Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bondaletov_Stilistika.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.38 Mб
Скачать

§62 Фонетические, лексико-фраэеологнческие и морфологические черты публицистического стиля.

Обращенная к многомиллионной аудитории, рассчитанная на массового читателя, слушателя и зрителя, публицистическая речь должна быть общепринятой и общепонятной. Эта особен­ность диктует требования строить речь в соответствии с обще­принятыми канонами, в соответствии с нормами литературного русского языка, избегать языковых средств, имеющих узкую сферу распространения (узкоспециальных терминов, профессио­налистов, ииойзычных слов и т. п.).

В публицистике функционирует литературный язык, целе­направленно организованный на выполнение двух функций — информативной и воздействующей. Эти функции реализуются в интеллектуальных и эмоциональных языковых средствах. Их контрастность, по мнению В. Г. Костомарова, и создает функ­ционально-стилевое единство публицистического стиля.

ФонетиЧеские особенности публицистического стиля связаны с устной формой его реализации. В устной публицистике исполь­зуется все богатство и разнообразие интонации: от высокой, тор­жественной, митинговой до разго ворно -бытовой, от приподнятой до сниженной. Каждому жанру устной публицистики свойственно свое произношение. Например, книжное нейтральное произно­шение у Диктора, читающего официальную хронику (программа «Время», «Новости») книжное торжественное — у диктора, чи­тающего важное правительственное сообщение.

В современной устной публицистике, по сравнению с преды­дущими периодами ее развития, существенно изменился стиль произношения. Известный советский киножурналист Роман Кар­мен писал: «Сейчас кажется архаической крикливая, назойли­вая, излишне патетическая, граничащая с напыщенностью то­нальность дикторского текста. Зритель предпочитает сейчас, лишенный профессионализма актерской дикции, человечный, задушевный разговор».

Итак, основой произношения в устной публицистике является нейтральный и книжный стили. Как отклонение, имеющее сти­листическую значимость, воспринимаются возвышенный (митин­говый) и разговорный стили. Интонация н публичной речи, в от­личие от разговорной, является осознанным, преднамеренным средством воздействия на слушателя с целью вызвать у него определенную эмоциональную и волевую реакцию.

187

Лексики-фразеологический состав публицистического стиля разнообразен так же, как разнообразен сам круг тем, получивший отражение в публицистике: область идеологии, политики, произ­водства, общественной жизни, культуры, спорта и т. п. Но наи­большую активность и частотность имеет общественно-полити­ческая терминология, связанная с самой важной для публицисти­ки областью — областью идеологии. Концентрация в тексте обще­ственно-политической лексики — стилевая черта публицисти­ческого стиля.

Характерной чертой публицистического стиля является частотность в нем оценочных слов. Так, например, в телеочерках часто можно встретить слона и словосочетания: чистоган, толсто­сумы, держимирНы, мракобес, шулер, ловчила, выжига, выжиматель, высокомерный сноб, ретроград, закулисная возня и др.

Разряд оценочных слов в публицистическом стиле пополняется за счет переосмысления нейтральных. Так, например, в публи­цистике положительная окраска свойственна словам эстафета, заветы, правофланговый, инициатива, почин; отрицательная — словам клика, хунта, марионетки, вояж, откровения, визитер, потуги, верхушка. Приобретение оценочности связано с расши­рением значения этих слов и увеличением сферы их сочетаемости. Например: высокие рубежи, рубежи пятилетки, рубежи соревно­вания, намечать новые рубежи и др.

Публицистический стиль изобилует устойчивыми Сочетаниями, словесными блоками. Они могут быть как нейтральными (уро­вень жизни, положить конец, брать обязательство, вести борьбу, вести переговоры), так и эмоционально окрашенными (грязная война, бандитское нападение, черная тень). В создании таких устойчивых сочетаний большую роль играет присущая публици­стическому стилю метафоризация определенной группы слов: атмосфера (разрядки), пульс (эпохи), диалог (глав правительств), рубежи (пятилетки), курс (на разоружение) и др. Публицисти­ческий стиль имеет свой набор синонимов — экспрессивно окра­шенных слов и описательных оборотов. Например, наименова­ния профессий: пилоты — командиры воздушных кораблей хозяева пятого океана — покорители, голубых трасс, милицио­неры — часовые нашего покоя — люди доброго мужества, гео­логи.— колумбы подземных богатств — разведчики черного золо­та, хоккеисты — золотые ребята герои ледяных баталий. Мно­гие на подобных сочетаний и результате многократного повторения утратили свою образность и превратились в газетные штампы. Например, сочетания со слоном золото: белое полото (хлопок), черное золото (уголь), жидкое золото (нефть), зеленое золото (лес), желтое золото (пшеница) и др.

