
- •Содержание
- •Глава I. Приоритеты внешней политики Румынии…………………………….3
- •Глава II. «Болевые точки» во внешней политике Румынии……………………9
- •Глава III. Роль Румынии в Европе……………………………………………..23
- •Глава I. Приоритеты внешней политики румынии
- •Приоритеты Румынии в ес
- •Региональное сотрудничество
- •Отношения с нато
- •Глава II. Болевые точки во внешей политике румынии
- •2.1. Территориальный спор в украинско-румынских отношениях
- •2.2. Игра на экологической проблематике в борьбе за контроль над дунайским судоходством
- •2.3. Панрумынизм как инструмент реализации аншлюса Молдовы
- •2.4. Молдавский вектор, нато и Приднестровье
- •2.5. Членство Румынии в нато и украинские мечты о евроатлантизме
- •Глава III. Роль румынии в европе
- •Список изученных источников
2.3. Панрумынизм как инструмент реализации аншлюса Молдовы
Под аншлюсом в данном случае подразумевается идея объединения Республики Молдова с Румынией, которую пытаются воплотить в жизнь всевозможными методами правящие круги Бухареста и местные помощники-унионисты в Кишинёве.
В июле 2009 года, в результате силовых акций 7 апреля, левая Партия коммунистов Республики Молдова стоящая на позициях государственности и независимости Республики Молдова, при активной поддержке Румынии и США была выдавлена из власти местными правыми политическими силами. В Молдове был создан правящий Альянс "За европейскую интеграцию". Это привело к тому, что Бухарест, имея в рядах этих партий большое количество своего влияния, стал практически открыто воздействовать через них на молдавскую политику. С этого времени экспансия Румынии в Молдову идёт по двум направлениям – внешнему и внутреннему. В числе первых актов либералов была отмена запрета на двойное гражданство в высших органах власти. С этого времени практически все высшие руководители Молдовы имеют не только молдавское, но и румынское гражданство. Вводится малый приграничный трафик с Румынией, дающий право жителям приграничных районов Молдовы без виз посещать Румынию. Неприятие вызывает не сам этот договор, а то, что он подписан без увязки с требованием о подписании Договора о границе и Базового договора1.
С этого же времени предпринимаются попытки пересмотра Национальной концепции, гласящей, что Молдова – это многонациональная страна, а румыны в ней – национальное меньшинство. На официальном интернет-сайте Правительства РМ аббревиатура "MD", означающая, что официальный язык нашей страны – "молдавский", была заменена на "RО", то есть "румынский", чем была нарушена ст. 13 Конституции Республики Молдова. В декабре 2009 года создана Комиссия по изменению Конституции, которая должна была отменить 13-ю статью, называющую государственным языком страны молдавский язык, а также предусмотреть положение о том, что государство должно развивать и защищать русский язык в Молдове. Эта же Комиссия потребовала лишить автономно-территориальное образование Гагауз Ери (Гагаузию) права законодательной инициативы на национальном уровне. Смысл этой акции состоит в уничтожении Гагаузской автономии, так как сама Румыния – централизованная страна, и потому наличие в её составе автономий и федеративных субъектов ставит под сомнение будущее объединение Молдовы с Румынией1.
Первая диверсия на государственном уровне была проведена либералами 1 декабря 2009 года, когда временно исполняющий обязанности президента Михай Гимпу публично отпраздновал "День Румынии", вбросив в молдавское информационное пространство мысль о том, что именно эта дата – "настоящий" праздник", а вовсе не 27 августа, то есть День независимости Республики Молдова.
2.4. Молдавский вектор, нато и Приднестровье
1 января 2007 года Румыния стала членом ЕС. Вследствие этого, уже стали обладателями румынских паспортов 600 тыс. молдаван и еще около полутора миллионов подали заявления на их получение. И это притом, что все население Молдовы составляет 3,4 млн. человек. Таким образом, подчеркивает Associated Press, приблизительно три четверти молдавского населения (около 3 млн. человек) в случае получения гражданства смогут участвовать в румынских выборах.
Но, прежде всего, паспорт даст молдаванам возможность свободного перемещения по Европе для поиска высокооплачиваемой работы. Альянс также рассматривается многими гражданами Молдовы в качестве «локомотива евроинтеграции» и привлечения инвестиций. Эти настроения в молдавском обществе подпитываются целенаправленной пропагандой со стороны официальных представителей Бухареста, Брюсселя и Вашингтона, утверждающих, что именно «через НАТО» любая страна, в том числе и Молдова, может наиболее легко и быстро интегрироваться в Евросоюз1.
Объединение Молдовы с Румынией автоматически превратит Румынию в одно из крупнейших государств юго-восточной Европы. Численность населения Румынии дойдет до 26-27 миллионов населения, даст определенный толчок экономическому росту Румынии, так как появится в достаточном количестве дешевая и квалифицированная рабочая сила из Молдовы. Правда, само название «Молдова» в румынской прессе упоминается довольно редко, как правило, ее называют Бессарабией.
Разменной картой в этой игре является Приднестровская Молдавская республика, а присоединение Молдовы позволит Румынии двигаться дальше в деле распространения своего влияния на Северную Буковину и Южную Бессарабию. Украина в данном случае не рассматривается как равный игрок, что, в частности обусловлено фактом членства Румынии в НАТО.
