Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Наумов, Кузина Агрогеография мира.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
779.26 Кб
Скачать

Глава 5. Социально-экономические характеристики мирового сельского хозяйства

В силу географической неравномерности общественного развития и различий в особенностях природных условий для земледелия и животноводства, распространенных на огромной территории от тундр субарктического пояса до экваториальных лесов, сельское хозяйство в современном мире отличается множественностью общественно-экономических форм организации производства.

5.1. Землевладение и землепользование в различных регионах и странах

В современном мире сосуществуют разнообразные формы собственности на землю, которые можно разделить на две главные группы – коллективная и индивидуальная (частная). Доминирует частная собственность. Весьма различны виды коллективной собственности: общинная, родоплеменная, государственная, церковная, кооперативная. Государственная собственность на сельскохозяйственные земли характерна, например, для Китая, Израиля, Нидерландов. До недавнего времени она преобладала в странах Центральной и Восточной Европы и республиках бывшего СССР. В странах Европейского Союза 2/3 сельскохозяйственных угодий находится в частной собственности, в США – 4/5.

Еще в эпоху раннеклассового общества, когда возник институт частного землевладения, сложилось неравномерное распределение собственности на землю. В Древнем Риме существовали как крупные по площади поместья – латифундии, так и минифундии, владельцы которых вынуждены были довольствоваться мельчайшими наделами – парцеллами.

В средневековой Европе в собственности феодалов оказались почти все пригодные для ведения сельского хозяйства земли. С тех пор в европейских странах сохранились владеющие огромными площадями лендлорды и хозяева более мелких поместий, вроде французских шато – земель при замках. В феодальную эпоху появились также крестьяне – зависимое от землевладельца и подчиненное ему сословие. Крепостной крестьянин должен был платить феодалу оброк в натуральной форме (позднее деньгами) или отрабатывать на поле господина барщину. Собственного земельного надела, если он имелся, на крестьянскую семью недоставало; за возможность пользоваться участком на поле барина приходилось расплачиваться исполу или издолу (отработками или частью урожая). Нехватка земли на многие века стала настоящим бедствием для крестьянских семей, обычно отличающихся многодетностью. Несмотря на широко распространенный фактический запрет деления мелких хозяйств (при наследовании всю землю получает лишь один наследник, чаще всего, старший сын), проблема земельного голода, или относительного аграрного перенаселения в староосвоенных районах с преобладанием крестьянского населения до сих пор стоит весьма остро.

В странах Западной Европы небольшие по площади и объемам производства семейные хозяйства и в наше время составляют большинство. По данным на начало 1990-х гг., на мелкие (с товарной продукцией менее 11 тыс. долл. в год) фермы в этом регионе приходилось72% от общего числа хозяйств. В то же время, крупные хозяйства (22 тыс. долл. и более) давали 73% всей товарной сельскохозяйственной продукции ЕС. В отдельных странах – Нидерландах, Дании, Великобритании и Франции такие хозяйства доминировали, но в целом по региону их доля в общем числе составляла всего 17%. Наряду с крупными капиталистическими хозяйствами и товарными семейными фермами в ряде европейских стран – Испании, Италии, Португалии сохраняются помещичьи латифундии, обрабатываемые на основе оброчной или отработочной систем.

Малоземелье часто вынуждает крестьян арендовать землю. В настоящее время можно встретить и формы аренды, зародившиеся в давние эпохи рабовладения и феодализма, и самые современные капиталистические. Среди них: натуральная, издольная, отработочная, денежная, смешанные. Традиционное разделение крестьян на собственников и арендаторов всё чаще дополняется категорией частичных собственников (т. е. приарендовывающих часть земель). В целом по миру, арендаторами земли являются 28% сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств. В США 58% фермеров – полные собственники, 31% – частичные собственники, а 11% – арендаторы. Высока доля частичных собственников и в наиболее развитых странах Европы: в Бельгии – 68%, во Франции – 53%, в Великобритании – 99% сельскохозяйственных угодий. В США площади, арендованные частичными собственниками и арендаторами, составили 42% всей фермерской земли. Среди землевладельцев, сдающих земли в аренду, немало абсентеистов, не занятых в сельском хозяйстве. Например, в США им принадлежит 2/5 сельскохозяйственных угодий.