Морфология публицистического стиля не дает ярких образцов стилевой закрепленности. Некоторые особенности публи­цистического стиля отражаются в области словообразования. Исследователи (М. Н. Кожина, А. Н. Васильева и др.) отме­чают активность суффиксов иноязычного происхождения -ци(я),

188

-аци(я), изаци(я) /продукция, организация, механизация), суффиксов -изм (коллективизм), -щин(а) /штурмовщина), -ни-ча(ть) (хозяйничать) и др.

Частной особенностью публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме множествен­ного числа: разговоры, поиски, власти, свободы, инициативы, настроения, круги, нужды и др.

К числу особенностей публицистического стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являются стиле-образующей чертой в воззваниях, призывах. Например: Совет­ские профсоюзы! Боритесь за высокую организацию груда, улуч­шение условий жизни людей! Утверждайте социальную спра­ведливость, отстаивайте законные права трудящихся! (Призы­вы ЦК КПСС к 1 Мая 1989 г.).

Повелительное наклонение глагола используется и как сред­ство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, давайте совершим путешествие и др.: Приглядитесь, как бережно берут куриловцы ломтики хлеба... Обратите вни­мание, с какой важностью... надевают новый костюм в гости (Из газеты). Форма 1-го лица единственного числа глагола и местоимения частотна в тех публицистических жанрах, которым свойственно повествование От 1-го лица,-/очерк/ репортаж. На­пример: Знаю его давно, но при каждой встрече испытываю чувство радостного приобретения (Из газеты),

Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: правофланговые, пример лучших, работать без отстающих.

Излюбленным приемом актуализации сообщения п публицис­тике является использование местоимений перед словом, на ко­торое оно указывает. Например: Трое их без отца осталось, братьев Кулаковых. Вот куда целят они, дети военных лет (Из газеты).

Местоимения в тексте телепередачи отсылают не к тому, что уже названо, а к синхронно идущему изображению. Так, на­пример, в телеочерке Е. Зорина «Владыки без масок», пока­занному по центральному телевидению, три раза употреблено местоимение это: Это — Техас. И это — Техас. И это — тоже Техас. Синхронно с первым шло изображение спокойного, мир­ного ландшафта; со вторым — вышки, факел газового пламени; с третьим — машина президента Кеннеди, прицел винтовки, выстрелы, вдова над гробом.

Синтаксис публицистического стиля представляет опре­деленный синтез книжных и разговорных конструкций. По под­счетам исследователей, в довременной (послевоенной) публи­цистике на 100 предложений текста в среднем приходится 35,8 сложных предложений и -14,1 предложений с обособлением. Эти

189

черты книжного синтаксиса в большей степени присущи таким жанрам публицистического стиля, как передовая статья, между­народный обзор, лекции на общественно-политические темы. В этих жанрах большую роль играют стилистические фигуры украшения речи: анафора, параллелизм, антитеза, инверсия, градация и др.

В таких газетных жанрах, как репортаж, очерк, фельетон, И В жанрах радио- и тележурналистики заметно влияние раз­говорного синтаксиса.

В настоящее время расширяется сфера использования присое­динительных конструкций. Например, двучленные сегментиро­ванные конструкции стали часто употребляться в последние годы в произведениях газетного жанра. Например: Спартакиадная лыжня. На этот раз на нее вышли женщины (Из газеты). Расчленение высказывании на части не только облегчает нос-приятие его смысла (что особенно неясно для устной формы публицистики), но и придает тексту напряженность, динамич­ность, экспрессивное подчеркивание той или иной части высказы­вания. Максимальная выразительность достигается цри исполь­зовании присоединения с повтором. Например, начало очерка О. Очаковской «Память обязывает»:

Чем дальше по времени от нас война, тем пристальнее вглядываемся мы в ее лицо. Жестокое, суровое, горькое. Уже выросли и стали взрослыми дети, рожденные в военные годы. И юные вдовы состарились и сделались бабушками. И только мертвые остались молодыми.

Мы много вспоминаем о прошлом. Мы разыскиваем без вести пропавших И семьи погибших. Мы ищем храбрецов, живых в Павших, чтобы воздать им по заслугам. Так по­являются новые фильмы о войне, новые книги, новые песни. И новые имена героев, которые еще вчера считались безымян­ными.

Итак, /социальные, культурные И пропагандистские Задачи •Публицистики в обществе обусловили ее многожанровую и много­стилевую структуру. Единство публицистического стиля создает функциональное назначение языковых средств. В любом публи­цистическом жанре отбор лексических и грамматических единиц подчинен главной цели — наилучшим образом обеспечить выпол­нение информационной и воздействующей функции текста.

Большую роль в усилении экспрессии текста играют и не­языковые средства: Графические — в письменной форме публи­цистики (знаки препинания, шрифтовое выделение ч т. п.), соче­тание слова со звуком и изображением — в радио- и телепубли­цистике.

190

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]