Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hudozhestvennaya_kul_39_tura_20_veka.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
624.13 Кб
Скачать

Тема 2. Авангардные течения Лекция 2 Основные тенденции развития архитектуры в Европе и сша в 1-ой половине хх века

Новые задачи архитектуры, обусловленные бурным научно-техническим прогрессом и мощными социальными импульсами нового века. Новые конструктивные материалы и технологии строительства, новый язык форм и новое понимание пространства.

Архитектурная практика, педагогическая и теоретическая деятельность ведущих мастеров.

В.Гропиус – немецкий архитектор, создатель Баухауза (1919), Высшего художественно-промышленного училища (Веймар – Дессау), деятельность которого оказала определяющее влияние на формирование нового мышления в области архитектуры и дизайна. Главная задача и цель деятельности Гропиуса – достижение синтеза искусства и техники как основы современного формообразования, единство языка форм и функционального предназначения архитектурного сооружения. Баухауз оказал сильнейшее влияние на многие стороны современной художественной культуры – особенно на развитие художественно-проектного конструирования (дизайна), а также на формирование концепции средового подхода в архитектуре.

Вклад Гропиуса в индустриализацию жилищного строительства. Основные произведения: здание Баухауза в Дессау, Германия (1925-26), здание Гарвардского университета в Кембридже, США (1949-50) и др.

Л.Мис ван дер Роэ

(1886-1969)

Немецкий архитектор, ведущий представитель «интернационального стиля», сложившегося в результате формообразовательных экспери­ментов авангарда 1920-х годов. Основным его вкладом в архитектурную поэтику явился вы­разительный образ стеклянных конструкций, зданий-кристаллов с высоким металлическим остовом или в виде горизонтально вытянутых ограждений, по типу отдельно стоящих башен и павильонов. В своих композиционных ре­шениях сближался с направлением геометри­ческой абстракции, стремился организовать пространство на основе свободного плана с помощью взаимопересекающихся плоскостей, «парящих» в прозрачной световой среде.

Работая в США, Мис нашел необходимую техническую базу для осуществления своих инновационных проектов, что привело к широкому распространению созданной им ти­пологии стеклянной архитектуры как в США, так и в других странах мира. Однако массовые подражания, продолжившиеся вплоть до 1970-х годов и позднее, не только исказили и опошлили эту «высокую» в своей основе ху­дожественную концепцию, но и показали ее нецелесообразность на практике (гиган­тские энергетические затраты на поддержа­ние искусственного климата, психологичес­кие неудобства существования за стеклянны­ми стенами и др. негативные факторы). Та­ким образом, творчество Миса, потеряв свою актуальность, тем не менее прочно вошло в мировой фонд архитектурной эстетики XX в.

Начав проектами высотных зданий на Фридрихштрассе в Берлине и в условном го­родском окружении (1919-1921), архитектор продолжает совершенствовать свою концеп­цию в проекте павильона Германии на меж­дународной выставке в Барселоне (1929 ) и в особняке Тугендхат в Брно (1930). После переезда в Соединенные Штаты в 1938 г. Мис получает архитектурную кафедру в Иллинойском технологическом институте в Чи­каго и ведет активную проектную деятель­ность. Его стеклянная эстетика не претерпе­вает серьезных изменений, но композици­онные решения становятся более цельными и уравновешенными. Он строит свою философию архитектурной формы, ко­торая трактуется им как единство целого и мельчайших деталей.

К наиболее известным сооружениям аме­риканского периода творчества архитектора относятся Краун-холл в Иллинойском техно­логическом институте в Чикаго (1955) — чер­ный кристалл с почти классическим ритмом металлических тяг на фасаде, и Сигрем-бил-динг в Нью-Йорке (1956-58), высотный стек­лянный параллелепипед которого артисти­чески сочетается с мощными струями бью­щего вверх фонтана.

Ле Корбюзье— псевдоним Шарля Эдуара Жаннере

Французский архитектор, дизайнер, теоре­тик в области художественного формообра­зования и градостроительства. Занимался живописью и скульптурой. Выражая жизнестроительные тенденции авангарда, стре­мился сформулировать общую эстетику на­учно-технической цивилизации. Его твор­ческие интересы были чрезвычайно обшир­ны и простирались от моделирования быто­вой вещи до перестройки больших городов и планов расселения в масштабах целых ре­гионов. В основе этого лежало убеждение в необходимости пересмотра существующих культурных ценностей («мертвых идей») и воплощения новых, нового образа жизни в различных его проявлениях.

