Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Базылев-2 с59-136.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
534.53 Кб
Скачать

§ 8. Этнолингвистика

Этнолингвистика — направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие в его функциониро­вании языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов. В более широком понимании этнолингвистика рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая с помощью лингвистических методов план содержания культуры, народной психологии и мифоло­гии независимо от способов их формального представления — слово, обряд, предмет и т.д.

Этнометодология. Этнометодологию можно считать одной из реализа­ций — лингвистически ориентированной — феноменологической со-

102

Раздел II. Современная структура знания о языке

Г

Глава 3. Парадигмы-доминанты и парадигмы-маргиналии...

103

циологии (другая реализация — конверсационный анализ, или анализ устной речи). Эта теория связана с именем А. Шютца, который ставил задачу понять, как индивид постигает окружающую его действитель­ность, опираясь на интерпретацию оценки этой действительности другими индивидами. В результате получаются модели действия и ин­терпретации, с одной стороны, и образ действительности как бы гла­зами общества — с другой. Язык оказывается социальной структурой, вложенной в модели действия и в интерпретации. Сам же интерпре­татор при этом рассматривает и себя как участника интерпретируе­мых событий, но такого участника, роль которого предопределена по­лучаемыми моделями.

В 1960-х гг. группа социологов, называвшихся этнометодологами (возглавлял их X. Гарфинкель), впервые попыталась выработать мето­ды для выяснения правил, используемых людьми при осмыслении поведения других людей, и того, как сделать свое собственное поведе­ние понятным другим. При этом речь шла о правилах для установле­ния значения действий в конкретной ситуации. К таким правилам от­носилось социальное действие как таковое.

Вслед за Шютцем Гарфинкель стремился создать основы для ин-терпретативной социологии деятельности. Эта дисциплина должна была установить мотивы в сознании и опыте, приводящие к инвари­антным, универсальным структурам жизненного мира. Социальная действительность воспринималась Гарфинкелем как то, что порожда­ется по ходу взаимодействия участников главным образом общения в привязке к конкретному месту действий, что эндогенно (т.е. находит­ся в рамках одной и той же ситуации действия) и аудиовизуально. Цель же этнометодологического описания — выяснение того, как происходит это порождение, каковы его механизмы в деталях. Напри­мер, что именно в поведении и в окружении данного человека застав­ляет нас воспринимать его как женщину или как мужчину в рамках биологического статуса; что именно в нашей манере держаться перед аудиторией позволяет интерпретировать такое поведение как «чтение лекции».

Цель исследования — объяснение того, как наблюдаемое реализу­ет методы практического действия в ориентации на практические об­стоятельства, на интуитивное, неформальное знание социальных структур, на размышление в рамках практической социологии. Ина­че говоря, этнометодологическое исследование выясняет то, как со­беседники строят смысл совместными усилиями: как они взаимодей­ствуют и как реципиент реконструирует смысл, который автор речи стремился передать.

Этнография речи и этносемантика. Данный метод характеризовался в работах Д. Хаймза как установление того, кто говорит, что говорит, в какой форме, обращаясь к кому и в каких ситуациях. По Хаймзу, тер­мин «этнография коммуникации», или «этнография речи», должен указывать на необходимую сферу исследования и стимулировать это исследование, этнографическое в своей основе, но коммуникативное по охвату материала.

Задача данного направления исследовательской этнопарадигмы состоит в том, чтобы рассматривать коммуникативные форму и функ­цию в неразрывной взаимосвязи в четырех аспектах: 1) компоненты коммуникативных событий; 2) отношения между компонентами; 3) возможности и состояние компонентов; 4) деятельность целого, образованного в результате всего этого.

Таким образом, этнография речи — одновременно и лингвистика, открывающая основания этнографии, и этнография, открывающая языковое содержание в отношении к знанию и к способностям упо­треблять это знание (компетенцию) исследуемых людей и общества.

Этнограф речи ищет средства, которыми располагают члены оп­ределенного коллектива: а) разновидности языка и иных кодов и подкодов, использование которых считается речью в данном коллек­тиве, а распределение составляет языковой репертуар его членов; б) обычные (конвенциональные) речевые акты и жанры речи, кото­рыми располагают члены коллектива; в) набор коммуникативных норм, принципов, стратегий и ценностей, организующих продуци­рование и интерпретирование речи, — главные правила говорения, которыми располагает коллектив.

Таким образом, этнография говорения — это описание различ­ных употреблений речи в рамках различных видов деятельности в различных же обществах. Оно дополняет традиционные методы — как в этнографии, так и в языкознании. Например, когда изучают нормы поведения, ценности и схемы восприятия у китайцев, то стремятся выявить различия в логических процессах между «азиат­ским» мышлением и «западным», в социальных процессах между азиатскими и западными культурами. Исследование речи при этом бывает ограничено экскурсами в словарный состав и грамматику, когда устанавливают пробелы или избыток средств в рамках грамма­тических или лексических свойств соответствующего языка. Этно­логия языка может посмотреть на многие вещи свежим взглядом, проинтерпретировав свои наблюдения над говорением, например, в плане различных у разных этносов стратегий дискурса, а не различ­ных «мышлений».

104