
- •6. Понятия символа, знака, образа. Характеристика принятых в современной науке подходов.
- •7. Определения текста, подтекста и контекста в рамках семиологии.
- •8. Диахрония и синхрония как принципы формирования базовых единиц взаимодействия в историческом и реальном времени.
- •10. Кодирование и декодирование текстовых структур и систем в каналах массовой коммуникации.
- •11. Технические и технологические принципы построения текста и его восприятия в печатных сми.
- •12. Культура как совокупная искусственная многофункциональная знаково-символическая система.
- •13. Взаимодействие естественных и искусственных знаковых систем в современных сми.
- •14. Технические и технологические особенности создания и восприятия информации в аудиовизуальных сми
- •15.Жесты, мимика, пластика как инструменты естественного языка связь языкового инструментария человека с миром живой природы.
- •16. Понятие о вторичных моделирующих системах.
- •21. Массовая коммуникация и принципы демассофикации информации. Прогностические исследования.
- •22. Процессы означивания и означения, семантические особенности массовой информации.
- •23. Тенденции глобализации и сфера массмедиа.
- •24. Особенности формирования и восприятия информации на различных носителях.
- •27. Гипертекст
- •Реализации гипертекста
- •Ваннавер Буш
- •Дуглас Энгельбарт
- •Нельсон Теодор
- •Бернерс-Ли
- •Современные мультимедийные технологии и их влияние на процессы создания, восприятии и интерпретации информации
- •Иконические и идеографические знаки. Специфика символизации объектов реальности.
- •Рекламные тексты и их особенности основные особенности рекламного текста
- •Политическая реклама
- •37. Социальные функции сми и их влияние на формирование текстов массовой информации. Семантический аспект типологии сми.
- •1. По характеру аудитории
- •По предметно-тематической направленности
- •38. Стереотипы как устойчивая система представлений и презентации явлений, процессов и ситуаций. Положительное и отрицательное значение стереотипов в производстве массовой информации.
- •40. Перспективы развития семиологии как общей теории значения (сигнификации), восприятия, смыслообразования и интерпретации.
14. Технические и технологические особенности создания и восприятия информации в аудиовизуальных сми
15.Жесты, мимика, пластика как инструменты естественного языка связь языкового инструментария человека с миром живой природы.
Язык жестов предшествовал звуковому языку и истории всей человеческой коммуникации. Слова-предложения звукового языка складывались как вторичная, "надстроенная" над жестами семиотика, которая опиралась на жесты, дополняла их, а потом и замещала. Этимология некоторых древнейших обозначений (например, индоевропейских числительных, древних меронимов, обозначений направлений и др.) обнаруживает их мотивированность жестами. Еще в ХIХ в. исследователи племен, сохранивших первобытный уклад жизни, писали о поразительно высокой (с точки зрения европейца) значимости жестикуляции в общении туземцев - вплоть до того, что с наступлением темноты, когда жесты нельзя видеть, люди не могли продолжать разговор. "Язык примитивного человека, в сущности говоря, есть двойной язык: с одной стороны, язык слов, с другой - язык жестов".
В эпоху раннего палеолита (150 - 40 тыс. лет назад) у неандертальцев (непрямых предшественников вида homo sapiens) еще не было словесного языка, но в передаче информации они уже использовали, помимо жестикуляции, семиотические средства, более близкие к искусству, чем к языку, - ритуальные телодвижения, танец, протомузыку, скульптурные, рельефные и наскальные изображения. Современный человек и его словесный язык появляются на рубеже палеолита и мезолита, примерно 40 тыс. лет назад.
Мимика.
Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).
Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыкову животного, готовящегося к борьбе.
Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной сиситемы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреболению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.
16. Понятие о вторичных моделирующих системах.
Вторичные моделирующие системы — семиотические системы, построенные на основе естественного языка, но имеющие более сложную структуру. Вторичные моделирующие системы, ритуал, все совокупности социальных и идеологических знаковых коммуникаций, искусство складываются в единое сложное семиотическое целое — культуру.
Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен В.А.Успенским, в частности с целью избежать частого употребления термина «семиотика», поскольку он вызывал неприятие со стороны официальной идеологии.
Естественный язык и другие типы знаков, рассмотренные выше, — это базовые, первичные знаковые средства культуры. В различных формах культуры на их основе (и, главным образом, на основе естественного языка) возникают свои собственные, приспособленные для выражения их содержания языки. Подобные языки представляют собою семиотические системы более высокого уровня. В трудах Ю. М. Лотмана, Вяч. Вс. Иванова, Б. А. Успенского и других представителей одного из ведущих направлений в семиотике — так называемой тартуско-московской семиотической школы — они получили название «вторичные моделирующие системы». Это не слишком удачное название иногда заменяют словами «вторичные знаковые системы», «вторичные языки культуры», «культурные коды». Но как их ни называй, эти вторичные, «сверхлингвистические» семиотические образования обладают особой, как правило, более сложной структурой, чем первичные языки (они «приобретают дополнительную сверхструктуру», как говорит Лотман), что позволяет с их помощью в разных ракурсах «моделировать» мир, в котором мы живем.
Вторичные моделирующие системы многочисленны и разнообразны. Это языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др. В социальной жизни большую роль играют языки различногорода церемониалов и обрядов, представляющие собою комбинации ритуальных действий предметов, словесных формул, имеющих символическое значение и определяющих форму поведения людей. Постоянно растущее и чрезвычайно богатое по своим выразительнымвозможностям множество языков создает искусство. Некоторые из вторичных знаковых систем культуры являются «надстройками» над естественным вербальным языком — например язык поэзии. Другие образуются в результате синтеза разных типов знаковых средств — например язык оперы.
Разнообразие первичных и вторичных знаковых систем, их взаимодействие и взаимопересечени— необходимое условие функционирования и развития культуры. Каждый человек выступает как «полиглот», владеющий множеством языков культуры.