Глава III. «Сага о Стурлунгах» о восточных славянах
«Сага о Стурлунгах» - это свод саг XII-XIII веков, сообщающих о деятельности представителей знатного рода Стурлунгов, боровшихся в то время за власть. «Сага о Стурлунгах» написана в XIII веке. В неё включены: «Сага об Ароне сыне Хьёрлейва», «Сага о Гудмунде Драгоценном», «Сага о Хравне сыне Свейнбьёрна», «Сага об исландцах», «Сага о Стурле», «Сага о Торде Заике (Какали)», «Сага о Торгильсе и Хавлиди», «Сага о Торгильсе Заячья Губа». Помимо этого стоит упомянуть сагу, написанную Снорри Стурлусоном (одним из представителей рода Стурлунгов) «Хеймскрингла (Круг земной)».
В этой последней саге содержится следующая информация о славянах и их стране.
Так, источник сообщает о сборе дани для русского князя в Восточной Прибалтике; причем осуществлялся он скандинавами: «Сигурд, сын Эйрика, приехал в Эйстланд (область в Восточной Прибалтике) по поручению Вальдамара (Владимира Святославича), конунга из Хольмгарда (Новгорода), и должен был собрать там в стране подати для конунга»1.
Источник частично упоминает о порядке, напоминающем кровную месть, но выступающем уже в качестве «закона»: «В Хольмгарде была такая великая неприкосновенность мира, что, по закону, следовало убить всякого, кто убьет неосужденного человека»2.
«Хеймскрингла» сообщает о походе норвежского Ярла Эйрика на Русь: «весной собрал ярл (Эйрик) свое войско и поплыл по Восточночному пути. И когда он пришел в государство конунга Вальдамара, стал он воевать и убивать людей, и жечь повсюду, где проходил, и опустошил ту землю. Он подошел к Альдейгьюборгу (Ладоге) и осаждал его, пока не взял города, убил там много народа и разрушил и сжег всю крепость, а затем воевал во многих местах в Гардарики (Древней Руси)… Всего ярл Эйрик провел в этом походе 5 лет»1.
При этом необходимо отметить, что в источнике существуют два понятия для Ладоги, один из которых отражает обитаемую часть города, а другой – крепость. Но археология не даёт данных об их местоположении.
Снори Стурлуссон сообщает о торговых связях Руси и Норвегии. В одном из отрывков говорится: «Он часто плавал на восток в Гардарики…. В ту весну Гудлейк снарядил свой корабль и собрался отправляться летом на восток в Гарды… Они стояли некоторое время у Готланда… Гудлейк отправился летом по Восточному пути в Хольмгард и купил там драгоценные ткани, которые, он думал, пойдут конунгу на торжественные одежды, а также дорогие меха и роскошную столовую утварь»2.
Стоит отметить, что археологически зафиксировано проникновение в Скандинавию византийских и болгарских тканей через русские рынки. Видимо, они и подразумеваются под драгоценными тканями. Под «роскошной столовой утварью» вероятно, надо понимать керамику иранского производства, хотя возможно, это была и новгородская посуда из металла или произведения византийского художественного ремесла. Меха составляли основную часть исключительно русского экспорта.
«Хеймскрингла» сообщает о династических браках. «Той зимой выдал конунг Ярицлейв свою дочь за Харальда. Она звалась Элизабет; норвежцы зовут её Эллисив»3 Здесь описывается брак Елизаветы Ярославны и норвежского конунга Харальда. В другом месте говорится о браке самого Ярослава и дочери шведского конунга Ингегерды: «приезжали послы конунга Ярицлейва с востока из Хольмгарда просить руки Ингегерд, дочери Олава, конунга свеев, для Ярицлейва… конунг Олав принял это очень хорошо»4
Далее сообщается: «Она (Ингегерд) отвечает: «Если я выйду замуж за конунга Ярицлейва. то хочу я… в свадебный дар себе Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему относится» и гардарские послы согласились на это от имени своего конунга… Княгиня Ингегерд дала ярлу Рагнвальду Альдейгьюборг и то ярлство, которое ему принадлежало»1.
Отрывок сообщает о том, что русские княгини могли иметь свои города и села и получали их в качестве свадебного дара. Сообщение о передаче Ладоги знатному скандинаву не прослеживается в других источниках, но вероятнее всего, достоверно.
«Хеймскрингла» описывает путь, которым скпандинавы добирались до Руси: «Ранней весной начали они свою поездку, Эйнар Брюхотряс и Кальв сын Арни, и была [у них] большая дружина и самые лучшие люди, каких только можно было найти в Трёндалёге. Они поехали весной на восток яерез [горы] Кьёль в Ямтланд, затем в Хельсингьянланд и прибыли в Свитьод, сели там на корабль, отправились летом на восток в Гардарики, пришли осенью в Альдейгьюборг»2.
Ещё одно интересное свидетельство состоит в следующем: «Харальд провел много лет в Африке, захватил огромное богатство, золото и всякого рода драгоценности. И всё то богатство, которое он добывал, но [которое] не требовалось, чтобы содержать себя, он посылал со своими верными людьми на север в Хольмгард под власть и охрану конунга Ярицлейва… И когда Харальд прибыл в Хольмгард, конунг Ярицлейв превосходно встретил его. Провел он там зиму, взял тогда в свое распоряжение все то золото, которое он раньше туда посылал из Миклагарда, и всякого рода драгоценности»3.
Мы можем видеть, что норвежский конунг хранил свои богатства под защитой русского князя! Подобная практика свидетельствует о хороших отношениях между Русью и Норвегией.
