
- •Историческое содержание эпохи.
- •2. Роль христианства и церкви в Киевской Руси.
- •3. Искусство Киева конца х – первой половины XI вв.
- •Архитектура и живопись киевского Софийского собора.
- •Успенская церковь Киево-Печерского монастыря. Система
- •6. Мозаики Михайловского собора.
- •Памятники киевского зодчества и живописи конца XI-XII вв.
- •Киевская школа иконописи. Скульптура.
- •Спасо-Преображенский собор Чернигова.
- •10. Этапы строительства в Киеве XI-XII вв.
- •11. Архитектура Чернигова, Смоленска, Галича XII – начала XIII вв.
- •12. Новгород Великий XI-XIII вв. Архитектура и фрески Софийского собора.
- •13. Архитектура и живопись Новгорода XII-XIII вв.
- •14. Искусство периферии Новгородской земли: Старая Ладога и Псков XI-XIII вв.
- •15. Искусство Северо-Восточной Руси XI-XIII вв.
- •16. Итоги развития искусства Киевской Руси.
- •Монгольское завоевание 1237-1241 гг., междоусобная борьба русских князей.
- •2. Архитектура Новгорода XIV-XVI вв.
13. Архитектура и живопись Новгорода XII-XIII вв.
а) Новгород в XI-XII вв.
Во второй половине XI в. в Новгороде усиливается состоятельная торгово-ремесленная знать, стремившаяся сосредоточить власть в своих руках, для чего надо было сначала установить контроль над местными князьями. Это было непросто, так как в 1088-1117 гг. городом правил сын Владимира Мономаха Мстислав Великий (в 1125-1132 гг. великий князь киевский), сильнейший из князей своего времени и весьма скорый на расправу. Ощущая поползновения бояр к власти, он предпринимал меры к укреплению княжеского господства в городе, на что указывает сооружение им в 1103 г. крупной церкви Благовещения на Городище, где располагалась дружина, а в 1113 г. большого Никольского собора на Торгу при своем деревянном дворце; с постройкой собора усилилась роль Торга в городе как места сосредоточения княжеской власти. Правление Мстислава было неколебимо, судя по тому, что в 1116 г. он расширил территорию детинца. Уходя на княжение в Белгород, в 1117 г., он оставил Новгород сыну Всеволоду, который сидел тут до 1136 г., когда новгородскому боярству удалось ликвидировать княжескую власть: после неудачного похода Всеволода на Суздаль князя изгнали и Новгород стал вечевой республикой по типу свободного торгового города Висбю на острове Готланд, с которым новгородские купцы вели торговлю.
б) Постройки Мстислава и Всеволода.
Мстислав и Всеволод вели активную строительную деятельность в Новгороде. Заложенная Мстиславом между 1099-1103 гг. упомянутая церковь Благовещения на Городище стала вторым каменным храмом Новгорода; в 1342 г. она разобрана и заменена новым храмом, который был расписан; он погиб во время последней Отечественной войны. Раскопки позволили установить планировку и размеры храма Мстислава – это четырехстолпный трехапсидный храм с нартексом и прилегающей к нему с севера квадратной башней, ведшей на хоры. По планировке, оформлению стен лопатками, крестчатым столбам и квадратной башне при северной стене нартекса Благовещенская церковь идентична Георгиевскому собору Юрьева монастыря, стоящему на противоположном берегу Волхова. По тем же признакам (кроме башни) и размерам (l.23, lat. 15 м без башни) Благовещенская церковь близка Никольскому собору Мстислава, заложенному на Ярославовом дворище в 1113 г., отчего он слыл Николо-Дворищенским. Это большой четырехстолпный храм (l. 23,6, lat. 15,4, h 30,8 м) с широким средним нефом (lat. 5 м), 3 апсидами, нартексом и обширными хорами. Отсутствие следов лестничной башни дает основание предполагать, что на хоры попадали по деревянному переходу из стоявшего рядом деревянного княжеского дворца. Храм снабжен тремя порталами, которые подчеркивают общественное его значение как религиозно-политического центра на Торге при княжеском дворце. Фасады собора строги, декорированы лишь лопатками, которые показывали внутреннюю композицию храма, и 4 рядами ниш с полукруглой арочкой (нижний ряд сейчас залегает под уровнем дневной поверхности). Суровость здания соответствует характеру его строителя Мстислава, заслужившего у летописцев прозвание не только Великого, но и Лютого. Покрытие здания позакомарное, в древности его увенчивали 5 глав. Величиной и пятиглавием Никольский собор, царивший над Торговой частью города, перекликался с Софийским храмом на противоположном берегу широкого Волхова. В XVI в. в соборе устроили складское подцерковье, для чего подняли новый пол на кирпичных сводах, что существенно уменьшило высоту интерьера и исказило его первоначальную объемность. Вскоре после постройки собор расписан, от росписи сохранился ряд фрагментов, наиболее интересна сцена Иов на гноище; точеная пластичность фигуры жены Иова сродни образу святой в диаконнике церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125) и византийским иконам первой половины XII в., находившимся в Новгородском Георгиевском соборе – Устюжскому благовещению и Св. Георгию (ныне в ГТГ). Обе иконы связаны именами персонажей с Мстиславом-Георгием и Всеволодом-Гавриилом. Сам Никольский собор Мстислав заложил в честь поступившей в 1113 г. из Киева (или из Византии через Киев) круглой иконы Николы Мирликийского, помещенной в собор по окончании строительства.