Натуральная аренда и отработочная система в наше время широко распространена в Латинской Америке. Например, в испаноязычных странах издольшиков называют апарсеро (в Бразилии – парсейро), а испольщиков – инкилино. На землях нового освоения в этом регионе зарубежного мира распространена еще одна форма докапиталистической эксплуатации крестьян – колонат. Поселившись на не освоенной еще земле хозяина, колоны (в Бразилии их еще называют поссейро) подряжаются расчистить определенную площадь от леса и, например, засадить кофейными деревцами за право в течение нескольких лет выращивать в междурядьях продовольственные культуры для своего пропитания. О том, какую роль играют докапиталистические пережитки в сельском хозяйстве самой крупной из стран этого региона – Бразилии – можно судить по структуре занятой в нем рабочей силы. Из 13 млн занятых около 1 млн приходится на поссейро, 2 млн – на арендаторов и издольщиков, 2 млн ­– на мелких землевладельцев, 3 млн – на постоянно работающих по найму и 3 млн – на бойяс фриас (сезонных сельскохозяйственных рабочих).

Вследствие особенностей колонизации, сопровождавшейся раздачей крупных владений конкистадорам и закабалением местных индейских земледельческих общин, в Латинской Америке сложились, пожалуй, самые большие контрасты в структуре землевладения (см., например, табл. 5.1.). Местные названия крупных поместий – асиенда (в Мексике, Венесуэле, Колумбии), фазенда (в Бразилии), эстансия (в Аргентине и Уругвае) стали синонимами термина латифундия.

Таблица 5.1.

Группировка хозяйств Бразилии по площади, 1980 г. и 1995 г.

Группы хозяйств по площади, га

1980

1995

Число хозяйств, %

Площадь хозяйств, %

Число хозяйств, %

Площадь хозяйств, %

0–10

50,4

2,5

49,4

2,2

10–50

31,5

10,2

31,2

10,0

50–100

7,6

7,5

8,2

7,8

100–500

8,3

23,7

8,5

23,6

500–1000

1,1

11,0

1,2

11,3

Свыше 1000

0,9

45,1

1

45,1

Всего

100

100

100

100

Источник: Censo Agropequario 1995/96. IBGE

В Африке к концу XIX в. практически вся территория, пригодная для ведения сельского хозяйства, была заселена, и сформировались основные типы традиционного потребительского сельского хозяйства. Основной ячейкой хозяйственной и социальной жизни являлась община, земельные угодья и пастбища находились в коллективном пользовании.

В первой половине ХХ в. результатом европейской колонизации наиболее плодородных и не зараженных мухой цеце районов в ряде стран Северной, Восточной и Южной Африки стало формирование сектора иностранного, так называемого “белого” землевладения, игравшего основную роль в производстве товарной, в т. ч. экспортной продукции. В начале колониального периода все земли этих стран были объявлены собственностью метрополий, а лучшие, расположенные в плодородных, достаточно увлажненных, не зараженных мухой цеце ареалах, были изъяты из традиционного землепользования и переданы в частную собственность или долгосрочную аренду иностранным компаниям или европейским поселенцам для ведения товарного хозяйства экспортного направления. По данным В. Н. Холиной, в середине ХХ в. особенно велика была доля площади так называемого европейского сектора землевладения на современной территории Кении, Уганды и Мозамбика – более 10% от всей обрабатываемой площади; на территории ЮАР и Зимбабве европейцам принадлежало соответственно 5% и 2% всех земель.

Коренные африканские племена оседлых земледельцев и животноводов вытеснялись в специально созданные резерваты, расположенные в мало пригодных для традиционной хозяйственной деятельности районах. Вплоть до середины ХХ в. в этих резерватах запрещалось выращивать экспортные культуры, и коренное население вынуждено было работать по найму в хозяйствах европейцев. Таким образом, сложился имеющийся четкую этническую основу дуализм “африканской” системы землевладения. Предпринимаемые в постколониальный период попытки восстановить “историческую справедливость” и вернуть земли коренному населению иногда оборачиваются социальными катаклизмами, как, например, в Зимбабве.

