
- •1) Культурно-исторические предпосылки происхождения философии: от мифа к логосу
- •2) Мировоззрение и философия (искусство, миф, религия, наука, философия)
- •3) Философия и культура. Категория творчества
- •4) Предмет и структура философии
- •5) Философия и наука
- •6) Философия и религия. Онтология и теология
- •7) Онтология как основа философского знания
- •8) Основные онтологические парадигмы
- •9) Бытие и сущее. Сущность и существование
- •10) Единое и многое. Качество, количество, мера
- •11) Бытие, небытие, становление
- •12) Проблема соотношения бытия и мышления
- •13) Диалектика противоречия
- •14) Понятие субстанции: атрибуты, модусы, акциденции
- •15) Имманентное и трансцендентное
- •16) Материальное и идеальное
- •17) Природа как объект философского познания. Эволюция натурфилософских идей
- •18) Человек и мир. Взаимосвязь гносеологии, праксиологии и аксиологии
- •19) Проблема истины в философии
- •20) Субъект и объект
- •21) Понятие опыта. Теория и практика
- •2. Познание, практика, опыт.
21) Понятие опыта. Теория и практика
1. Понятие опыта в философии Ф. Бэкона.
“Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Опыты в науке бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из ощущений”. Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Дедуктивный метод был хорошо отработан в Логике Аристотеля и более поздних работах. Заслуга Бэкона в философском обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка. В науку, считает Бэкон, нельзя допускать пустые фантазии, “...человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, - чтобы они сдерживали каждый прыжок и полет”. Для того чтобы добраться до истины, науке необходимо накопить огромное количество плодоносных опытов, подобно муравью, который по песчинке собирает свой муравейник, в отличие от паука, создающего из самого себя затейливый узор своей паутины. С муравьями Бэкон сравнивал ученых-естествоиспытателей, а с пауками ученых-схоластов, книжников. Если первые приносят пользу людям, то вторые - задерживают развитие познания. Однако наилучшим типом ученого он считал - ученого, который как пчела по крупице собирает нектар опыта, чтобы получить из него новый, ценный и полезный как мед продукт - полезные знания, способные изменить мир для блага человека.
2. Познание, практика, опыт.
Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он — активно действующее существо. Бесконечными нитями материального и духовного свойства человек связан с природой и событиями общественной жизни, находясь с ними в постоянном взаимодействии. Вне этого взаимодействия жизнь невозможна. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными — духовно-душевными. Мы нуждаемся в мире и практически преобразуем его не только для постижения тайн. Мы постигаем его тайны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей. В этом состоит исторический смысл возникновения познания и наук. Астрономию и часы вызвала к жизни потребность мореплавания; потребности земледелия породили геометрию; география возникла в связи с описанием Земли, механика — со строительным искусством, а медицину вызвала к жизни потребность освободить людей от недугов или хотя бы облегчить их страдания. С развитием общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться на достигнутом.
Практика — это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения своих потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она — цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли через очистительный огонь практики, могут претендовать на объективное значение, на независимость от произвола и заблуждений.
Само собой разумеется, что человек постигает действительность не в одиночку: когда говорят, что познание истины основано на опыте, то имеют в виду наследственную информацию, шлейф которой тянется в глубины прошлого, собирательный и накопляющийся опыт веков. Опыт индивидуального существа, безусловно изолированного, если бы даже оно могло существовать, был бы, очевидно, совершенно недостаточен для постижения истины.
Каждая область научного знания, раскрывая соответствующие закономерности, объясняя определенное явление, участвует в создании единой картины мира, в формировании мировоззрения. Наука, как заметил Э. Шредингер, должна ответить и на вопрос, кто мы и для чего явились в мир. Это имеет немалый и метафизический, и практический смысл.
Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные, но и небесные тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием и познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь.
Вслед за познанием сил природы и общества рано или поздно происходит практическое овладение этими силами.
Не только науки о природе, но и науки об обществе имеют своей основой практику.
2ой вариант всего этого (Ольга):
Человек, являясь активно действующим существом материального и духовного мира, находится в постоянном взаимодействии с ним. Взаимодействие происходит, в первую очередь, через потребности (как базовые физиологические, так и духовные), из чего рождается потребность в познании мира. Однако, обычно человек постигает действительность не в одиночку, он опирается на опыт, наследственную информацию, шлейф которой тянется в глубины прошлого, собирательный и накопляющийся опыт веков. Опыт не существует в изолированном пространстве, он накапливается со временем и тянется из глубины прошлого к настоящему.
Понятие опыта является одним из ключевых в теории познания. Опыт понимается как эмпирия и противополагается умозрению - в этом смысле опыт есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент и как мера навыков и умений — в смысле жизненного опыта.
Важно заметить, что характерной для человека чертой является стремление к преобразовательной деятельности, а не только к пассивному восприятию. Совокупностью опытов является практика, т.е. чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль:
- Питает познание, связывая с реальной жизнью (т.е. является источником познания, его движущей силой и дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке)
- Является целью познания (сферой приложения любых знаний, например, художественная практика)
- Является критерием истинности результатов познания (Только проверенные практикой результаты познания могут считаться объективными и независимыми от заблуждений). Противоположностью практики же является теория. Теория – совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Теоретическое выходит из эмпиричного, систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей, и закономерностей в движении.
Существуют 3 направления, по-разному развивавшие понятие опыта: рационализм, сенсуализм и эмпиризм.
Философы делят опыт на внутренний и внешний.
Внешний опыт складывается в результате воздействия внешний факторов на органы чувств человека.
Внутренний – рефлексия, наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления.
Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противопоставляется рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.
Крупными философами-сенсуалистами считаются Эпикур и Джон Локк
Дж. Локк пишет о том, что поскольку помимо внешнего опыта рефлексия порождает такие идеи как существование, время, число и.т.п., уму присуща некоторая спонтанная сила, не зависящая от опыта. Однако в отличие от рационалиста Декарта, Локк обосновывает сенсуализм, отрицая воззрения о врожденных идеях, во многом, по мнению Декарта, определяющих результаты познания, хотя и допускает наличие в разуме определенных задатков или предрасположенностей к той или иной деятельности. Основной идеей Локка (труд «опыт о человеческом разумении») является то, что в основе познания лежит чувственный опыт. «Нет ничего в уме, чего не было бы в ощущении».
Декарт сводит роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.
Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму. (Представителями рационализма можно назвать Б. Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Гегеля и др.)
Еще одной точкой зрения на опыт обладал английский философ Нового Времени Френсис Бэкон, основоположник эмпиризма. Он обращал внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов в поисках истины, считал, что философия должна, прежде всего, носить практический характер.
Эмпири́зм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
Стоит заметить, что в широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом. К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительно его применение практически невыполнимым.