В 1117 г., когда Мстислав оставил на княжении в Новгороде Всеволода, благодарный сын основал в честь отца (Мстислав в крещении Георгий) Юрьевский монастырь (Юрий – одна из русских форм греческого имени Георгий). В 1119 г., сразу по завершении церкви Антониева монастыря, т.е. как только строители освободились от работ в нем, Всеволод закладывает Георгиевский собор, предназначенный для захоронения княжеской семьи. Это большой (l. 26,8, lat. 18,3 м) четырехстолпный, трехапсидный храм с нартексом, к северной стене которого пристроена квадратная в плане лестничная башня. По планировке он чрезвычайно близок постройкам Мстислава – Благовещенскому и Никольскому храмам, лишь размерами на несколько метров крупней. Собор имел посводное покрытие, увенчан тремя главами - средней и двумя западными, одна из которых покрывает лестничную башню, а другая поставлена в юго-западном углу; такая расстановка глав образует живописную асимметричность завершения храма. Благодаря выводу башни за пределы северной стены асимметрична и композиция здания в целом, сообщающая ему разнообразие наружных объемов. Расположенные у истока Волхова из Ильменя, Благовещенский и Георгиевский соборы представлялись плывущим из Ладоги величественными пропилеями Новгорода. Летопись называет и имя строителя собора – мастер Петр. Поскольку Георгиевский, Никольский и Благовещенский соборы составляют компактную группу идентичных зданий, строительство двух соборов Мстислава осуществлено тем же мастером. С этим Петром можно связать постройку еще одного – Рождественского собора Антониева монастыря.
По случаю рождения сына Ивана Всеволод заложил на Торгу церковь Иоанна Предтечи на Опоках (1127-1130), но в поисках поддержки среди купечества передал ее купеческому товариществу, прозванному «Ивановской сотней», сама церковь служила также хранилищем истинных мер и весов для Торга – локтя, гривенки, скалы (чаша весов, весы). В 1135 г. Всеволод заложил церковь Успения на Торгу, ставшую последней княжеской постройкой в городе. Обе церкви перестроены в XV-XVII вв. и их первоначальные формы пока не исследованы.
в) Рождественский собор Антониева монастыря. Зодчий Петр.
В 1106 г. в Новгороде появилась загадочная личность – монах Антоний, который, по словам летописца, «приплыл из Рима». Поскольку, согласно Житию святого, Антоний знал греческий язык (прибыв в Новгород и не зная русского языка, он говорил по-гречески), можно полагать, что это был выходец из многочисленной среды южноиталийских греков. Благословенный архиепископом Никитой, Антоний заложил на правом берегу Волхова чуть ниже Новгорода монастырь Рождества Богородицы. Можно заключить, что Антониев монастырь почитался состоятельными горожанами, так как через 10 лет, в 1116 г., Антоний уже располагал средствами, необходимыми для строительства каменного собора Рождества Богородицы. Поначалу это была четырехстолпная трехнефная одноглавая монастырская церковь (l. 15, lat. 12,7, h 26 м), однако затем ее снабдили хорами и пристроили нартекс с круглой лестничной башней для подъема на хоры (теперь длина храма составила 19,2 м). Эта достройка произошла вскоре по окончании строительства основного здания, так как строительная техника обоих периодов одинакова. Согласно Новгородской I летописи, церковь заложена в 1117, окончена в 1119 г., по Новгородской III летописи, она строилась с 1116 по 1122 гг., Разница дат окончания сооружения указывает на то, что Новгородская III летопись учитывала время достройки, т.е. в окончательном виде храм завершен в 1122 г. Возможно, перерыв в строительстве обязан размолвке Антония с епископом Иоанном и князем - согласно духовной грамоте (завещанию) Антония, он не принял от них «имения», т.е. денег, имущества или земли; вражда Антония с Иоанном подтверждается тем, что он был рукоположен игуменом своего монастыря только в 1131 г. новым епископом Нифонтом, который сменил низложенного Иоанна.
