Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Базылев.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
365.57 Кб
Скачать

§ 2. Языкознание: описательное - объяснительное - проективное

Описание — функция научного исследования, состоящая в фикси­ровании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помо­щью определенных систем обозначения, принятых в науке; описание предшествует объяснению.

Объяснение — функция научного исследования, состоящая в рас­крытии сущности изучаемого объекта; осуществляется через постиже­ние определенного закона, которому подчиняется данный объект. Проектирование — процесс создания прототипа (прообраза) предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Науки описательные и объяснительные. Деление, представленное в заго­ловке данного параграфа, совпадает с делением наук на описательные (эмпирические, конкретные) и теоретические (абстрактные). Такое де­ление мы находим уже у О. Конта. Но Конт считал, что всякая наука, в том числе и теоретическая, может отвечать только на вопрос «как?», а не «почему?». Эта позиция характерна как для классического позити­визма, так и неопозитивизма. Вопросы «что?» и «как?» оба относятся к сфере описательной науки. Абстракция — важный шаг в работе позна­ющего разума, но сама по себе она — не объяснение. Объяснительная наука призвана отвечать на вопрос «почему?», т.е. раскрывать с возмож­ной глубиной причинные связи. Человеческий разум никогда не до­вольствуется наблюдением и описанием окружающих явлений. Он ищет им объяснения. Для объяснительной науки характерна постанов­ка вопроса о происхождении изучаемого круга явлений или объектов.

К содержанию научного знания можно отнести, с одной стороны, опыт, наблюдение и описание, с другой — выяснение генезиса и причин­ных связей.

Объяснительная наука — это наука высшего класса. Чтобы под­няться на этот уровень, объяснительное языкознание должно прежде

30

Раздел I. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе...

Глава 2. Язык как предмет философских и гуманитарных исследований

31

всего осознать себя, свою специфику, свои задачи, свое коренное от­личие от описательной науки. Речь идет о двух разных науках. Их можно было бы назвать, по предложению В.И. Абаева, «глоттографи-ей» и «глоттологией». При этом не следует смешивать соотношения: «описательный» — «объяснительный» и «синхронный» — «диахрон-ный». Диахронное (историческое) исследование может оставаться чи­сто описательным, т.е. описывать разные хронологические этапы или срезы. Объяснительное языкознание должно не просто описать раз­ные хронологические состояния, но вскрыть механизм причинных связей и движущих сил, породивших эти состояния.

Обратимся к задачам каждого из названных направлений.

Описательное языкознание. Перед описательным языкознанием сейчас, как сто и двести лет назад, стоит задача оптимального по ме­тодике описания лексики, грамматики и иных уровней конкретных языков в синхронном и диахронном плане. Обобщенный опыт таких описаний используется на теоретическом уровне для построения формально-типологических, семантических, классификационных и других моделей с охватом максимального числа языков.

Несмотря на почтенную историю этого направления в исследова­нии языка, способы описания и классификации языков мира по сей день остаются одной из актуальнейших проблем общего языкозна­ния. Сложность этой проблемы состоит в том, что она фактически представляет собой комплекс отдельных проблем, обусловленных не­обычайным типологическим различием языковых структур, пред­ставленных в языках мира. Можно ли все эти языки описать каким-либо одним способом без существенных нарушений их специфики — или такая попытка не даст никаких положительных результатов; при-ложимы ли к различным языкам мира установленные общие лингви­стические понятия, общеизвестные категории и определения — или применение их к языкам различных структур нуждается в существен­ных коррективах? Если в каждом языке есть особая специфика, то как ее учитывать при описании языков? Вот некоторые из перечня вопро­сов, которые ставят перед собой лингвисты, приступая к описанию языка. Не менее важной является проблема предназначенности опи­сания языка, допускающего множество самых различных аспектов и этапов. Описание языка может быть узкоспецифическим, когда оно выдерживается в определенном аспекте, в более или менее ограни­ченном плане. Например, составление атласа говоров Московской области. Совершенно естественно, что такое описание будет интере­совать далеко не всех и может оказаться совершенно непригодным, скажем, для решения учебно-методических (в практике преподавания

русского языка в средней школе) или врачебно-терапевтических (в практике нейролингвистического программирования) задач. Об­щее языкознание на современном этапе стремится ответить на два ос­новных вопроса: какими способами можно описывать языки мира и как преодолеть при этом наиболее существенные трудности.

Объяснительное языкознание. Проблематика объяснительного язы­кознания несколько иная: возникновение и формирование человечес­кой речи, движущие силы и этапы ее развития; генезис лексики и грамматики; язык как идеология и как техника; распределение языко­вых типов во времени и пространстве. Эти проблемы ставились в пер­вой половине XIX в. — романтический период в истории языкозна­нии — в трудах В. Гумбольдта, Я. Гримма, А. Шлейхера. Но они, как известно, отошли на второй план в младограмматической школе, усту­пив место формальному анализу. Формализация языкознания достиг­ла предела в структурализме. Тезис Ф. де Соссюра о необходимости изучать язык «в себе и для себя» в конечном итоге оказался применим только к описательному, но не объяснительному языкознанию. Язык сам себя описывает, но он сам себя не объясняет. Для объяснения на­до выйти за его пределы. Это является законом для всех объяснитель­ных наук без исключения. В любой науке переход от описательной ста­дии к объяснительной всегда связан с вовлечением в свою орбиту данных тех или иных смежных наук. Как только астрономия перешла от описания к объяснению космического мира, она сомкнулась с фи­зикой (астрофизика). Геология как объяснительная наука обязательно включает биохимию и биофизику. Биология — биохимию и молеку­лярную биологию. Физиология как объяснительная наука немыслима без органической химии. Не иначе обстоит дело и в гуманитарных на­уках. История смыкается с этногенетикой, социологией и экономи­кой, социология — с этнографией и т.д.

Аналогичным образом перед объяснительным языкознанием вста­ют научные проблемы, которых не знает языкознание описательное, например: происхождение языка; язык и мышление; язык и объек­тивная действительность; язык и общество; язык и история; язык и материальная и духовная культура.

Объяснительным можно назвать только такое исследование явле­ний языка, которое имеет выход к перечисленным выше фундамен­тальным проблемам или к некоторым из них. А каждый такой выход — это выход в смежные науки: антропологию, философию, психологию, социологию, историю (включая археологию), культурологию, фольк­лористику, литературоведение. Широкий охват смежных дисциплин Не должен удивлять. Язык — явление уникальное по своей универсаль-

32