Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lit_redaktirovanie.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
190.98 Кб
Скачать

7 Лекция

Чехов – редактор новатор

Чехов начал карьеру как писатель, он начал писатель, когда творили большие авторы: Толстой, Достоевский и т.д. – и они писали романы, большие произведения. Все было уже написано.

Чехов начал свою работу в юмористических журналах. Редактор ценил в Чехове плодовитость. 1884-1885 – появилось больше 200 произведений Чехова. Он пишет 2-3 рассказа в неделю, говорит, - это немого. Лейкин (редактор): вы много времени тратите на перебеливание рассказов, пишите прямо набело, украдите где-нибудь, все мы люди, все человеки, мелкий плагиат – обычное дело. Но заимствовали как раз у Чехова. Он не высоко ценил свое раннее творчество, но дорожил опытом работы в «Осколках». «У меня шире поле брани» - говорит Чехов (шире, чем у Короленко). Он писал во всех жанрах. «Талант познается не только по качеству, но и по количеству» - считает Чехов: нужно писать 100-200 рассказов в год – советует он. «Писать и писать пока пальцы не сломаются». Чехов с юности применял эти требования к себе, поэтому считал, что они под силу всем. Все эти советы мы находим в письмах Чехова, особенно в переписке с братом Александром, который тоже печатался (Чехов называл себя братом брата, потом роли поменялись).

Письмо 87 г: Билебин исписывается, его скучно писать, оригинальность не только в стиле, но и в мыслях, а он – шаблонен.

Антон советует Александру избегать шаблонных мыслей, образов, идей.

Письмо 86 г: оставь тему, она себя отжила.

Чехов читал практически все.

Произведение выйдет художественным, если (Александру пишет):

- отсутствие канцелярских тем,

- объективность сплошная,

- правдивость в описании,

- сугубая краткость,

- смелость и оригинальность, беги от шаблонов,

- сердечность.

Нужно прокладывать новые пути, а не повторять то, что создали до тебя. Тем более, Толстого и Тургенева не переплюнешь. Нужно избегать полных мест. Душевное состояние должно быть понято из их действий и слов, не нужно описывать чувства.

Берегись изысканного языка, он должен быть прост и изящен, то, что было написано уже, следует объезжать как яму. Множество переделок не должны смущать, главное остерегаться личного элемента: все герои не могут быть похожи на тебя. Чехов настаивает на беспристрастности. Отсутствие авторского приговора часто современники воспринимали как отсутствие авторского мнения, а он рассчитывал на читательское сотворчество.

Чехов понимал, что прокладывают новые пути и в прозе, и в драматургии. И писал об этом. К такой смелости он призывал и старшего брата. Говорил, что ввел новый тип. Совет: старайся быть оригинальным, нужно вольнодумство, не бойся показаться глупым, будь неуклюж и дерзок; сюжет должен быть нов, а фабула – отсутствовать.

Чехов повторял, что литература – это труд: «Не позволяй сокращать и переделывать твои рассказы, лучше делать это самому; тем больше сокращаешь, тем чаще тебя печатают».

Александр опубликовал рассказ «На маяке», которое удовлетворило Чехова: умное слово за 30 глупых лет, ты не знаешь женщин – Оля неестественна, продолжай в том же духе, не отдавай в печать, пока не убедишься, что герои живы. Указывает фактические ошибки.

Часто Чехова просили оценить их произведения, в том числе женщины, к некоторым из которых он был благосклонен. Но он не давал скидки никому, судил честно.

К Авиловой (наиболее профессиональная, самая честолюбивая и ранимая): Чехов всегда старался соломки подложить, но душой не кривил. 95: «Власть» - милый рассказ, но изобразите просто помещика. «Ко дню ангела» - не рассказ, а целая вещь, гора затмила солнце, слишком много деталей. Надо сделать или большую повесть, или маленький рассказ. Вы отсырели, принадлежите к разряды отсырелых литераторов. Язык у вас изыскан, как у стариков. «Ощупывать палкой прочность поверхности снега» - зачем это? И нужно плотность, а не прочность. Пишите роман целый год, потом полгода сокращайте его, а потом печатайте. Вы мало отделываете. Нужно не писать, а вышивать на бумаге. Простите за наставления, иногда напускаю важность и читаю нотацию.

К Киселевой. С ней отношения складывались проще, Чехов позволяет себе флирт. Она была начинающей детской писательницей. Это он ей пишет: «пишите, пока пальцы не сломаются». Это не грубость, а условие ремесла. 86: псевдоним «Пенсне» - удачен. Главное в жизни – чистописание. Пишите больше. Первое время ваши произведения будут возвращаться, не смущайтесь. Терпите. Пишите на разные темы и в разных жанрах. Пишите в один присест с врой в свою природу. Краткость признается в прессе первой добродетелью.

К Шавровой. Она была из них самой талантливой. Кажется, Чехов был ей увлечен. Забудьте, что я литератор, пишите как будто я доктор, или даже больной. Шаврова назвала себя в одном письме «бедной писательницей». Чехов: о, теперь вы можете назвать свою дорогу «тернистым путем». Он не любил такие высокие слова. Много замечаний на совершенствование композиции. 94: мне нравится, чувствуется зрелость, только заглавие («Маркиза») кажется слишком изысканным. Героинею лучше назвать не Нелли, а Дашей или Наташей. Можете не обращать внимания на мое субъективное мнение. Помните, что подробности, даже интересные, утомляют читателей. Другое письмо: умная вещь, но действие вяло, масса подробностей. Стилистические и фактические замечания. Еще про другу повесть: все ок, только конец жидкий. Вы не отделываете, ваши вещи кажутся растянутыми. Есть ум и талант, но недостаточно искусства, вы не хотите или ленитесь убрать лишнее. Еще одно: где ваша архитектура и легкость? Почтите ваш рассказ, описание за описанием и так без конца. И еще про одно: у вас слишком много героев, или меньше персонажей, или надо писать роман. Я думаю роман, если вас преследует изобилие образов.

Письмо Киселевой на рассказ «Тина» (она сказала, что это изображение «навозной кучи»). Чехов ответил. Это 87 г, 14 января. Я не знаю, у кого плохой вкус: у греков ли, которые воспевали любовь такой, какая она есть? Брезгливость Толстого и Тургенева – еще не доказательство тог, что это дурно. Все относительно. Есть люди, которых развратит даже детская литература. А кто-то становится чище. Литература не перещеголяет реальную жизнь. Художественная литература рисует жизнь такою, какая она есть. Писатель должен марать свое воображение грязью жизни.

Толстой после смерти Чехова: он создал новую форму письма, какую я не встречал нигде.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]