Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
56.86 Кб
Скачать
    1. Возможности социологического воображения.

Социологическое воображение по­зволяет перейти от исследования независимых от воли отдельного индивида общих исторических изменений к самым сокровенным свойствам человеческой личности, а также видеть связь между ними. Использовать эту возможность нас побуждает постоянное стрем­ление понять социально-историческое значение человека в таком конкретном обществе, которое обеспечивает ему проявление своих человеческих качеств и самое существование.

Короче говоря, посредством социологического воображения человек сегодня надеется понять, что происходит в мире и что происходит с ним самим — в точке пересечения биографии и исто­рии общества. Самосознание современного человека, которому свой­ственно видеть себя по меньшей мере пришельцем, если не веч­ным странником, во многом обусловлено отчетливым представле­нием о социальной относительности и трансформирующей силе истории. Социологическое воображение является наиболее плодо­творной формой такого самосознания. С его помощью у людей, чей кругозор ограничивается небогатым набором замкнутых траек­торий движения, часто появляется неожиданное чувство, как будто они проснулись в доме, который до этого им лишь казался знако­мым и родным.

Верно это или нет, но они начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непро­тиворечивым оценкам и взвешенным суждениям. Прежние реше­ния, некогда казавшиеся весомыми, теперь представляются безрас­судными и невежественными умствованиями. В людях вновь ожи­вает способность удивляться. Они обретают новый способ мышле­ния, производят переоценку ценностей, короче говоря, их мысли и чувства способствуют осознанию культурной значимости социаль­ных наук.

    1. Связь влечения и социологического воображения.

Изначально социология возникла как наука об обществе, о деятельности населяющих его людей. Её главная цель была углубить рассудочность, представления о тенденциях общественного развития, чтобы свести к минимуму общественное зло. 

Но когда, казалось, социологи приближались к открытию смысла природы общества, само общество подчас столь радикально менялось, что это приводило к периодически возникающим кризисам в социологии. Однако это не обескураживало ученых, стремившихся к созданию все более совершенных теорий. 

Причем в то время как одни социологии стремились познать макро тенденции общественного развития, другие, напротив, пытались исследовать общество на микро уровне. Так естественно сложилось, что социологическая наука стала формироваться и развиваться через разработку относительно разных, самостоятельных теорий. 

Но социология представлена не только теориями. Её неотъемлемой чертой является социологическое воображение. Оно представляет не менее важный инструмент познания социального мира, интерпретации поведения людей. 

Уже Платоном отмечалась тесная связь влечения и творческого воображения, поскольку вожделение порождается памятью. Образ чего-то недостающего для тела может быть или не быть отрицательным - считаться или нет лишённостью как формой не самого тела, но только памяти. Образ может возникать из этого отрицания или, наоборот, так никогда в него и не перейти. 

В дальнейшем Декарт устанавливает требование соразмерности разума и воли, чтобы избежать ошибки или вымысла. Сама воля воспринимается, лишь когда она шире разума – в представлении, где приходится делать усилие, излишнее в мышлении. 

По Лейбницу, наоборот, воля всегда следует за наиболее сильным представлением о добре или зле, ясным или смутным.

И, наконец, для Фихте миры суть только сферы видимости индивидуальных воль. Воля как связь мышления с реальностью - не альтернатива опосредованию их воображением, но содержит его в себе, будучи самой силой воображения. 

И подробнее всего тема образности воления была разработана в системе Шеллинга, откуда первоначально и воспринята Гегелем. По Гегелю чистое понятие признания, удвоение самосознания в его единстве, появляется для него самого, прежде всего, со стороны неравенства. Самозамкнутость духа, смежающая господина и раба до имманентно субъективного поиска выхода в безвыходной ситуации, способна породить само-инициацию более высокой формы развития. Но подобная инициация может оказаться иллюзией, то есть полной реализацией всего сохраненного в самосознании потенциала восприятия мира.

Согласно гегелевской феноменологии – единство есть раздвоение на самостоятельные образования – господина и раба. Очевидно, что гештальт есть совокупность образности предшествующего сознания многообразия вещей, вобранная обратно в себя. 

Ожидание некоторой вещи, соответствующей сложившемуся представлению, и одурачивание с ее стороны до сих пор присутствуют в самосознании в снятом виде, как чисто силовое поле напряжения между господином и рабом и как уже намеренное преобразование поместившейся в нем вещи в новой функции объекта переработки и потребления. 

Базисная посылка социологии заключается в том, что понимание тенденций развития общества, в котором мы все живем, позволяет понять самих себя. Райт Миллс определил это свойство как социологическое воображение – способность рассматривать собственный жизненный опыт и личные трудности в контексте структурной организации своего общества и той исторической эпохи, в которой мы живем. 

Именно в демократическом массовом обществе с его сверхорганизацией и скрытыми структурами власти Миллс видел необходимость подобной эмансипации мышления. 

В целом можно сказать, что социологическое воображение позволяет проникнуть в наш социальный мир и идентифицировать связи между нашими частными биографиями и более мощными социальными силами жизни понять, что все, происходящее непосредственно с нами, есть всего лишь точка пересечения наших личных жизней с жизнью общественной.