
- •1) Культурно-исторические предпосылки происхождения философии: от мифа к логосу
- •2) Мировоззрение и философия (искусство, миф, религия, наука, философия)
- •3) Философия и культура. Категория творчества
- •4) Предмет и структура философии
- •5) Философия и наука
- •6) Философия и религия. Онтология и теология
- •7) Онтология как основа философского знания
- •8) Основные онтологические парадигмы
- •9) Бытие и сущее. Сущность и существование
- •10) Единое и многое. Качество, количество, мера
- •11) Бытие, небытие, становление
- •12) Проблема соотношения бытия и мышления
- •13) Диалектика противоречия
- •14) Понятие субстанции: атрибуты, модусы, акциденции
- •15) Имманентное и трансцендентное
- •16) Материальное и идеальное
- •17) Природа как объект философского познания. Эволюция натурфилософских идей
- •18) Человек и мир. Взаимосвязь гносеологии, праксиологии и аксиологии
- •19) Проблема истины в философии
- •20) Субъект и объект
- •21) Понятие опыта. Теория и практика
- •2. Познание, практика, опыт.
19) Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. И центральным среди многих видов оценки (полезность, важность и т.д.) является вопрос: истинно знание или ложно?
Наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту. (Аристотель определял истинное как «Истинно мыслит тот, кто мыслит разделенное разделенным, а соединенное соединенным».) И Платон утверждал: "Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет!". Значит, если мысль адекватно отражает объект, ее содержание объективно, она истинна.
Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нём и характеризуемая с точки зрения её достоверности.
Истина обладает двумя основными свойствами:
Истина объективна – то есть содержание истинного знания зависит не от субъекта, не от его желаний и убеждений, а от самой действительности. Истина остается истиной, как бы мы к ней не относились. Истинное знание отражает то, что есть на самом деле. Наши ощущения, представления, понятия, поскольку они возникли благодаря воздействию материальных предметов на наши органы чувств, не являются лишь плодом фантазии, они имеют в своем содержании такие стороны, моменты, которые отражают реальные предметы, явления материального мира. Но поскольку наши мысли представляют собой "предметы, пересаженные в человеческую голову и преобразованные в ней", эти мысли содержат в себе также элементы субъективного, привнесенного самим сознанием человека.
Конкретность истины – зависимость знания от условий, места и времени, от связей и взаимодействий, среди которых существуют и развиваются познаваемые явления. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность истины означает, что истинность определяется не только соответствием реальности, но и конкретными условиями, при которых она соотносится с этой реальностью. Эти условия создаются ситуацией, в которой происходит познание, задачами и вопросами, которые решает субъект в процессе познания. Утверждение «вода кипит при 100 градусах» верно лишь при конкретных условиях: нормальном давлении и обычном составе воды. При повышенном давлении эта истина будет ложной.
Критерии истины:
За время существования философии было предложено необычайно много критериев истины: Р. Декарт считал, что важнейший признак истинного знания – ясность. Для Платона и Гегеля критерий истины - это согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Французский математик, махист (т.е. разделяющий взгляды Э. Маха) Пуанкаре (1854-1912 гг.) явился автором теории конвенционализма (от лат. conventio - договор, соглашение). Согласно этой концепции научные понятия и теории есть продукт произвольного соглашения между учеными, а не отражение объективного мира. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта, самогласованию. ( Легко показать, что, например, в систему, построенную на основе идеи существования Бога, можно вписать – непротиворечиво, органично, любой миф о его сверхъестественных атрибутах.) Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что критерий истины - полезность знания, его эффективность. (Философ Уильям Джемс, например, считал, что истинность суждения «Бог существует» не зависит от реальности существования Бога и обусловлена тем, что убежденность в его существовании благотворна для человеческой жизни.)
Несмотря на всё многообразие предложенных критериев, самым объективным и решающим критерием истины является практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира – природного и социального. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Так, практика долго не могла расщепить атом и с этой стороны она как будто подтверждала его неделимость. Но позже ситуация изменилась, атом раскололся. Кроме того, практика может быть искаженной, социально-превращенной. А такой практикой можно доказать только ложь. Кроме того, неясен пока сам механизм работы практического критерия истины. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей просто нет.
Истина и наука:
Существует много видов истин: житейские, нравственные, но научная истина занимает особое положение в этой градации.
В попытках найти правду учёные нередко принимают заблуждения за истину. Заблуждение - непреднамеренное несоответствие суждений и понятий объекту, ложное знание, принимаемое за истинное. Заблуждения не досадные случайности. Они обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением реализации замыслов в ситуации неполной информации. Уместно вспомнить слова И.Гёте: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется дальнейшим ходом развития науки.
Не стоит путать заблуждение с ложью. Ложь - преднамеренное возведение заведомо неправдивых представлений в истину. Люди заблуждались, веря, что Солнце вертится вокруг Земли, а определённые инквизиторы лгали, что осуждённый человек - колдун, чтобы в итоге устранить неугодного государству человека. Иначе говоря: заблуждение - это добросовестная неправда, а обман - недобросовестная неправда.
В контексте научного познания невозможно не сказать об относительности и абсолютности истины.
Абсолютная истина – это такая объективная истина, которая содержит в себе полное, всестороннее и окончательное знание сущности предметов и явлений материального мира. Абсолютная истина никогда не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Познавая предметы, явления, закономерности объективного мира, человек не может постичь абсолютную истину сразу, целиком, окончательно, а овладевает ею постепенно. Движение к абсолютной истине совершается через бесчисленное множество относительных истин.
Относительная истина – такие понятия, положения, теории, которые в основном верно отражают явления объективной действительности, но в процессе развития науки и общественной практики непрерывно уточняются, конкретизируются, углубляются; они составляют момент, сторону, ступень на пути к овладению абсолютной истиной.
Пределы нашего познания исторически ограничены, но по мере совершенствования и развития практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца. На любой ступени развития мысль человека не в состоянии охватить все многообразие сторон вечно развивающейся действительности, а способна отразить мир лишь частично, относительно, в границах, обусловленных развитием науки и общественной практики. Это, однако, не значит, что абсолютная истина представляет собой какой-то заведомо недосягаемый идеал, к которому человек может только стремиться, но никогда его не достигнет.
Познание – непрерывный процесс уточнения старых и раскрытия новых, ранее неизвестных сторон объективного мира. Новое, зарождающееся знание очень часто не укладывается в рамки старых, привычных понятий и представлений. В старые истины нужно непрерывно вносить изменения, уточнения, отражающие новые закономерности, которые несет в себе все новое.