Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Базылев.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
365.57 Кб
Скачать

Раздел I. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе..

Глава 2. Язык как предмет философских и гуманитарных исследований

33

ности, поэтому так необъятно широки и универсальны его связи с так называемым «экстралингвистическим» миром.

В современном языкознании, как и в некоторых других областях знания, пока еще нет ясного понимания, что речь, в сущности, идет о двух разных науках — описательной и объяснительной, — традицион­но носящих общее название. Любопытно, однако, что в некоторых разделах лингвистики чисто интуитивно такое размежевание уже про­ведено: рядом с фонетикой, наукой описательной, имеем фонологию, науку объяснительную; рядом с лексикографией — историческую лексикологию и этимологию.

Проективное языкознание. Как известно, каждая наука в своем раз­витии проходит этапы накопления и классификации материала, со­здания истории объекта, выработки теории, объясняющей поведение объекта и на этой основе осуществляющей прогнозирование его из­менений в тех или иных условиях. Наличие у науки прогностической функции свидетельствует о ее развитости, из чего следует, что путь, ведущий к обретению наукой такой функции, является генеральным путем ее развития. Прогностика невозможна без познания законов развития, «самодвижения» объекта, что, в свою очередь, требует зна­ния его истории. История же объекта пишется на основании сравне­ния его синхронных состояний по данным хронологически близких источников. Так выстраивается цепочка: источники — синхрония — история/типология — теория — прогностика.

Новое направление лингвистики — лингвистическая прогностика открывает новые перспективы развития как языкознания в целом, так и отдельных его отраслей. Появление лингвистической прогностики, как считает А.А. Кретов, вполне закономерно: во-первых, на внутреннюю необходимость указывает наличие лингвистической палеонтологии, об­ращенной к прошлому языка, при отсутствии аналогичного научного направления, обращенного к будущему. Во-вторых, формирование та­кого раздела, как лингвистическая прогностика, позволяет по-новому взглянуть на теорию развития и эволюцию языка, подтвердить теорети­ческие данные практическими, проверенными математическими, ста­тистическими и другими методами. В-третьих, преследуя определенные цели и располагая достоверными прогнозами, можно сознательно фор­мировать будущую языковую действительность.

Прогностика предвидения и предсказания образует различные на­правления лингвистической прогностики в зависимости от направлен­ности на различные хронологические слои. В настоящее время можно говорить об онтогностике (экспликации) — системном восстановле­нии отсутствующих звеньев, — ориентированной на современное со-

стояние системы; футурогностике (экстраполяции), занимающейся экстраполяцией тенденций развития объекта и ориентированной на будущее состояние системы; ретрогностике (реконструкции), осуще­ствляющей анализ пережитков, внутреннюю реконструкцию и ориен­тированной на прошлые состояния системы.

Отдельные попытки составления прогнозов в сфере языка пред­принимались постоянно на протяжении XX столетия, но системный подход к формированию лексико-семантической прогностики был предпринят только в последнее десятилетие. На необходимость про­гнозирования в сфере языка указывают многие авторы. Перед языко­знанием теперь стоит задача научного прогнозирования, даже плани­рования развития языка. В этой связи изучение прошлого — не самоцель. Оно необходимо для того, чтобы видеть перспективу и хотя бы отчасти приоткрыть завесу будущего. В качестве примера приве­дем высказывание В.В. Колесова, через проблему наблюдения за раз­витием языка сближающее нас с теорией прогностики:

Язык является системой знаков. Между тем теория систем говорит, что каждая замкнутая система, действуя во внешней среде, истощается каче­ственно и энергетически (это т.н. энтропия). Осуществляя свою функцию, система подчиняется своим собственным законам развития. Значит, язык, являясь системой, развивается помимо наших желаний, амбиций и вку­сов, не сворачивая на заманчивые тропы своевольной свободы. Нужно внимательно следить за направлением его движения, чтобы не вслепую пользоваться энергией его смыслов.

Приведем еще мнение К.С. Горбачевича по поводу необходимости прогнозирования в сфере языка и трудностей, которые могут встре­титься на пути составителя прогнозов:

Прогнозирование развития языка, установление продуктивных тен­денций — это не гимнастика ума, не отвлеченная схоластика, а живое, нужное дело, подсказанное практикой нормализаторской деятельности. Языкознание делает пока первые шаги на этом тернистом пути, и оно еще не в силах дать долговременный прогноз языковых изменений. Но даже ограниченные задачи прогнозирования, попытки «заглянуть» в будущее языка лишь на ближайшие десятилетия вперед таят в себе немалые слож­ности и, помимо анализа фактического материала, требуют выработки об­щей тактики этой работы. Необходимая игра воображения и фантазии должны быть подкреплены точными сведениями и строгим расчетом.

В современной лингвистике вопросы прогнозирования рассмат­риваются как компонент изучения языковых изменений. При об-

3 - 6727

34