Образ Конрада последовательно усложняется в последующих за ним поэмах “Лара”, “Осада Коринфа” и “Паризина”.
Отвращение к реакции и ограничению свобод, прославление гордого и одинокого борца против тирании закона и обычая, защита чувства, торжествующего над мещанской умеренностью, атмосфера таинственной печали и нечеловеческого накала страстей – вот черты, поразившие читателей поэм Байрона.Все поэмы Восточного цикла объединены мотивами обреченности исключительной личности во враждебном человеку мире, а также борьбе с любого рода деспотией. Эти темы получат развитие в последующих произведениях Байрона, в частности в “Каине”. Забегая вперед, отметим, схожесть героя мистерии “Каин”, например с Конрадом – будучи людьми мыслящими и стремящимися к добру, оба героя приходят в итоге к трагическому финалу, причиной которому их исключительность и несовершенство окружающего мира.
36. Лирика Байрона
Новизна формы была следствием новой личности, которая непосредственно проявилась и в лирических циклах лондонского периода. Он начинает с шести поэзий, объединенных условно-греческим женским именем «К Тирзе» и посвященных умершей женщине. В ней иногда стараются «расшифровать» какое-то конкретное лицо, «безымянную» или «скрытую» любовь, но биографическая причина имеет более широкий смысл, передает атмосферу и обстоятельства личной жизни Байрона после его возвращения в Англию.
1 августа 1811 г. умерла мать поэта, с которой его связывали сложные, но близкие отношения. После этого на протяжении двух месяцев он получил вести о смерти нескольких друзей по Харроу и Кембриджу. Байрон писал Дж. К. Хобхаузу, спутнику в восточном путешествии: «Ты уже знаешь, что мое жилье — приют скорби... Смерть для меня — это что-то непостижимое, поэтому я не могу ни говорить, ни думать о ней» (10.08.1811). Цикл «К Тирзе» — чуть ли не первый образ трагической и обреченной на смерть любви, неоднократно повторенный им со временем в поэмах и драмах.
Вторым важным лирическим циклом тех лет был ряд поэзий, объединенных фигурой Наполеона. Сначала в связи с его отречением 6 апреля 1714 г. в течение дня (10.04) Байрон написал объемную «Оду Наполеону Бонапарту». Наполеон отдал предпочтение компромиссу и жизни перед трагическим финалом. Байрон воспринял событие как финал современной истории с участием героя-романтика, финал не трагический, а преобразованный в бытовую драму, не лишенную фарсового оттенка.
Байрон вернется к этой теме через год, когда бегство Наполеона с о. Эльба сначала закончится триумфальным вступлением в Париж, а со временем окончательным поражением под Ватерлоо: «На бегство Наполеона с острова Эльба» («On Napoleon's Escape from Elbe»), «Ода с французского» («Ode from the French»), «Звезда Почетного Легиона» («On the Star of «The Legion of Honour». From the French»), «Прощание Наполеона» («Napoleon's Farewell. From the French»). He случайно, в названии или подзаголовке всех поэзий цикла имеется пометка: с французского. Это были ухищрения, необходимые, чтобы объяснить неуместный в разговоре о злейшем враге Англии тон восхищения и сочувствия. Байрон, как и раньше, воспринимает финал как логическое завершение судьбы великого человека, который эволюционировал в тирана, но понимает, что будущий век совсем не оставляет места для величия, «бронзовый век», как он назовет его позднее в сатире. В промежутке между началом и окончанием цикла о Наполеоне Байрон создал «Еврейские мелодии» («Hebrew Melodies») — 23 поэзии, опубликованные в начале 1815 г. с сообщением, что они «написаны для сборника еврейских мелодий ... мистером Бремом и мистером Натаном».
Цикл включает наизнаменитейшие образцы лирики Байрона. Именно этим циклом была начата украинская переводная байрониана, когда в харьковском альманахе «Сноп» (1841, вып. 1) были опубликованы стихи из «Еврейских мелодий» в переводе Костомарова. В цикле Байрона библейские сюжеты подобраны таким образом, что похожи на небольшую, но исчерпывающую антологию романтических мотивов: обреченность тирана, величие героя, красота самоотречения, страдание народа... И все это объединено лирично — присутствием певца в его душе, который познал отчаяние, но готов воскреснуть. Лирическим завершением этого периода жизни Байрона были стихи, обращенные к сводной сестре Августе Ли: «Стансы к Августе», «Послание к Августе», — одной из немногих, кто не покинул поэта. Стихи были написаны уже в Швейцарии, куда Байрон отправился после развода с женой. Месяцы (май-октябрь 1816 г.), проведенные там, были душевно трудными для Байрона, но творчески плодотворным временем.
Сразу же появился сборник, который объединил стихи и новую поэму — «Шильонский узник» («The Prisoner of Chillon»). Психологическое состояние Байрона обусловило трактовку судьбы швейцарского национального героя Бонивара в тонах безутешности и пасмурного разочарования в самой возможности борьбы. Со временем к поэме Байрон добавил «Сонет Шильону», в котором вывел исторически достоверные образы и значительно усилил тему свободолюбия. В эти же месяцы поэт написал небольшие лирические поэмы: «Тьма» («Darkness») и «Сон» («The Dream»), где мрак и отчаяние романтического сознания доведены до апокалипсического видения всеобщей гибели.
