Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Понятия символа.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2019
Размер:
40.75 Кб
Скачать

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……..2

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Знаковая теория языка…………………………………………………..3

  2. Разграничение понятий «символ» и «знак»……………….…………..6

  3. Понятие образа……………………………………………………………8

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….11

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..12

Введение

Люди – это высшие из живых существ, использующие знаки. Разумеется, не только люди, но и животные реагируют на некоторые вещи как на знаки чего-то другого, но такие знаки не достигают той сложности и совершенства, которые обнаруживаются в человеческой речи, письме, искусстве, контрольных приборах, медицинской диагностике, сигнальных устройствах. Человеческую цивилизацию невозможно представить без знаков и знаковых систем, человеческий разум неотделим от функционирования знаков.

Семиотика является наукой, объектом которой являются знаковые системы. Это значит, что она изучает практически все результаты работы разума человека, поскольку именно его представления об отличии хаоса от порядка лежат в основе понимания любой структурности, упорядоченности.

В центре внимания семиологии находится не только понятие знака, но и его соотношение с символом и образом. В данном реферате рассматриваются различные точки зрения на природу знака, его характеристики и качества, обозначаются границы между понятиями «знак» и «символ», дается определение образа.

1. Природа знака

Знак представляет собой переход от мира материального, считываемого органами чувств, к миру информационному, который не может существовать без соответствующей кодировки. Для того чтобы передать информацию от одного человека другому, необходимо облечь ее в форму, доступную для считывания.

В семиотике знак понимается в широком смысле как материальный объект, которому при определенных условиях соответствует некое «значение», могущее быть чем угодно – реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием. С. 50-51 [1, с. 50-52]

Знак в структурной (традиционной) семиотике, выросшей из исследования языка, – это единица элементарного порядка.

Основоположником современного языкознания можно назвать швейцарского лингвиста Фердинанда Де Соссюра, который поставил лингвистику в ряд возможных наук о знаковых системах, назвав эту науку семиологией. Лингвистика – лишь часть семиологии, поскольку она занята изучением знаков лишь одного из существующих языков – естественного. Де Соссюр признал главенствующим для лингвистики понимание знака как двухсторонней сущности. В одной его плоскости лежит материал (форма), в другой – значение, или означаемое. Это единство двух сторон невозможно разорвать, как, по сравнению ученого, лист бумаги не разделится на прямую и оборотную стороны.

Де Соссюр назвал два основополагающих принципа строения знака:

  1. Связь между формой и содержанием, между означаемым и означающим носит условный характер. Ведь, по сути, данное содержание вполне могло называться по другому. Например, при употреблении в речи, нас не интересует, почему слово «стол» получило именно такое название. Однако этот принцип позже критиковали последователи Де Соссюра в том аспекте, что для носителей языка именно его условная связь кажется наиболее естественной. Скажем, слово «стол» более естественно для носителя русского языка, чем слово «table» или «tisch».

  2. Означающее (форма) выстроено линейно. Это значит, что мы должны произносить слово за словом, а не одновременно, звук за звуком, а не сразу все. Линейный характер формы связан с определенными, вероятно, чисто биологическими ограничениями, заложенными в наш речевой аппарат природой.

Но были и другие подходы к трактовке как самого понятия семиотики, так и знака. Американский ученый Чарльз С. Пирс считал уже логику иным названием для семиотики, понимая под последней формальное изучение знаков. В области знаковой теории Пирс известен введением в рассмотрение человеческого фактора – интерпретатора, что получило дальнейшее развитие в работах Ч. Моррисона, другого американского ученого. Пирс предложил рассматривать знаковые отношения в виде треугольника с вершинами: Знак, Объект, Интерпретатор. Знак он рассматривал в качестве заменителя объекта, однако заменителем только в одном аспекте.

Знаки, по Ч. Пирсу, делятся на три вида:

  1. Иконические (например, рисунок или фотография). Для них характерно определенное подобие объекту.

  2. Знаки-индексы (дым как знак костра, дыра от пули как знак выстрела) характеризуются фактической смежностью знака и объекта.

  3. Символ не имеет никакой связи между знаком и объектом, примером чего могут служить слова естественного языка. Условность связи в знаке нарушается только звукоподражательными словами («кукареку», «буль-буль»), однако эта звукоподражательность работает только в рамках определенного языка.

