Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voprosy_k_ekzamenu_Simonenko_teor_met (1).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
402.94 Кб
Скачать
  1. Проблема діяльності в психології. Висхідні підвалини суб'єктно-діяльнісної теорії.

Последние годы в советской психологии происходило ускоренное развитие отдельных ее ветвей и прикладных исследований. В то же время теоретическим проблемам общей психологии уделялось гораздо меньше внимания. Вместе с тем советская психология, формируясь на марксистско-ленинской философской основе, выдвинула принципиально новый подход к психике и впервые внесла в психологию ряд важнейших категорий, которые нуждаются в дальнейшей разработке.

Среди этих категорий важнейшее значение имеет категория деятельности.

Вспомним знаменитые тезисы К. Маркса о Фейербахе, в которых говорится, что главный недостаток прежнего метафизического материализма состоял в том, что он рассматривал чувственность только в форме созерцания, а не как человеческую деятельность, практику; что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, который, однако, понимал ее абстрактно, а не как действительную чувственную деятельность человека.

Именно так обстояло дело и во всей домарксистской психологии Впрочем, и в современной психологии, которая развивается вне марксизма, ситуация остается прежней.

Деятельность и в ней интерпретируется либо в рамках идеалистических концепций, либо в естественнонаучных, материалистических по своей общей тенденции направлениях – как ответ на внешние воздействия пассивного субъекта, обусловленный его врожденной организацией и научением. Но именно это и раскалывает психологию на естественнонаучную и психологию как науку о духе, на психологию бихевиоральную и "менталистскую". Возникающие в связи с этим в психологии кризисные явления сохраняются и сейчас; они только "ушли в глубину", стали выражаться в менее явных формах.

Характерное для наших дней интенсивное развитие междисциплинарных исследований, связывающих психологию с нейрофизиологией, с кибернетикой и логико-математическими дисциплинами, с социологией и историей культуры, - само по себе еще не может привести к решению фундаментальных методологических проблем психологической науки. Оставляя их нерешенными, оно лишь усиливает тенденцию к опасному физиологическому, кибернетическому, логическому или социологическому редукционизму, угрожающему психологии утратой своего предмета, своей специфики. Не является свидетельством теоретического прогресса и то обстоятельство, что столкновение различных психологических направлений потеряло сейчас свою прежнюю остроту: воинствующий бихевиоризм уступил место компромиссному необихевиоризму (или, как говорят некоторые авторы, "субъективному бихевиоризму"), гештальтизм - неогештальтизму, фрейдизм - неофрейдизму и культурной антропологии. Хотя термин "эклектический" приобрел у американский авторов значение чуть ли не высшей похвалы, эклектические позиции никогда еще не приводили к успеху.

Научный синтез разнородных комплексов, добытых психологических фактов и обобщений, разумеется, не может быть достигнуть путем их простого соединения с помощью общего переплета. Он требует дальнейшей разработки концептуального строя психологии, поиска новых научных теорий, способных стянуть разошедшиеся швы здания психологической науки.

При всем многообразии направлений, о которых идет речь, общее между ними, с методологической точки зрения, состоит в том, что они исходят из двучленной схемы анализа: воздействие на рецепирующие системы субъекта -> возникающее ответные - объективные и субъективные - явления, вызываемые данным воздействием.

Схема эта с классической ясностью выступила уже в психофизике и физиологической психологии прошлого столетия. Главная задача, которая ставилась в то время, заключалась в том, чтобы изучить зависимость элементов сознания от параметров вызывающих их раздражителей. Позже, в бихевиоризме, т. е. применительно к изучению поведения, эта двучленная схема нашла свое прямое выражение в знаменитой формуле S->R.

Деятельность как важнейшая категория психологии. Деятельность как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает субъектом, воздействующим на объект и удовлетворяющим свои потребности. Структура предметной деятельности (мотив, цель, действие, операция, навык, средства). Понятие психической деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Деятельность как предмет изучения многих наук. Психическое и деятельность. Разработка деятельностной парадигмы на основе теории интериоризации (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Две основные формы деятельности (внешняя и внутренняя). Порождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней, материальной через интериоризацию. Интериоризация как переход внешнего во внутреннее. Противоречия трактовки порождения психического в данном направлении. Единство деятельности и психического (С.Л. Рубинштейн). Формирование психического в деятельности. Гипотеза о появлении психического в пренатальном (до рождения) периоде (А.В. Брушлинский). Два значения понятия «деятельность»: 1) деятельность субъекта (человека, группы людей и др.); 2) деятельность органа (сердечная, дыхательная и др.). Психическое как процесс и как деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский). Деятельностный уровень психического отражения как мотивационно-операционный пласт психического. Мыслительные, познавательные операции (действия) как продукты психического. Психические действия и психические процессы. Психический процесс как исходное состояние психического (непрерывное взаимодействие субъекта с объектом), в котором порождаются и функционируют психические операции.

  1. Розкрийте протиріччя у поглядах на діяльнісний підхід таких його основоположників, як С.Л.Рубінштейн та О.М.Леонтьєв.

В начале 30-х годов прошлого столетия С.Л. Рубинштейн  сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности, получивший впоследствии в психологии название «деятельностный подход». В самом общем виде его можно сформулировать так: психика человека формируется и проявляется в его практической деятельности и, следовательно, подлежит исследованию именно в процессе деятельности. Изучая психологические аспекты деятельности человека, мы изучаем его психологию личности. При этом изучению подлежит, по выражению С. Рубинштейна, не психика и деятельность, а психика в деятельности.

Дальнейшую разработку деятельностного подхода осуществил А. Леонтьев. В его общепсихологической концепции деятельности подчеркивается, что человеческая жизнь есть совокупность, а точнее, система сменяющих друг друга деятельностей. На психологическом уровне деятельность есть единица жизни, включенная в систему отношений данного общества. Эволюционный процесс развития психики есть развитие предметного содержания деятельности. Предметный мир все более и более включался в деятельность, расширяя сферу знания человека. Знание же в свою очередь все более изменяло его предметный мир.

По А. Леонтьеву, в макроструктуре общего потока любой предметной деятельности можно выделить два тесно взаимосвязанных уровневым взаимодействием блока: - операциональный (отдельная, особенная деятельность - действия - операции - психофизиологические функции); - мотивационный (мотив - цель - условие).

На высшем уровне этого функционального взаимодействия отдельная (особенная) деятельность опосредствуется (т. е. выражается «через») мотивом, т. е побуждается и направляется мотивом. На среднем уровнедействие подчиняется сознательной цели (по аналогии соотношению «отдельная деятельность -мотив»). На нижнем уровне операция определяется способами ее осуществления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]