
- •(ЗабГгпу) Филологический факультет Кафедра журналистики и связей с общественностью
- •3. Основы видеосъёмки и аудиовизуальной грамматики монтажа
- •Введение
- •Раздел 1. Основа построения тв-репортажа
- •Источники информации
- •1.2. Виды телерепортажей и особенности их производства
- •1.3. Угол подачи тв-репортажа
- •1.4. Как правильно составить сценарный план
- •Сценарный план репортажа об учениях из Забайкальского края
- •Вопросы и задания к разделу:
- •Раздел 2. Работа над видеоматериалом
- •2.1. Профессиональные термины видеоряда
- •2.2. Интервью-синхрон в канве репортажа
- •2.3. Приемы и навыки ведения интервью-синхронов
- •2.4. «Стендап». Зачем корреспондент появляется в кадре?
- •Раздел 3. Основы видеосъёмки и аудиовизуальной грамматики монтажа
- •3.1. Классификация планов по мастштабу (крупности)
- •3.2. Динамика камеры
- •Раздел 4. Основы аудиовизуальной грамматики
- •4.1. Виды монтажа (линейный и нелинейный)
- •4.2. Взаимодействие различных носителей информации в тв-репортаже
- •Заключение
- •Темы курсовых и дипломных работ
- •Список литературы
2.3. Приемы и навыки ведения интервью-синхронов
Как бы ни было мало отведенного времени на съёмку репортажа, нужно постараться предельно внимательно выслушать своих респондентов. Подчас именно их информация может внести в ваш репортаж ту самую добавочную журналистскую стоимость. Может случиться так, что не все интервью войдут в канву репортажа. Часть из них может послужить для написания закадрового комментария. В данной главе приведены типичные ситуации, которые могут возникнуть в ходе съёмочного процесса.
Даже если ответ респондента понятен лично вам, не стесняйтесь попросить собеседника повторить ответ в более простых выражениях, объяснить какие-то аббревиатуры, специальные термины или иные не всем понятные моменты. Не забывайте, для кого вы берете интервью, и постарайтесь получить ответы на все те вопросы, которые могут волновать обыкновенного зрителя. Вот почему нужно задавать вопросы не в заранее установленном порядке, а так, как они естественным образом возникают в ходе интервью, чья структура должна быть гибкой. Однако импровизация уместна только в отношении порядка вопросов, а не их содержания, которое напротив, следует продумать до начала интервью и по возможности ознакомить с ними вашего героя. Уметь импровизировать – тоже весьма хороший навык, поскольку зачастую новые вопросы могут возникнуть в ходе разговора.
В интервью в отличие от дебатов или беседы сказанное не делится поровну. Тот, у кого берут интервью, должен говорить гораздо больше, чем тот, кто берет интервью. Интервью – это ассиметричное общение. Опыт показывает, что интервью теряет всякую ценность, если журналист перехватывает инициативу и сам начинает выдвигать аргументы (путая тем самым методы расследования и провокацию), потому что единственное стремление «горе-корреспондента» – не потерять лицо перед более «подкованным» собеседником. Особенно осторожными должны быть те журналисты, которые специализируются на определенной тематике, чтобы их интервью не превратилось в беседу двух экспертов, демонстрирующую их взаимопонимание и предлагающую мало значимой информации для аудитории. Существует два классических случая чересчур ассиметричного общения, с которым журналисту приходится сталкиваться на практике достаточно часто. Они зависят от двух противоположных типов собеседников – «говоруна» и «молчуна» (об этом мы говорили ранее). Тип «говорун» любит давать интервью, делает это с удовольствием и умеет хорошо говорить. Но именно от этого ценность сказанной информации теряется, поскольку этот тип скажет аналогичный текст не только вам, но и всем журналистам, которые попросят у него интервью. В случае с «молчуном» все наоборот. Люди этого типа могут владеть очень интересной информацией, но совершенно не умеют говорить, тем более – на камеру. В этом случае телерепортер должен вести себя в соответствии со следующими правилами:
Факты, а не мнения. При любых обстоятельствах задача репортера - получить информацию, которой располагает только данный собеседник. Даже если утверждения того противоречат сообщению репортажа, ваше дело – записать его слова. Однако это не повод позволить «уболтать» вас с помощью заранее подготовленных заявлений и перехватить контроль над интервью. Когда вы сталкиваетесь с умелым «говоруном», необходимо прервать плавное течение заготовленной речи и пустых штампованных оговорок. Если собеседник говорит слишком обобщенно, задавайте ему вопросы о подробностях. При этом помните, что нужно сломать только плавность его изложения, а не самого собеседника. Именно поэтому ваши возражения на поток пустой риторики должны быть конкретными. Единственные допустимые возражения на доводы собеседника – это факты, а не мнения.
