- •1.Понятие квалификации преступлений.
- •2. Значение квалификации преступлений.
- •3. Этапы квалификации преступлений
- •4. Виды квалификации преступлений.
- •5. Объем и структура судебных ошибок при квалификации преступлений.
- •7. Соотношение ук рф с международным уголовным правом.
- •8. Соотношение ук рф с Конституцией рф.
- •9. Действие уголовного закона во времени и квалификация преступлений.
- •10. Действие уголовного закона в пространстве и квалификация пресс-й.
- •21. Квалификация преступлений, когда одно преступление служит способом совершения другого преступления.
- •22. Квалификация смежных составов преступлений.
- •23. Квалификация длящихся преступлений.
- •24. Квалификация продолжаемых преступлений.
- •25. Квалификация общественно опасных последствий - имущественного ущерба, физического вреда, дезорганизационного вреда.
- •26. Дискуссионные вопросы о материальных и формальных, усеченных и полных составах преступления.
- •27. Квалификация альтернативных и сложносоставных общественно - опасных последствий.
- •28. Особенности причинной связи и этапы причинения в уголовном праве.
- •29. Виды специальных субъектов по ук рф и их классификация.
- •30. Спорные вопросы квалификации признаков специального субъекты в постановлении Пленума Верховного Суда рф « о судебной практике По делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».
21. Квалификация преступлений, когда одно преступление служит способом совершения другого преступления.
УКРФ предусматривает большое число сложных преступлений, которые совершаются посредством других преступлений-способов. Они всегда ниже по категории (лег., сред., тяж., особо тяж.), чем основные преступления. Наиболее распрост. три вида преступ.-способов: насилие, использование служеб. полномочий и использование подложного документа.
Если способ совершения преступления предусмотрен в качестве самостоятельно преступления, оно не вменяется отдельно от основного преступления (В.Н. Кудрявцев).
Насилие как способ совершения преступлений, посягающих на здор., пол. неприкосн., общ. безоп., хищения, формулируется в УК по-разному. Зак-ль не менее чем в 35 статьях УК употребляет следующ словесные обороты: «с применением насилия» (ч. 2 ст. 302 — понуждение к даче показаний с применением насилия); «с применением насилия или угрозой его применения» (ст. 149 — воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них); «с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия» (ст. 161 — грабеж); «с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия» (ч. 1 ст. 162 — разбой).
Насилие в виде умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК) относится к 3 категории тяжких преступлений. В связи с этим оно не может выполнять роль преступления-способа в отношении преступлений первой, второй и третьей категории. Квалиф. и особо квалиф. составы умыш. причинения тяжкого вреда здоровью относятся к 4 категории особо тяж. преступлений, и поэтому исключается их роль преступлений-способов вообще в каких бы то ни было преступлениях. Например, разбой с простым составом охватывает физическое насилие в виде причинения легкого и средней тяжести вреда здоровью.
Такое преступление-способ как использование служебных полномочий имеет большое значение для предупреждения коррупции.
Преступление-способ правильно формулировать, как «использование своего служебного положения» или, точнее, служебных полномочий. Например, удачно сконструированы составы торговли людьми с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 127) или воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 2 ст. 282).
Использование служебного положения (полномочий) в статьях УК, где оно названо в диспозиции норм и тем самым признано преступлением-способом, не требует квалификации по совокупности с составами о должностных преступлениях. В тех же случаях, когда данный способ совершения преступления не предусмотрен, встает вопрос о квалификации: по совокупности или как единого преступления, осложненного преступлением-способом.
В отношении квалификации подлога документов как способа совершения преступлений, мнения разделились. Одни авторы исключают совокупность подлога документов с преступлениями, способом совершения которых он явился, другие такую совокупность признают. Полагаю, что в подлоге документов надлежит различать подлог как физическую или интеллектуальную подделку и использование подложных документов для совершения тех или иных преступлений. Сама подделка документов (ч. 1 ст. 327), производилась ли она для совершения какого-либо преступления либо с целью скрыть уже совершенное преступление, не может быть преступлением-способом. Использование же заведомо подложного документа представляет собой типичное преступление-способ.
Отсюда сам подлог документов, независимо от его дальнейшего использования, образует реальную совокупность с преступлением, для которого он совершался. Использование подделывателем или другим лицом подложного документа не образует самостоятельного состава, ибо выступает преступлением-способом соответствующего преступления, является компонентом единого сложного преступления.
В связи с этим квалифицируются преступления, совершенные посредством использования подложных документов, как единые преступления, а не по совокупности с ч. 3 ст. 327 УК. Например, мошенническое хищение (ст. 159) может совершаться путем обмана в виде использования подложного документа, где преступление-способ выступает компонентом единого преступления.
