Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Наумов, Кузина Агрогеография мира.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
779.26 Кб
Скачать

Общественно-экономические уклады (народнохозяйственные системы) по а.В. Чаянову

Народнохозяй-ственные категории

Народнохозяйственные системы

Капитализм

Семейные формы хозяйства

Рабовладельческое хозяйство

Оброчное крепостное хозяйство

Феодальные системы1

Коммунизм

Товарного

натурального

Поме-щичье хоз-во

Крестьянское хозяйство

Цена товара

+

+

+

+

+

Единый неделимый трудовой доход семьи

+

+

+

+

Технич. процесс пр-ва и воспр-ва средств производства

+

+

+

+

–/+

+

+

Авансируемый предпринимателем капитал, циркулирующий по формуле

(Д–Т–Д’+П)

+

+

% на капитал в форме дохода рантье

+

+

+

+

+

Заработная плата

+

Рабовладельческая и соотв. крепостная рента

+

+

+

+

Цена на раба и соотв. крепостного

+

+

+

Дифференци–альная рента

+

+

+

+2

+3

Цена на землю

+

+

+

+

+

Гос. производ-ственный план

+

Необходимые для поддержания режима внеэкон-омические меры принуждения

+

+

+

+

+

+

Примечания к таблице.

  1. Феодальное хозяйство представляет собой симбиоз натурального трудового хозяйства налогооблагаемых крестьян, с одной стороны, и феодала, продающего товар и ориентирующегося на денежно-меновые отношения, с другой. В соответствии с этим ему присущи два в своем существе различные экономические субъекта и две не совпадающие в своих отдельных элементах системы народнохозяйственных категорий.

  2. Рента не показана здесь как особая самостоятельная категория дохода, однако, рентообразующие факторы воздействуют на величину единого неделимого трудового дохода семьи.

  3. Здесь рента присутствует как народнохозяйственная категория дохода, однако ее генезис отличен от генезиса ренты как капиталистической системы.

Как следует из таблицы, в основе укладов лежат различные экономические (и даже внеэкономические) механизмы саморегуляции и воспроизводства. Соответственно, различается и географическая мобильность укладов. Единственным ограничителем для ведения капиталистического сельскохозяйственного производства служит то, что его рентабельность не должна быть ниже средней нормы прибыли. Поэтому капиталистический уклад, предполагающий использование наемного труда, самый мобильный: наемные рабочие легко перемещаются по территории в зависимости от спроса на них; капиталисты в случае необходимости покупают или арендуют земли в любой части своей страны и за ее пределами. Хозяйство крестьян, поколениями владеющих небольшими земельными участками, гораздо более статично. Эффективность трудового (крестьянского) хозяйства напрямую связана с плотностью населения (нагрузкой на земельные угодья); причем возможность снижения или, по крайней мере, сохранения на определенном уровне этой нагрузки за счет миграций (в города, на земли нового освоения) обеспечивает жизнестойкость этого не самого передового, с точки зрения экономической эффективности, уклада.

Ряд категорий, приведенных в таблице, присущ одновременно нескольким укладам. В первую очередь, это дифференциальная рента, присвоение которой, по К. Марксу, “есть экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность”. Величина ренты равна разнице между индивидуальной “монопольной” продажной ценой и средней ценой продукции, которую можно произвести на данной земле. Причинами ее существования являются:

  1. плодородие и местоположение земельного участка относительно рынка сбыта производимой на нем продукции;

  2. распределение налогов (взимание не с ренты, а с земли);

  3. различия в уровне развития земледелия между районами страны;

  4. неравномерное распределение капитала между арендаторами.

Как видно, для образования дифференциальной ренты имеются два основания – плодородие и местоположение, которые могут действовать в противоположных направлениях. Различают два рода дифференциальной ренты. Дифференциальная рента первого рода определяется только различиями в плодородии земель, причем следует иметь в виду, что его оценка изменяется с техническим прогрессом в сельском хозяйстве. При образовании дифференциальной ренты второго рода к различию плодородия присоединяются различия в распределении капитала между хозяйствующими субъектами, и, следовательно, в капиталовложениях на единицу площади.

Величина дифференциальной ренты ограничена снизу – естественным плодородием почвы, а сверху – развитием общественной производительной силы труда. При этом в капиталистическом хозяйстве действует так называемый закон убывающего плодородия. Его суть заключается в том, что стремящееся к получению максимальной прибыли капиталистическое хозяйство останавливает свой рост при достижении определенного уровня интенсивности, после которого соотношение между стоимостью полученной продукции и вложенным капиталом, а, соответственно, и рента уменьшаются. При изучении ценообразования на земельном рынке следует также иметь в виду, что в силу особенностей истории хозяйственного освоения оно может иметь так называемую нисходящую и восходящую направленность. В первом случае, по мере роста спроса на продукцию сельского хозяйства в оборот вовлекаются все худшие по своему плодородию земли. Соответственно, с ростом удельных производственных затрат на единицу площади, цена земли растет все меньше. При вводе в оборот новых плодородных угодий цена земли сначала резко возрастает, а затем увеличивается постепенно.

В крестьянском хозяйстве ценность земли не определяется капиталистической рентой. Поэтому в районах с избыточной плотностью сельского населения крестьяне, чтобы избежать голода, зачастую вынуждены покупать или арендовать землю по цене, значительно превышающую ее стоимость в районах с преобладанием капиталистического уклада.

Превращение земли в рыночный товар во многих регионах мира (в Азии, Африке) произошло лишь во время европейской колонизации, а уровень использования наемного труда до сих пор очень низок. Значительную роль здесь играют внеэкономические факторы регулирования аграрных отношений. К их числу, помимо прямого принуждения (в т. ч. оставшихся в прошлом использования труда рабов и отработки трудодней в колхозах) относится кастовая система, фиксирующая разделение труда по наследственному признаку. Так, по данным, приведенным известным французским географом П. Гуру, среди проживавших еще несколько десятилетий назад в одной индийской деревне 750 жителей (всего 161 семья) были представители 24 каст. 43 семьи, относившихся к высшей касте брахманов, редко занимались сельским хозяйством, в основном руководили обработкой своей земли и получали испольщину. Земледельцы­-шудра подразделялись на касты цветоводов (26 семей), рисоводов (1 семья), водоносов (19 семей), скотоводов (6 семей), поджаривателей зерен (1 семья), отжимщиков масла (3 семьи). Отверженные (18 семей) наряду с обслуживанием бытовых нужд высших каст также разводили свиней. Поскольку наследственные обязанности не обеспечивали многим представителям неземледельческих каст пропитания, почти все они понемногу вынуждены были заниматься земледелием.

Одним из наиболее известных современных последователей Чаянова является Т. Шанин, который называет крестьянский и другие традиционные уклады эксполярными формами экономики.