Другой ученый Р. Якобсон справедливо отмечал, что такое строгое деление на три типа знаков – это условность, большая натяжка. На самом деле, каждый знак может нести в себе характеристики нескольких типов одновременно. Например, знак-индекс с символизацией: у некоторых африканских племен указание пальцем является проклятием.

Существует другая возможная схема классификации знаков. По В.Н. Агееву, их можно разделить на:

  1. Натуральные (естественные) – знаки, которые имеют естественное происхождение. С натуральными знаками человек имел дело на самых ранних этапах своего развития: это явления природы, следы зверей, звезды на небе и т.д. К естественным знакам можно отнести различные коллекции предметов (например, минералов), произведения декоративного искусства. Для натуральных знаков характерна, во-первых, тесная связь между предметом (явлением), выступающим в роли обозначающего знака, и свойствами тех предметов или явлений, на которые он указывает. Во-вторых, они обозначают вполне конкретную, реально существующую совокупность вещей или явление природы.

  2. Образные знаки, в отличие от натуральных, уже не являются частью того, что они обозначают, хотя внешняя схожесть знака с обозначаемым им предметом сохраняется. Так, например, нарисованные на вывеске расческа и ножницы однозначно указывают на характер заведения любому человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. Понятие образного знака тесно связано с понятием символа.

  3. Конвенциональные знаки представляют собой наиболее представительную группу. На их основе строятся естественные и формальные языки и системы записи. К последним относятся, например, шахматная нотация, цветовые коды, нотная запись.

Одной из определяющих характеристик знака является взаимодействие его формы и содержания. Если форма тяготеет к единству, повторяемости, то в случае содержания мы имеет принципиальное стремление расширять области своего применения. К примеру, горлышко (бутылки) возникает в результате такой «экспансивной» политики содержания. Человек вынужден описывать мир меняющихся объектов с помощью сложившейся системы знаков. Поэтому динамика, которая не может быть применена на уровне формы, находит свое применение на уровне содержания.

В семиотике считается аксиоматическим такое положение, при котором знак не может существовать сам по себе, а только в системе. Минимальное количество знаковых состояний – два. Например, наличие или отсутствие цветка на подоконнике в «Семнадцати мгновениях весны», что должно было говорить о провале. Система одного знака не смогла бы нести никакой коммуникативной функции. Таким образом, для функционирования необходима как минимум двоичная система знаков. [1, с. 178]

Никитина Е.С. называет еще одно свойство знака – знак одновременно мотивирован и немотивирован (произволен). Языковой знак произволен по отношению к предмету, который он называет, поскольку не имеет с ним никакой естественной связи в реальном мире. Выражения для одного понятия изменяются во времени и пространстве (наличие многих языков), а значит, не имеют с ним никакой обязательной связи. На основе всеобщего несходства названий делается заключение о его всеобщей случайности. Иначе говоря, между знаком и реальность, предметом, им называемым, нет прямого перехода. Но эта произвольность не абсолютная, а относительная. Ведь мы отлично понимаем, почему чернила названы чернилами, а белила – белилами. Конечно, и то, и другое могло быть означено другим способом, но ни в коем случае чернила не могли стать белилами, а белила – чернилами. [4, с. 235]

Понятие знака тесно связано с понятием семиозиса – процесса, в котором нечто функционирует как знак. Подробно исследовал его Чарлз Уильям Моррис в «Основании теории знаков». Этот процесс он рассматривал как включающий три (или четыре) фактора: то, что выступает как знак; то, на что указывает знак; воздействие, в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком. Эти три компонента могут быть названы соответственно знаковым средством (или знаконосителем), десигнантом и интерпретантой, а в качестве четвертой может быть введен интерпретатор. В качестве примера возьмем простую ситуацию. Путешественник готовится вести себя соответствующим образом (интерпретанта [И]) в определенной географической области (десигнат [Д]) благодаря письму (знаковое средство [З]), полученному от друга. То есть наиболее эффективно знак можно охарактеризовать следующим образом: З есть знак Д для И в той степени, в какой И учитывает Д благодаря наличию З. [7, с. 46]