Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bank_pravo.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.59 Mб
Скачать

Вопросы для контроля:

  1. Понятие инвестиционного климата и факторы, влияющие на решение инвестора.

  2. Инвестиционный климат: определение понятия.

  3. Инвестиционный климат в России.

  4. Инвестиционный климат на региональном уровне.

Резюме по теме:

Рассмотрев понятие и основные аспекты инвестиционного климата в России, можно сделать следующие выводы: 1. Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата; 2. Сложившаяся к настоящему времени макроэкономическая ситуация способствует улучшению инвестиционного климата; 3. Очевидна потребность в разработке государственной инвестиционной политики и ее нормативно-правовой базы на основе анализа, систематизации и унификации федерального и регионального инвестиционного права с учетом апробированных на практике отечественных достижений, а также мирового опыта.

Глава 16. Понятие и сущность иностранных инвестиций

Цель изучения темы: определить понятие и сущность иностранных инвестиций.

Задачи изучения темы:

  • определить понятие иностранного инвестора;

  • выявить особенности правового регулирования иностранных инвестиций;

  • установить государственные гарантии прав иностранных инвесторов в России.

16.1. Понятие иностранного инвестора

К иностранным инвесторам ст. 2 Закона об иностранных инвестициях 1999 г. относит: иностранное юридическое лицо, иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом, и, кроме того, международные организации и иностранные государства. Считаем необходимым привести точную формулировку данного положения Закона: «иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором, она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами...»

Данная статья вызывает вопросы. Можно согласиться с тем, что иностранный инвестор — это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, но никак нельзя согласиться с продолжением этой статьи “и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации”. Можно с уверенностью сказать, что ни в одной стране нет законодательства, которое бы разрешало своим юридическим лицам инвестировать на территории России. Таких законов в природе нет. Как нет и российского закона, который бы разрешал российским юридически лицам инвестировать, скажем, во Франции или Германии. А указанная неграмотная фраза повторена в статье четыре раз; (применительно к юридическим лицам, организациям без права юридического лица, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Вместо тяжеловесного и к тому же частично не верного определения ст. 2 достаточно было указать, что к иностранным инвесторам относятся юридические лица, учрежденные по закону иностранного государства, иностранные граждане (либо юридические лица страны, не являющейся принимающей страной), именно такие формулировки содержатся международных документах.

В Законе об иностранных, инвестициях 1991 г. было нечто подобное, но не столь одиозное — там говорилось, что иностранными инвесторами могут быть “иностранные юридические лица..., созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего место нахождения”. Здесь лишнее слово “правомочные”, потому что юридические лица, скажем, акционерное общество во Франции, создаются в соответствии с законом о торговых обществах. В нем определяется способ создания акционерного общества, управления, образования капитала, отчетности и т.д., но такие законы не определяют правомочий юридических лиц; их правомочия определяются их уставами.

Нововведение Закона об иностранных инвестициях 1999 г. — признание возможности за иностранной организацией, не являющейся юридическим лицом, быть иностранным инвестором на территории Российской Федерации. Правоспособность и дееспособность такой организации “определяются в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена...” (ст. 2) (следует заметить, что такая организация не учреждается; она создается на основании договора, а не закона). Необходимо подчеркнуть, что задолго до этого в двусторонние соглашения о содействии и взаимной защите капиталовложений нередко вносилось условие, признающее инвестором “...общества, союзы и объединения, имеющие или не имеющие права юридического лица...”.

Такую норму содержит и Закон о соглашениях о разделе продукции, где в ст. 3 указывается, что инвесторами могут быть “и создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц...” Закон предоставляет подобным объединениям возможность быть инвестором и стороной в соглашении о разделе продукции. Далее в этом Законе предусматривается: “в случае, если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению”. Поскольку Закон о соглашениях о разделе продукции распространяется как на российских, так и иностранных инвесторов, то и объединение юридических лиц, не обладающее правами юридического лица, может быть и российским, и иностранным. За рубежом такие объединения охватываются понятием консорциумов (этот термин еще не вошел в наше законодательство).

В этой связи не совсем корректным, на наш взгляд, является утверждение Н.Г. Дорониной о том, что “договор, направленный на осуществление совместной деятельности, т.е. договорная форма jointventure (совместного предприятия), в праве различных государств, в том числе и в российском праве, рассматривается как самостоятельная организационно-правовая форма или, иными словами, как организация, не являющаяся юридическим лицом”. Известно, что в России совместные предприятия были наделены правами юридического лица, поэтому считаем, что проводить аналогию между совместным предприятием и объединением юридических лиц, не обладающим правами юридического лица, вряд ли возможно, во всяком случае, применительно к России. В одном случае — это договорная форма совместной деятельности, а в другом — договор о создании совместного предприятия, признаваемого юридическим лицом.

Что касается признания иностранным инвестором иностранного государства, то такая норма в Законе об иностранных инвестициях 1999 г. мало что значит практически. Совершенно права Н.Г. Доронина, которая по этому поводу пишет: “Определяя условия деятельности для иностранного rocyдарства-инвестора, государство, принимающее инвестиции, должно обратиться к адекватным формам регулирования взаимоотношений, т.е. к форме международного договора”, а не национального законодательства. Те же соображения можно отнести и к некоторым международным организациям. Здесь надо различать два случая. Если международная организация (а такие организации обладают разным правовым статусом) обладает статусом юридического лица, как МБРР и МИГА, то к ней могут применяться нормы закона об иностранных инвестициях, как к любому иностранному юридическому лицу. Если же конкретная международная организация не наделена статусом юридического лица, а обладает международным статусом, то отношения с ней государства-реципиента капитала целесообразно, по-видимому, оформлять международным договором, как и в случае, когда инвестором будет выступать иностранное государство.

Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации с целью продвинуть на рынок аналогичный товар иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах) (ст. 18 Закона об иностранных инвестициях 1999 г.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]