Творчество Ле Корбюзье принято делить на три ос­новных периода: годы ученичества и форми­рования мастера, время между двумя мировы­ми войнами — пуризм и журнал «Эспри нуво» — и послевоенный период, отмеченный разочарованием в идеалах научно-техническо­го прогресса и созданием крупных произведе­ний в духе монументального модернизма.

С 1917 года Ле Корбюзье живет и работает в Пари­же. Встреча с художником А.Озанфаном по­буждает его заняться живописью (первая на­писанная им картина датирована 1918 г.). Вместе они выпускают манифест позднекубистского направления пуризма («После ку­бизма», 1918). Одновременно пишут и выс­тавляют свои живописные композиции, ва­рьирующие мотивы труб, бутылей, колб и т.п. Однако авторы манифеста не ограничи­вают себя интересом к живописи. Пуризм понимается ими широко, как всеобъемлю­щая теория творчества, обращенная к совре­менности с ее достижениями науки и техни­ки и требованием «очищения» всех пласти­ческих форм.

Свои взгляды Л.К. и Озанфан продолжа­ют развивать на страницах журнала «Эспри нуво» («Новый дух», 1920-1925).

Наиболее ярко эстетика пуризма прояви­лась в архитектуре «белых вилл» (Вилла в Гар-ше- 1927; Вилла Савой— 1929-1931 и др.), чьи элегантные формы сочетаются с идилли­ческими представлениями о жизни на лоне природы. В них Ле Корбюзье реализует разработанный им синтаксис «пяти пунктов современной архитектуры»: 1) столбы, поднимающие сооружение над зем­лей; 2) сад на крыше; 3) свободный план, дос­тигающийся отделением опор от стен; 4) лен­точные горизонтальные окна и 5) свободный фасад как следствие свободного плана.

Если основными эстетическими поняти­ями для Ле Корбюзье периода пуризма были «стро­гость», «четкость», «прямизна», «порядок», то в годы после Второй мировой войны он об­ращается к органическим формам, к скульп­турной пластике архитектурных объемов, пе­регруженных различными символами и ал­люзиями. Белизна и бесфактурная отделка его довоенных построек были призваны вы­разить совершенство и чистоту машинной обработки поверхности. В последний период своего творчества он, напротив, эксперимен­тирует с пастозной фактурой и с «грубым бе­тоном», включающим различные заполните­ли (ракушки, гальку) и отпечатанный на по­верхности след от неоструганных досок опа­лубки. Марсельский многоквартирный дом «Жилая единица» (1947-1952) явился мани­фестом эстетики «грубого бетона» и оказал большое влияние на молодых архитекторов, развивавших в 1960-е гг. направление необрутализма. Такие произведения позднего перио­да творчества Ле Корбюзье, как Капелла Нотр-Дам в Роншане (1950-1954) и администра­тивный центр Чандигарха в Индии (1950-1957), принадлежат к выдающимся произве­дениям архитектуры XX в.

Много внимания Ле Корбюзье уделил проблемам современного жилища, находя пластические образы для выражения идей как кол­лективизма, так и индивидуальной свобо­ды, размеренного существования на лоне природы, в обстановке, способствующей созерцательности и бодрой активности. Знаменитая формула Ле Корбюзье — «дом — машина для жилья» — не означала грубого машинизма, а связывалась им с тре­бованиями комфорта, эффективной орга­низации пространства в соответствии с высшими стандартами «машинной эры». К таким стандартам он относил и обеспечение человека «радостями жизни»: обилием сол­нечного света, чистого воздуха и зелени.

Градостроительные проекты Ле Корбюзье часто утопичны и предельно рационализированы. В них архитектор выступает с нигилистичес­кими взглядами на наследие исторических городов, не делая исключения для центра Па­рижа, других столиц и Москвы. Эти «кладби­ща» прошлых эпох должны уступить место новостройкам с башенными зданиями и про­сторными эстакадами, поднятыми на не­сколько уровней над землей, с разделением зон жилья, деловой активности и индустрии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]