Отличительной особенностью румынско-молдавского соседства является то, что Румыния не видит необходимости в подписании договора о границе с Молдовой. А на протяжении только 2006 года Траян Бэсеску сделал минимум пять заметных заявлений о необходимости слиться с Молдовой. Правда, делаются эти заявления довольно аккуратно. По словам Бэсеску, Румыния – «единственная страна, единственный народ, оставшийся разделенным после воссоединения Германии».
В октябре 2006 году в интервью телеканалу «Euronews» Траян Бэсеску вновь подтвердил намерение своей страны лоббировать вступление Молдовы в ЕС. Визовый режим, введенный с Молдовой согласно требованиям ЕС, носит символический характер. Чиновники в Бухаресте решили, что в начале визы для граждан Молдовы будут бесплатными, а впоследствии будут стоить чисто символическую цену.
На предложения румынских дипломатов официальный Кишинёв предпочитал отвечать молчанием. Во-первых, пророссийская политика первых лет правления коммунистов породила в Молдове мощную оппозицию, которую активно поддерживал Бухарест. Поворотным моментом стал его неожиданный отказ от предложенного Россией плана урегулирования приднестровского конфликта, предусматривавшего присутствие российских миротворцев на левом берегу Днестра1.
К парламентским выборам в марте 2005 года коммунисты во главе с Ворониным подошли в состоянии конфликта с Москвой, сформировали самую большую фракцию, но для переизбрания Воронина президентом голосов не хватало. Тогда был создан совершенно неожиданный союз: коммунистов поддержал их первейший враг, глава прошедшей в парламент на антикоммунистических лозунгах Христианско-демократической партии Юрие Рошка, один из активных разжигателей войны в Приднестровье в 1992 году. Главной целью своей деятельности ХДП называет объединение Молдовы и Румынии в одно государство. Таким образом, главное направление было окончательно определено.
В след за этим Траян Бэсеску нашел новую формулу территориальных претензий к Украине. Бэсеску еще раз заявил, что нет нужды заключать с Молдовой договор о границах, поскольку это, с одной стороны подтверждает юридическое действие пакта Молотова-Риббентропа, «который никто из нас не считает обоснованным и законным». А, с другой стороны, если «Киев имеет планы по присоединению Приднестровья к Украине», то должен взять в расчет, что придется вернуть Южную Бессарабию Молдавской республике». Бэсеску напомнил, каким образом Приднестровье стало часть Молдавской республики, фактически выступив с идеей обмена территориями». Молдавские унионисты (сторонники объединения Молдовы с Румынией) в последнее время все чаще стали намекать, что молдаване, проживающие в этих районах Украины, тоже должны войти в состав «исторической родины». Возможно, все эти высказывания румынских политиков и их молдавских союзников не стоила бы особого внимания, если бы на нее хоть как-то отреагировали украинские официальные лица. Но Министерство иностранных дел, увлеченное требованиями к России прекратить «провокационные высказывания в адрес Украины», ограничилось лишь вызовом румынского посла для «разъяснений подлинности заявлений, напечатанных в прессе»1.
Накануне приднестровского референдума 17 сентября 2006 г. президент Румынии в самый неподходящий момент предложил Молдове объединиться. Тогда это дало повод приднестровской пропаганде использовать эти заявления в свою пользу.
«Отдавая» Приднестровье Украине, Бэсеску понимает, что взять его Украина не сможет. А признавать молдавские границы не стоит, поскольку они еще могут измениться за счет Украины. Ключевым здесь следует считать выражение «не признаем пакт Молотова-Риббентропа», - если уж Украине бороться с наследием тоталитарного режима и советской оккупации, то в полной мере, возвращая соседям несправедливо отобранное.
Все действия Украины до 2006 года в экономических отношениях с ПМР носили неофициальный характер – приднестровские товары пропускались на украинскую территорию по негласным указаниям сначала президента Л. Кучмы, потом – премьер-министра В. Януковича, несмотря на то, что Украина взяла на себя обязательства не пропускать приднестровские товары без молдавских таможенных документов еще в мае2005 года.
Таким образом, пока у власти находилось полностью лояльное к Ющенко правительство, ЕС и США решили подключить Киев к давлению на Приднестровье, тогда как одной из наиболее приемлемых моделей приднестровского урегулирования была бы аналогия с Дейтонскими соглашениями по Боснии. Тогда бывшую югославскую республику разделили на три части, две из которых - хорватская и мусульманская - находились между собой в федеративных отношениях, а третья - сербская - в конфедеративных с ними. ПМР нужен был надежный гарант, который одновременно устроил бы и Запад. Таким гарантом могла бы стать Украина, если бы она разместила в Приднестровье своих миротворцев, создала с ним зону свободной торговли и проводила бы мониторинг ситуации.
Таким образом, выступая с заявлением «Украине – Приднестровье, Молдове – Бессарабию», Бэсеску прекрасно понимал, что в ПМР нынешней украинской власти не нужна. А в случае присоединения Приднестровья к Румынии неизбежна политика для начала «молдавизации», а потом и «румынизации».
«Если Украина в ходе переговоров по приднестровскому урегулированию упустит шанс отстоять свои национальные интересы, то в среднесрочной перспективе серьезно возрастет опасность для территориальной целостности и экономической безопасности нашей страны», - заявил Бойко – один из лидеров Партии Регионов.