
- •Расстановка сил в Европе
- •Назревание войны
- •Периоды войны. Противоборствующие стороны
- •Чешский период 1618—1625
- •Датский период 1625—1629
- •Шведский период 1630—1635
- •Франко-шведский период 1635—1648
- •Другие конфликты в то же время
- •Вестфальский мир
- •Последствия
- •Влияние на военную тактику и стратегию
- •Примечания
- •Битвы Тридцатилетней Войны
Последствия
Ужасы войны. Повешенные. Жак Калло 1633 г.
Тридцатилетняя война была первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века. Наибольший урон был нанесён Германии, где, по некоторым оценкам, погибло 5 млн человек[2]. Многие регионы страны были опустошены и долгое время оставались безлюдными. Сокрушительный удар был нанесён производительным силам Германии. Шведы сожгли и разрушили практически все металлургические и литейные заводы, рудные копи, а также треть немецких городов. Особенно легкой добычей для мародёров являлись деревни. Демографические потери войны были восполнены в Германии лишь спустя 100 лет.
В армиях противоборствующих сторон свирепствовали эпидемии — неизменные спутники войны. Постоянные перемещения солдат, а также бегство мирного населения приводили к тому, что болезни распространялись далеко от очагов заболевания. Информация о многочисленных эпидемиях сохранилась в приходских книгах и налоговых отчётах. Вначале эта проблема проявлялась локально, но когда датская и имперская армии встретились в Саксонии и Тюрингии в 1625-1626 годах, количество заболевших стало быстро расти. Местные хроники упоминают о так называемой «венгерской болезни» и «главной болезни», которые идентифицировались как сыпной тиф. После столкновений Франции и Габсбургов в Италии север итальянского полуострова охватила бубонная чума. Во время осады Нюрнберга армии обеих сторон поразила цинга и сыпной тиф. В последние десятилетия войны Германия была охвачена постоянными вспышками дизентерии и сыпного тифа.
Другим результатом войны стало то, что свыше 300 мелких германских государств получили фактический суверенитет, при этом номинально подчиняясь Священной Римской империи. Эта ситуация сохранялась вплоть до конца существования первой империи в 1806 году.
Война не привела к автоматическому краху Габсбургов, но изменила расстановку сил в Европе. Гегемония перешла к Франции. Упадок Испании стал очевиден. Кроме того, Швеция стала на период около полувека великой державой, значительно укрепив свои позиции на Балтике. Однако уже к концу XVII столетия шведы проиграли ряд войн Польше и Пруссии, а Северная война 1700-1721 гг. окончательно сломила шведское могущество.
Приверженцы всех религий (католицизма, лютеранства, кальвинизма) обрели в империи равные права. Главным итогом Тридцатилетней войны стало резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств Европы. Их внешняя политика стала основываться на экономических, династических и геополитических интересах.
С Вестфальского мира принято вести отсчёт современной эпохи в международных отношениях.
Влияние на военную тактику и стратегию
См. также: Армия Густава II Адольфа
Изучение военными теоретиками успехов шведских войск под руководством Густава Адольфа дало свои результаты. Передовые армии Европы стали делать основную ставку на повышение эффективности огня. Увеличилась роль полевой артиллерии. Изменилась структура пехоты — к концу войны мушкетёры стали численно преобладать над пикинёрами.
В ходе войны армии часто были вынуждены отступать из-за отсутствия снабжения даже после побед. Многие государства по примеру Густава Адольфа стали создавать организованное снабжение войск боеприпасами и провиантом. Стали появляться «магазины» (склады военных запасов), выросла роль транспортных коммуникаций. Кроме того, магазины и коммуникации стали рассматриваться как объекты атаки и обороны. Серией искусных манёвров можно было прервать снабжение противника и заставить его отступить, не потеряв при этом ни одного солдата. Появилось понятие «манёвренная война».
В то же время Тридцатилетняя война стала пиком эпохи наёмных армий. Обе стороны использовали ландскнехтов, набиравшихся из различных социальных слоёв без оглядки на вероисповедание. Они служили за деньги и превратили военное дело в профессию. Само понятие «мародёрство» родилось в эту эпоху. Его происхождение связывают с одним из двух командиров, носивших фамилию Мероде и принимавших участие в грабежах: это немецкий генерал граф Иоганн Мероде или шведский полковник Вернер фон Мероде.