
Конец англосаксонского государства.
Вскоре после смерти Эдгара Англия вступила в полосу затяжного кризиса. В 980 г. возобновились набеги датчан. Король Этельред II Нерешительный (978—1016) не сумел организовать сопротивление, предпочитая откупаться от врагов все более крупными суммами, ложившимися тяжелым бременем на жителей страны. При этом в нарушение старого порядка сбор «датских денег» был поручен не чиновникам, а представителям местной знати, что вызвало злоупотребления и сказалось на авторитете королевской власти. Уступки датчанам перемежались опрометчивыми распоряжениями истребить их поголовно. Созданный Этельредом флот вышел из повиновения, многие капитаны занялись пиратством. В поисках союзников король женился вторым браком на сестре нормандского герцога Ришара II. Это способствовало проникновению нормандцев и вообще французов в элиту Англии, что вызывало недовольство английской знати.
Как и за полтора века до этого, датчане вскоре перешли от набегов к захвату территорий. Датский король Свен Вилобородый был в конце концов признан в Дэнло. Когда в 1013 г. датчанам сдался Лондон, Этельред бежал в Нормандию. Уитанагемот провозгласил Свена королем Англии, но тот умер до коронации. Этельред смог вернуться, лишь подписав условия уитанов (этот документ считается первым договором английского монарха со своими подданными). Ему наследовал сын Эдмунд Железнобокий (1016). Несмотря на личную доблесть, он проиграл датчанам кровавую битву при Ассандуне, после чего заключил с сыном Свена Кнутом мир на условиях раздела Англии. Но месяц спустя Эдмунд неожиданно умер, и Кнут стал королем всей Англии (1016—1035). С 1018 г. он был также королем Дании, а с 1028 г. — и Норвегии.
Поражение англичан связано, по-видимому, с незавершенностью объединения страны. В социальном и даже этническом отношении между разными областями Англии существовали большие различия. На севере и северо-востоке отчасти как следствие более медленного развития, отчасти в результате миграции датчан и норвежцев все еще преобладало свободное крестьянство; на юге уже появились крупные поместья. Политическое единство Англии также было относительным. Не только Дэнло, но и другие части страны сохраняли свои обычаи. Территории бывших королевств обладали известной автономией, ревностно оберегаемой местной знатью. Жители неохотно шли на войну, если она не касалась их малой родины, и подчинялись королю скорее в силу выбора и согласия, чем по приказу. Нередки были и мятежи против назначенных королем наместников. Все это в полной мере обнаружилось во время вторжения датчан, когда некоторые эрлы и возглавляемые ими отряды ополченцев изменяли королю даже на поле боя.
Стремясь упрочить свое положение, Кнут женился на вдове Этельреда. Раздав немало земель датчанам и опираясь в первую очередь на скандинавскую дружину, он все же посчитал нужным отправить основные силы датчан на родину и всячески подчеркивал, что он не завоеватель, а король англичан. Он считался с правами и традициями английской знати, щедро одаривал церковь, наделял ее иммунитетными правами. Одновременно Кнут принял некоторые меры к улучшению положения мелких землевладельцев. Изданный им судебник сохранил в целом старые законы англосаксов.
После смерти Кнута созданная им держава распалась. На английском престоле его сменили последовательно два сына: Гарольд и Хартаканут, который был также королем Дании. Умирая, он передал корону Англии своему сводному брату, младшему сыну Этельреда Эдуарду (1042—1066), прозванному за набожность Исповедником и впоследствии канонизированному. При нем продолжилось проникновение нормандцев в Англию. Их засилье в высших органах власти вызвало в 1051 г. мятеж англосаксонской знати во главе с эрлом Уэссекса Годвином, на чьей дочери был женат король. Эдуард подавил мятеж и выслал Годвина и его сыновей из страны, но уже в следующем году они вернули свое положение с оружием в руках, вынудили короля удалить большинство французских советников и фактически отстранили его от власти.
Умирая бездетным, Эдуард, вероятно, видел своим преемником последнего представителя старой династии — несовершеннолетнего внука Эдмунда Железнобокого Эдгара. Однако уитанагемот отдал корону младшему сыну Годвина и шурину покойного короля эрлу Уэссекса Гарольду, который был самым могущественным человеком в Англии, к тому же хорошим полководцем, снискавшим известность победой над валлийцами (1063). Но появился еще один претендент на престол — нормандский герцог Вильгельм, приходившийся Эдуарду двоюродным братом. В его венах не было ни капли английской крови, к тому же он был незаконнорожденным и никакими правами на корону Англии не обладал. Однако он ссылался на устную волю Эдуарда и на клятву, данную ему Гарольдом (попавшим к нему однажды в плен в результате кораблекрушения и таким образом выкупившим свою свободу), содействовать его избранию королем. Вильгельма поддержала французская знать и папа Александр II, недовольный церковной политикой Годвина и Гарольда. Вильгельм стал собирать войска. Положение Гарольда осложнилось тем, что одновременно в Северную Англию вторгся норвежский король Харалъд III Хардрада. Так Англия вступила в 1066 г., оказавшийся поворотным моментом в ее истории.