Наибольшим разнообразием отличается география землевладения и землепользования в Азии. Среди азиатских государств самая сложная система земельных отношений сложилась в Индии. Здесь в середине ХХ в. существовали многоступенчатые иерархические пирамиды землепользователей, в частности система заминдари, включавшая в отдельных районах до 50 посредников-субарендаторов между главным владельцем-заминдаром и так называемым райятом – крестьянином арендатором. Проведенная после завоевания независимости серия аграрных реформ разрушила основы этой феодальной системы. Были вытеснены субподрядчики, узаконено положения крестьян; расширился состав землевладельцев. К 1982 г. в стране насчитывалось 17,4 млн. арендаторов, преимущественно издольщиков; собственниками земли стали 3,5 млн. бывших арендаторов.

За 1970–1990 гг. общее число хозяйств в Индии выросло с 70,5 млн. до 106,6 млн. при незначительном увеличении их площади со 162,1 до 164,5 млн. га. За этот период существенно выросла доля так называемых маргинальных (мельчайших) хозяйств, которые и по числу, и по площади составляют доминирующую группу (см. табл. 5.2.). Доля мелких и средних хозяйств в общем числе немного понизилась, а в площади – возросла. Удельный вес крупных хозяйств по обоим показателям снизился. Площадь среднестатистического индийского хозяйства уменьшилась с 2,3 до 1,5 га; в условиях продолжающегося роста населения и раздробления хозяйств земельный вопрос в Индии обостряется.

Таблица 5.2.

Группировка земледельческих хозяйств Индии по площади, 1970/71 г. и 1990/91 г.

Группы хозяйств по площади, га

1970/71

1990/91

Число хозяйств, %

Площадь хозяйств, %

Число хозяйств, %

Площадь хозяйств, %

Менее 1 (маргинальные)

50,6

9,6

59,7

14,6

1–2 (мелкие)

19,0

11,9

18,2

16,8

2–10 (средние)

26,4

48,2

20,6

51,9

Св. 10 (крупные)

3,9

30,9

1,5

16,8

Всего

100

100

100

100

Источник: ???? – И.М. Кузина

Большим своеобразием отличаются аграрные отношения в США. В отличие от Латинской Америки, феодальное землевладение играло на территории этой страны определённую роль лишь на самом первом этапе колонизации, а после завоевания в конце XVIII в. независимости сохранилось в рабовладельческих латифундиях Юга. Важнейшие последствия для сельского хозяйства имела гражданская война 1861–1865 гг. Принятие в 1862 г. “Акта о гомстедах” способствовало сельскохозяйственному освоению земель Среднего Запада, где обширная площадь фактически бесплатно предоставлялась всем поселенцам. Ликвидация рабовладения привела к превращению бывших рабов – негров Юга в безземельных поденщиков или кропперов (арендаторов-издольщиков). Позднее модернизация сельского хозяйства Юга привела к появлению крупных капиталистических хозяйств. Арендные отношения стали играть большую роль на Среднем Западе. Для современного сельского хозяйства США типична денежная форма аренды, но встречается и урожайно-долевая, а также смешанные виды.

Сельскохозяйственная колонизация в США завершилась лишь в 30-х гг. ХХ в., приведя к созданию миллионов товарных семейных ферм. Семейные фермы, ставшие основой американского сельского хозяйства, и в наше время составляют 85,9% всех хозяйств страны. Им принадлежит 64% земель, и они дают 54% товарной продукции. Два других выделяемых американской статистикой типа хозяйств – партнерства и корпорации, существенно уступающие фермам по числу, занимают заметное место как по площади, так и по стоимости произведенной продукции. Корпорации (3,8 % от общего числа хозяйств) владеют 13% земель и производят 27% сельскохозяйственной продукции.

За последние 50 лет общее число американских ферм сократилось более чем вдвое с 5,6 до 2,1 млн, а средний размер одной фермы вырос с 86 до 196 га. Общая площадь ферм за этот период уменьшилась с 464 млн до 383 млн  га, т. е. на 17%. Произошло перераспределение земель за счет мелких хозяйств в пользу крупных (см. табл. 5.3.). Размеры американских ферм существенно различаются по районам страны. Наибольшими размерами отличаются специализированные на пастбищном животноводстве фермы Горного Запада (в среднем больше 2 тыс. га). Наименьшая средняя площадь у пригородных ферм Северо-Востока – лишь 67 га.

Таблица 5.3.