Поначалу одноглавый, храм после пристройки нартекса с башней стал трехглавым – на западе добавлены две главы, над башней и юго-западным углом. Это композиция Георгиевского собора Юрьева монастыря, так что естественно предположение, что достройкой Рождественской церкви занимался строитель Георгиевского собора мастер Петр. Этим объясняется находящийся в башне собора исполненный красной краской рисунок человека с длинными волосами и редкой бородой, в кафтане и сапогах с загнутыми носками, над головой начертано имя Петр. Судя по ряду данных, Петр был строителем и основного объема здания, хотя ему свойственно несколько иное оформление фасада - Георгиевский и Никольский соборы декорированы 4 горизонтальными рядами окон и ниш, в Рождественском соборе ниш нет, а окна расположены в 3 яруса. Помимо общности планировки недавними раскопками внутри здания вскрыты дополнительные соответствия между тремя памятниками. Восточная пара столбов Рождественского собора имеет ту же Т-образную форму в разрезе, что восточная пара столбов Никольского собора. Западная пара столбов в Рождественском соборе восьмигранная, в Никольском квадратная, а в Георгиевском крестчатая, т.е. Петр варьировал форму опор. И в Никольском и в Рождественском соборах открыта мощная фундаментная платформа из валунов и плитняка. Как и в Георгиевском соборе, лестничная башня пристроена к северной стене нартекса, в первом здании она квадратная в плане, во втором круглая, но положена на квадратный фундамент, что указывает на первоначальный замысел квадратной же в плане башни. Как видно, Рождественский собор настолько близок Георгиевскому и Никольскому соборам, что постройка всех трех зданий одним зодчим, Петром, очевидна. Петр принимал также участие в перестройке Софийского собора перед росписью 1109 г. – например, тогда могла быть заложена первоначально открытая южная галерея, превратившаяся в приделы. На стене придела Иоанна Богослова в северной галерее сохранилась группа граффити с именем Петр и рисунком южного фасада трех- или пятикупольного храма, которые следует понимать как автограф мастера Петра и его набросок западного фасада сооруженного им Никольского собора, опознаваемого по пятиглавию (две восточные башни, закрытые западными, не видны) и подвышенному своду западного рукава, показанного между боковыми главами.
Согласно летописи, Рождественская церковь расписана в 1125 г., от фресок остались фрагменты в алтаре и лестничной башне. В диаконнике на южной стене представлено Преподнесение Иродиаде усекновенной главы Иоанна Предтечи и Обретение главы, на северной стене остатки Введения во храм; на склонах предалтарных арок медальонные изображения святых, на лицевых гранях этих столбов Благовещение, под ним парные поясные изображения 4 святых, в том числе врачевателя Кира. Сохранились также остатки Рождества Христова. В росписи участвовало не менее двух мастеров, один склонялся к линейному письму и предпочитал изображать суровых длиннобородых старцев с удлиненными лицами, погруженных в себя и отрешенных от внешнего мира. Его образы – предшественники изображений святых собора Рождества Богородицы в Суздале (1233). Другой мастер объемно моделировал образы градациями притенений и отдавал предпочтение изображению спокойных или взыскующе обращенных к зрителю персонажей с округлыми ликами. Для оживления образов этот мастер мог прибегнуть к сдержанной психологической трактовке – так, случайно выкопавший из земли голову Иоанна Предтечи юноша застыл в удивлении. Возможно, этому же художнику принадлежит сцена Иов на гноище в Николо-Дворищенском соборе. Это мастер, воспитанный на византийских традициях того течения, которое сохраняло в комниновское время македонскую объемность и статуарность образов, и которое представлено в Новгороде иконами Св. Георгий (ГТГ) и Ангел Златые власы (ГРМ). Возможно, это тот же мастер, который расписывал фресками ок. 1110 г. Михайловский Златоверхий собор в Киеве (лик Марии из Благовещения моделирован крупными объемами подобно лицу юноши из Обретения главы Предтечи).
г) Архитектура Новгорода второй половины XII-XIII вв.
Во второй половине XII в. в Новгороде строились небольшие четырехстолпные церкви, первой из которых стала церковь 1179 г. в Аркажах. В XIII в. этот тип храма модифицируется в небольшую одноглавую постройку кубического объема с одной пониженной апсидой, без лопаток, с трехлопастным завершением. Таковы церкви Рождества Богородицы в Перынском скиту начала XIII в. и Николы на Липне1292 г.
Церковь Благовещения в Аркажах (1179) - ранний образец новгородского малого четырехстолпного храма, ее росписи 1189 г.
Нередицкий храм (1198), система его росписи. Живописец Олисей Гречин, его усадьба конца XII в. в Новгороде.
д) Иконы Новгорода XI-XIII вв.
Новгородская иконопись домонгольского времени, ее основные черты. Иконы: Петр и Павел, Св. Георгий (ГТГ и Успенский собор Московского Кремля), Устюжское Благовещение, Богоматерь Знамение, Спас Нерукотворный, Богоматерь Умиление, Успение Богородицы.