Идти на поводу. В данном случае наоборот: собеседника трудно разговорить – возможно, потому, что он все еще потрясен или напуган чрезвычайной ситуацией. Или пытается сказать то, что, как ему кажется, он должен говорить, а не то, что знает на самом деле. Либо потому, что это ребенок или иностранец, который не понимает смысла вопроса. Нужно предварительно объяснить, что вы делаете репортаж на такую-то тему с таким-то сообщением, замыслом или целью. Тем самым вы успокоите собеседника и установите взаимопонимание. Вы должны следовать за собеседником, демонстрируя ему, что в интервью нет ничего сложного, а на вопросы отвечать очень легко. Начните с самых простых вопросов, на которые ответит любой человек («Как вас зовут?», «Сколько вам лет?», «Где вы родились?). Потом, продолжая расспросы, повторяйте слова собеседника в вопросительной форме. Например, если он говорит: «У меня проблемы!», переспросите: «Проблемы?», а не задавайте вопрос «Какие?». Если вы общаетесь с ребенком или пострадавшим, который не может стоять, присядьте на корточки вместе с оператором. Тогда зритель увидит глаза человека, перенесшего шок, боль, испуг. Что касается интервью с маленькими детьми, то встать вровень со столь необычным собеседником просто обязательно. Даже камеру нужно опустить, чтобы объектив оказался на уровне глаз ребенка. Зритель тогда увидит не запрокинутое вверх детское лицо, а детские эмоции, переживания, а это всегда очень сильный визуально-психологический ход. К тому же, из такого положения контакт с ребенком получится лучше.
Интервью – простой разговор. Обычно, познакомившись с человеком, мы заводим с ним беседу. Интервью в большинстве случаев тоже начинается с простого разговора. Такой предварительный разговор позволяет собеседнику почувствовать себя свободнее, раскрепоститься. Тут важно почувствовать, что нужный вам контакт установлен. Можно начинать интервью! Со временем вопросы сыплются все быстрее, а содержание становится все конкретнее. Как подсказывает опыт, в большинстве случаев совершенно излишне предупреждать своего собеседника, что стиль интервью будет отличаться от стиля разговора. Если респонденту сказать, что все ответы на вопросы должны будут уложиться в двадцать секунд, скорее всего, собеседник психологически зажмется и ничего не сможет сказать. Лучше объяснить, что собеседник имеет право делать ошибки,– все равно его речь смонтируют без них. Оператору при таком способе ведения интервью нужно включить камеру с самого начала разговора. При монтаже в репортаж войдут только те куски интервью (синхрона), которые будут наиболее значимыми и удачными. Стыки можно перекрыть подсъемками (это специальные планы, которые делаются и во время интервью, и после него, и по ходу всего съемочного процесса – например, крупные планы лица говорящего, его руки, предметы на столе и так далее). Вопросы во время монтажа репортажа обычно вырезаются, но это совсем не значит, что во время съемок их нужно задавать как попало.
Не отвечайте за собеседника. Пара «вопрос – ответ» – это пара «тема – сообщение». Вместе они составляют смысловую единицу, в которой вопрос очерчивает тему, а ответ – сообщение. Часто журналисты делают ошибку, объединяя вопрос и ответ в одно предложение. Не задавайте таких вопросов, которые включают в себя сообщение. Например, вместо вопроса «Не думаете ли вы, что рано или поздно этот дом придется сносить?» лучше спросить «Что придется сделать с этим домом в будущем?».
Полагайтесь на свой опыт. Вы должны повторять свой вопрос, пока не получите нужного вам ответа. Один и тот же вопрос можно (перефразировав!) повторять в разные моменты интервью. Но не надо повторяться, задавая один и тот же вопрос в одном предложении. Например: «(В смысле) зарплаты сколько вы получаете, (то есть), я хочу (типа) спросить, какую зарплату вам (как бы) платят?». Лучше так: «Каков размер вашей заработной платы?» Если не получили вразумительного ответа, переспросите: «Какую зарплату вы получаете?» и тому подобное. Старайтесь при вопросе не употреблять слова-паразиты «в смысле», «типа», «как бы» и т.д.
Не нарушайте треугольник общения. У телезрителя не должно быть ощущения, что он остался один на один с респондентом. Зритель должен быть свидетелем вашего разговора. Поэтому никогда не снимайте собеседника со взглядом, устремленным в объектив. Когда человек смотрит прямо в камеру, он перестает давать интервью, начинает делать заявление или обращение, а это уже совсем другой жанр.
Сначала определите тему, а затем задайте вопрос. В обычной жизни, задав короткий вопрос, мы поясняем причину, по которой его задали. Этот же принцип невольно переносится и на интервью. Вот пример: «Какую часть своего дохода вы тратите на оплату квартиры? Ведь в сегодняшних условиях постоянного подъема цен на жилье и коммунальные услуги с тремя детьми прожить, имея небольшой доход медсестры, очень трудно?» Согласитесь, довольно часто можно услышать такие вопросы в интервью. Правильно будет делать совершенно наоборот: «У вас трое детей, доход не большой. Так как вы работаете медсестрой, а жилье и цены на коммунальные услуги с каждым годом возрастают, сколько уходит из вашего семейного бюджета на оплату жилья?» Таким образом, вы дали зрителю информацию о собеседнике, а он своим ответом добавит другую информацию, которой подтвердит ваши слова.
