
- •33. Внешняя политика ссср в 1933-39 г.Г.
- •32.Эволюция внешней политики Великобритании и Франции в 1933-39 г.Г.
- •31Внешняя политика германии в 1933-1939
- •30. Международные отношения на дальнем востоке в 1930-е г.Г.
- •29. Проблема безопасности в Европе. Пакт Бриа́на — Ке́ллог
- •28.Локарнские договоры 1925,
- •27.Репарационная проблема в. Рурский кризис
- •26 Становление внешней политики Советской России
32.Эволюция внешней политики Великобритании и Франции в 1933-39 г.Г.
Приход Гитлера к власти первоначально мало повлиял на события во Франции. Однако его призыв к перевооружению (1935) и захват Рейнской области (1936) представляли собой прямую военную угрозу. Это коренным образом изменило отношение французов к внешней политике. Левые не могли больше поддерживать политику сближения обоих государств, а правые не верили в возможность военного сопротивления. Одним из немногих конкретных внешнеполитических мероприятий этого периода был пакт о взаимопомощи с СССР, заключенный Пьером Лавалем в 1935. К сожалению, такая попытка возродить давний франко-русский союз для обуздания Германии не увенчалась успехом.
После аннексии Австрии (1938) Гитлер потребовал, чтобы Чехословакия передала Германии Судетскую область. На Мюнхенской конференции Франция согласилась на раздел Чехословакии. Французы могли занять на конференции решающую позицию, поскольку она имела соглашения о ненападении и с Чехословакией, и с СССР.
Великобритания продолжала укреплять свои отношения с Германией, идя навстречу ее возрастающим требованиям. Но это мало сказывалось на англо-французских отношениях. В целом они были довольно ровными. Обе стороны не переставали заверять друг друга в дружбе и желании сотрудничать в интересах мира в Европе.
Позиция Франции и Великобритании в итало-эфиопском конф¬ликте вселила в Гитлера уверенность, и не без оснований, что его действия также могут остаться безнаказанными. Именно поэтому Гитлер решился на крупнейшую после введения всеобщей воинской повинности провокацию. Он объявил, что советско-французский договор 1935 г. несовместим с Локарнскими соглашениями и, следовательно, Германия освобождается от обязательств по демили¬таризации Рейнской области. 7 марта 1936 г., вслед за ратификацией (27 февраля) парламентом Франции договора о взаимной помощи с СССР, германские воинские части вступили в Рейнскую зону. Однако ожидаемой немедленной ре¬акции со стороны Франции не последовало. Вместо того чтобы заставить Германию в тот же день отвести свои войска из демилитаризованной зоны, на что у Франции были все возможности и основания, правительство А. Сарро решило передать вопрос об одностороннем расторжении Германией Рейнского гаран¬тийного пакта в Совет Лиги наций и начать консультации с другими локарнскими державами.
Великобритания активно выступила за "мирное урегу¬лирование". На совещании локарнских держав в Париже 10 марта Идеи и Галифакс предложили не прибегать к военным санкциям, а урегулиро¬вать вопрос дипломатическим путем. Объясняя позицию Великобрита¬нии, английский посол в Германии Э. Фиппс ссылался на то, что речь идет "не о занятии чужой территории, а о восстановлении Германией суверенных прав". "Для рекомендации санкций Совету Лиги наций нет никакой юридической базы", — говорил он .Франция прислу¬шалась к аргументам и решила не принимать никаких мер.
Гитлеровский акт 7 марта расставил новые акценты в англо¬-французских отношениях. Одновременно с вручением меморандума о вводе войск в демилитаризованную зону и об отказе от Локарнских соглашений Германия предложила Франции и Бельгии заключить пак¬ты о ненападении под гарантией Великобритании и Италии сроком на 25 лет взамен прежнего Локарнского соглашения. Этот демагогический акт сыграл свою роль. Сразу же после опубликования гитлеровского "плана мира" англичане предложили Франции вступить в переговоры с Германией.
Следует заметить, что английские призывы к поискам согла¬шения с Германией очень напоминали французские усилия и призывы к "благоразумию" англичан по отношению к Италии во время итало-эфиопского конфликта, когда именно французы взяли на себя роль уми¬ротворителя. Сейчас их роли поменялись. Кроме того: если в конце 1935 — начале 1936 г. Великобритания предлагала заключить военно-морское соглашение двух держав, то теперь пришла очередь Франции ставить вопрос о военном соглашении.
Начавшиеся в апреле 1936 г. в Лондоне предварительные секрет¬ные переговоры генштабов Франции и Великобритании в присут¬ствии бельгийских представителей привели к чисто символическим результатам, хотя имели немалый психологический эффект. Значение лондонских переговоров состоит в другом. Они положили начало поискам нового соглашения пяти локарнских держав, включая Германию и Италию. Именно достижение политического соглашения с Германией и Италией стало с этих пор основной целью английских и французских правящих кругов. С этого времени их политика в Европе стала по существу идентичной. Через четыре месяца после "гитлеровского акта 7 марта" она получила наглядное подтверждение в ходе начавшейся гражданской войны в Испании и итало-германской интервенции.
На франко-британских переговорах в Лондоне 5 августа, анализируя обстановку в Испании, стороны со-глашались, что "важно никоим образом не облегчить успех испан¬ских националистических элементов". Вместе с тем подчеркивалось, что "не более желателен и триумф коммунизма в Испании. Наилуч¬шим решением для франко-британских интересов был бы приход к власти в Мадриде демократического правительства, опирающегося на различные слои населения".
Таким образом, британские и французские государственные деятели заняли позицию нейтралите¬та, будучи убеждены, что политика "невмешательства" в испанские дела помешает "внутреннему кризису" в Испании перерасти в меж¬дународный конфликт. Главным моментом, сыгравшим определяющую роль и побудив¬шим руководителей двух великих держав сначала как бы "не заме¬чать" событий на Пиренеях, а затем выступить с идеей "невмеша¬тельства ", были начавшиеся весной 1936 г. консультации и перего¬воры Великобритании, Франции и Бельгии о подготовке нового со¬глашения пяти локарнских держав, "предназначенного заменить рейнский пакт и урегулировать ситуацию, созданную германской инициативой 7 марта.
С 1936 г. линия на умиротворение фашист¬ских держав стала общей и превалирующей в политике двух запад¬ных демократий. С этого момента руководители Франции ни один международный вопрос не решали без консультаций со своими анг¬лийскими коллегами и, как правило, следовали за их курсом. Дело в том, что и французские социалисты, и радикалы в особенности, (а именно они возглавляли правительства в 1936-1938 гг.) считали союз с Великобританией краеугольным камнем внешней политики Франции. "Франция изолирована в Европе и не может действовать без Англии", — говорил Блюм. На англо-французском совещании 28-30 ноября 1937 г. в Лондоне стороны договорились о дальнейшем невмешательстве в действия Гитлера в Европе.
Срыв англо-франко-советских переговоров. После Мюнхена и последовавшего вслед за ним захвата Германией всей Чехословакии Англия и Франция предприняли попытки наладить сотрудничество с СССР, используя его в качестве противовеса Германии. С апреля 1939 г. начались контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии. Одновременно в 1938-1939 гг. СССР пытался наладить советско-польское сотрудничество по противодействию германской агрессии, но безуспешно. К лету 1939 г. англо-франко-советский переговорный процесс также зашел в тупик. Советская делегация прервала переговоры 22 августа 1939г.