Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Базылев-2 с59-136.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
534.53 Кб
Скачать

Раздел II. Современная структура знания о языке

Глава 3. Парадигмы-доминанты и парадигмы-маргиналии..

15

градской группе лингвистов (при кафедре математической лингвис­тики ЛГУ). По словам Л.С. Шишкиной, «эта группа сфокусировала в своих исследованиях несколько направлений внутренней реконст­рукции языка, развивавшихся в языкознании». Идеи А.А. Потебни, Г.П. Павского, К.С. Аксакова, Н.П. Некрасова, Н.Я. Марра, И.И. Мещанинова, содержательная логика М.И. Каринского— В.Н. Мороза и добротная школа структурного анализа — это и еще многое другое служило питательной средой совместного поиска глу­бинных основ языка.

§ 13. Лингвосинергетика

Синергетика — междисциплинарное направление научных иссле­дований, возникшее в 1970-е гг. (основоположники — И. Пригожин и Г. Хакен), уделяющее особое внимание процессам самоорганизации в неживой природе наряду с аналогичными явлениями в психических, социальных и других системах. Синергетика использует общие методы для исследования процессов возникновения и развития упорядочен­ных структур в открытых, неравновесных системах; объясняет резуль­тат взаимодействия в них таких противоположных тенденций, как не­устойчивость и стабильность, беспорядок и порядок, дезорганизация и организация, случайность и необходимость.

История лингвистики доказала, что стремление к абстрактной точнос­ти лингвистического объекта оборачивается, как правило, искажением или даже утратой его.

Современному лингвисту, видимо, нужно допустить, что объект его исследования и описывающие его категории устроены иным, мо­жет быть, противоположным принятой традиции способом. Такое до­пущение реально только потому, что любое языковое-речевое явление необходимо рассматривать только как отдельную процессуальную стадию его эволюции, учитывая при этом, что разнонаправленное развертывание процессов в разных областях эволюционирующей си­стемы содержит информацию о прошлом и будущем ее развитии. Ог­ромным достижением предшествующих этапов развития лингвисти­ки было установление закономерностей развития языковой системы, ее уровней и единиц. Однако в настоящее время необходимо не про­сто регистрировать, но и анализировать феномен асистемных явле­ний, поскольку при более внимательном их рассмотрении становится очевидным, что они также обнаруживают закономерности своего

«случайного» появления и функционирования, но закономерности иного порядка, во многом определяемого самой звуковой материей языка и характером его самоорганизации.

Язык в синергетической парадигме. Язык в данной парадигме обнаруживает недостаток самотождественности, самоподобия, само­равновесия и самопроисхождения, создающий для философии языка опасность парадокса неопределенного регресса.

Язык — это сфера с недифференцированной «глубиной», посто­янно стремящейся к «поверхности»; сплошная среда, содержащая в себе различные виды локализации процессов и различные виды структур.

Язык есть постоянство в круговороте «порядок — хаос — порядок», при этом хаос выступает в качестве созидающего начала.

Язык — это саморегулирующаяся система, характеризующаяся сложным нелинейным (хаотичным) движением, разомкнутостью, ко-оперативностью происходящих в ней процессов и неравновесностью. В отношении языка речь может идти о воспроизведении известного целого, а не о становлении принципиально новой реальности.

Будучи процессуальной сферой, «блуждающей» в физически (фи­ зиологически) реальной (материальной) сфере мозга, язык, наряду с мозгом, является одновременно (парно) внешним и внутренним по отношению к микро- и макрокосму, тому, что объемлет тело (усия) и является телом (ипостасью).

Объект исследования. В качестве объекта исследования постулирует­ся феномен самоорганизующейся бытийности языка, граничащей с ха­осом. Самоорганизующаяся бытийность языка частично объективиру­ется (опредмечивается) в тексте: речи как событии — речи-событии — речесобытии. Вся проблема в том, чтобы из этого континуума вычле­нить фрагмент, который для исследования может стать наиболее ин­формативным. Возможность и реальность такой объективации заложе­на в способности человека выходить на уровень готовности к экстремальным стрессогенным воздействиям (внешней и внутренней среды), отражая их; реагируя через изменение состояния сознания (высших психических функций) на стресс, под которым, в свою оче­редь, понимается широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими и специфичес­кими изменениями различных (в том числе речевых) коррелятов стрес­са. В культуре как постоянно осознанно и бессознательно повторяю­щейся попытке человека вскрыть смысл существования себя самого и окружающего мира, утвердить смысл собственной жизни в его соотне­сенности со смыслом сущего происходит изоморфное семиотическое

16

Г

Раздел П. Современная структура знания о языке

перекодирование речесобытия в текст как факт и текст как оценку (праксиологическая и аксиологическая переориентация деятельности).

Таким образом, данная гипотеза синергетичности языка является итогом эволюции синергетической философской константы в дис­курсивном поле европейской научной мысли. Синергетическая мето­дология выполнила свою функцию организации «опытного знания» (естественно-научного в первую очередь) и обеспечила потенциаль­ную возможность переноса парадигмы в иные отрасли знания, в на­шем случае — гуманитарные.

Основные направления исследований. В первую очередь это попыт­ки осмыслить и смоделировать язык в целом как один из синергети-ческих феноменов, а также представить его как естественную модель становления целого. В качестве идеальной модели целостного синер-гетического объекта с полным правом может выступать естественный язык, через который оказывается возможным моделировать в разных масштабах, с разной степенью приближения историю становления индивидуального сознания, процессы его взаимодействия с родовым сознанием, с самосознанием народа.

Иным, не менее интересным направлением синергетических иссле­дований являются занятия семиодинамикой. Семиодинамика изучает законы возникновения, развития и отмирания естественных систем в знаковом представлении, т.е. структуру качественных изменений в раз­вивающихся системах. Процессы самоорганизации не исчерпывают качественных изменений, следовательно, семиодинамика по предмету шире синергетики; однако по методу она уже, так как ограничивается знаковыми представлениями. Синергетика акцентирует внимание на антиэнтропийных процессах в диссипативных структурах; пользуясь абстрактным языком знаков, ищет общие механизмы порождения но­вых образований. В этой достаточно общей тематике вырисовываются некоторые частные темы, а именно текст — его структурная самоорга­низация, а также различные поэтические и прозаические жанры. В ре­зультате предварительных исследований было констатировано, что фактор размера (объема) текста значим, поскольку определяет цикли­ческие и периодические режимы его самоорганизации.

Помимо прочего в синергетических исследованиях языка выявилась роль метафоры в тексте. Метафора сигнализирует на поверхностном языковом уровне о наличии в тексте определенных «точек» неустойчи­вости системы, т.е. о стремлении ее к эволюции, однако одновременно она (метафора) является и элементом этой эволюции, элементом ста­новления, в котором значение ускользает от формы. Этот процесс ус­кользания и есть становящийся смысл, пойманный в сети значения, но

17