Заканчивайте вопрос ключевым словом. Очень часто во время интервью складывается такая ситуация, что собеседник готов ответить на вопрос раньше, чем вы успели его задать. Иногда человек просто волнуется и не дослушивает вопрос. Бывают случаи, когда ответ «наползает» на вопрос и часть ответа уходит в звуковой брак при монтаже. Нужно переспросить еще раз. Не задавайте вопросов вроде: «Это первая операция, которая была проведена с вашим участием? Ваша роль в проведении операции?..» Как только собеседник услышит ключевое слово – «операция», ответ уже готов и перекрывает конец вопроса. Поэтому составляйте вопрос так, чтобы ключевое слово было в самом конце. В данном случае лучше сразу спросить респондента: «Какова ваша роль в этой операции?» При этом нет необходимости записывать вопросы на бумажке (тогда будет соблазн считывать их, а это отвлекает респондента, да еще у зрителей не возникнет к вам доверия как к личности). Если вы боитесь забыть список вопросов, запишите ключевые слова в блокнот. И пусть это будет красивый блокнот, а не потрепанная записная книжица. Красивый блокнот не стыдно положить на стол перед собою, и если он попадет в кадр, то это только усилит ощущение у собеседника и у телезрителя, что перед ними сидит серьезный, хорошо подготовленный журналист. В телевидении нет мелочей. Любая мелочь может стать важной деталью.
Перескажите ответ. То есть вы делаете своеобразное резюме под ответом вашего респондента. У этого способа есть свои преимущества. Во-первых, собеседник убеждается, что его ответ был понят верно либо убеждается в обратном. Он говорит: «Да, это так, совершенно верно!». И может повторить ваш вариант перефразированного ответа как наиболее точно выражающий его мысль или сказать: «Нет, вы меня не так поняли!» и повторить свой ответ еще раз. Как правило, ответ со второй попытки – короче и яснее. Во-вторых: если перефразированный ответ остается в репортаже или звучит в прямом эфире, он адресуется зрителю и помогает ему понять сообщаемую информацию. Особенно это полезно, если ответ был сбивчивым или длинным, полным многочисленных терминов. Еще перефразированный ответ помогает в прямом эфире снять ощущение «допроса у следователя». Перефразирование может служить мостиком между двумя не связанными друг с другом вопросами.
Выдающийся французский журналист Жан-Жак Ле Гаррек, лауреат престижной премии для молодых журналистов имени Альбера Лондра (французского писателя-хроникёра, жившего в начале ХХ столетия), утверждает, что интервью – это самый длинный план в репортаже. Поэтому к нему в техническом отношении предъявляется немало требований. Ничто не должно нарушать гармонию плана, задний же фон должен помогать понять сообщение.
Если вы снимаете интервью в один прием (а чаще так и бывает) и одним планом, а затем в ходе монтажа режете его на два куска и вставляете в разные места своего репортажа, то это затягивает и тормозит динамику репортажа. Такое возвращение к одному и тому же интервью вызывает ощущение дежа-вю. Попросите оператора почаще менять крупность плана (средний – крупный) или ракурс съемки. Случаются непредвиденные ситуации, когда оператор из-за нехватки времени не успевает менять крупность плана. Тогда лучше снимать средний план – остается возможность «приблизить» кадр на монтаже. Этим способом злоупотреблять не следует, так как картинка становиться «размазанной», нечеткой и наблюдается пикселизация (словно вы приближаете максимально на экране компьютера фотографию с небольшим разрешением). Если вы поставите своего респондента по левому краю кадра, то микрофон следует держать в правой руке – и наоборот. Никогда не перекрывайте кадр своей рукой, пытаясь дотянуться микрофоном до интервьюируемого. Не держите микрофон слишком высоко; обязательно спросите оператора, не слишком ли сильно микрофон попадает в кадр. С микрофоном-петлицей или радиомикрофоном задача упрощается [27, c. 44]. Лицо собеседника в кадре должно быть видно целиком; не следует снимать человека в профиль, это создает психологическую дистанцию между интервьюируемым и зрителем. Не снимайте чиновника или офисного работника за его рабочим столом, если у вас нет для этого какого-то специального драматургического хода. Чисто психологически стол выступает как барьер между зрителем и героем репортажа.
Из англо-американской практики на российское телевидение пришло правило монтировать интервью с планами, снятыми с обратной точки. В этих планах видно, что журналист внимательно слушает собеседника, кивает головой или задает вопросы. Обратные планы могут сослужить добрую службу – например, перекрыть грубые монтажные стыки. Иногда прибегают к такому способу, чтобы показать, кто берет интервью, скажем, известный и маститый журналист, пользующийся большим авторитетом у своих коллег и аудитории. Достаточно вспомнить программу «Времена» и «Познер» («Первый канал»), где камера очень крупно берет лицо журналиста во время беседы, улавливая мельчайшие эмоции мастера. Иногда такие планы с внимательно слушающим журналистом снимают уже после беседы. Такие обратные планы создают иллюзию, что съемка велась двумя камерами, и это добавляет динамики видеоряду.