Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УИП лекц.3 Межднар.станд.обр.с осужд..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
263.68 Кб
Скачать

Реализация международных стандартов в уголовно-исполнительном законодательстве

С позиции права возможны следующие способы реализации международных стандартов с помощью законодательства:

1) прямое действие международных норм;

2) приведение в соответствие с ними национального законодательства.

С учетом временного периода внедрения международных стандартов в практику УИС их можно также разделить на две группы:

а) стандарты, для внедрения которых имеются все условия;

б) стандарты, которые внедряются не сразу, а при наличии необходимых экономических и социальных условий.

1. Прямое действие международных норм. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., подчеркивает необходимость приведения национального законодательства в соответствие с общепризнанными стандартами прав и свобод человека. Конституция Российской Федерации гласит, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15). В соответствии с данной конституционной нормой ч. 2 ст. 3 УИК РФ определяет соотношение уголовно-исполнительного законодательства с международно-правовыми актами следующим образом: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказания и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора». Приведенное положение является наглядным примером законодательного закрепления одного из способов реализации международных стандартов обращения с заключенными, связанного с признанием Российской Федерацией приоритета ратифицированных ею международных договоров перед российским законодательством.

Кроме того, ратифицированные Российской Федерацией международно-правовые акты, не требующие издания специальных законов для их применения, действуют в России непосредственно. К их числу относятся такие стандарты ООН в области соблюдения прав и свобод человека, как

  • Всеобщая декларация прав человека,

  • Международный пакт о гражданских и политических правах,

  • Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде,

  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и пр.

Что касается специализированных международных документов рекомендательного характера (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Пекинские правила, Токийские правила и др.), то их юридическая сила оценивается неоднозначно.

Во-первых, они являются актами международных правительственных организаций, не имеющими обязательной силы для всех государств;

во-вторых, недооценивать юридическую силу этих актов тоже нельзя, так как они нашли достаточно широкое признание у мирового сообщества. Содержащийся в них ряд принципов и положений заимствован из ратифицированных международно-правовых актов, что повышает их юридическую значимость. В связи с этим такие акты могут действовать непо-средственно, без включения в национальное законодательство.

2. Приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами права. Статья 3 УИК РФ содержит нормы, касающиеся реализации международных норм права в российском уголовно-исполнительном законодательстве. В части 1 указывается: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями». Часть 4 этой же статьи отдельно касается реализации в российском уголовно-исполнительном законодательстве рекомендаций (деклараций) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными, что возможно при наличии необходимых экономических и социальных условий.

Согласно международным нормам права основной целью наказания является защита общества от преступных посягательств, для достижения которой необходимо решение ряда задач, в том числе предупреждение преступлений и исправление или ресоциализация осужденных. Как указывается в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, данной цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока наказания и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиняться законодательству и обеспечивать свое существование (пр. 58). В соответствии с этим УИК РФ закрепил следующие цели уголовно-исполнительного законодательства: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели конкретизированы в его задачах – регулировании порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определении средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов, оказании осужденным помощи в социальной адаптации (ст. 1).

Указанные в УИК РФ цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства отвечают требованиям международных стандартов.

Во-первых, они учитывают необходимость проведения мероприятий по подготовке осужденных к освобождению и оказанию им помощи в социальной адаптации.

Во-вторых, целью исправления осужденных является «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» (ч. 1 ст. 9). Это соответствует требованиям международных стандартов: сформировать у осужденных установку на законопослушное поведение и выработать способность обеспечивать в его рамках свое нормальное существование в обществе.

В-третьих, установленные в УИК РФ (ч. 2, 3 ст. 9) средства исправления осужденных (порядок исполнения и отбывания наказания – режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие) и правила их применения (необходимость учета вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения) также отвечают требованиям международных стандартов обращения с осужденными.

В духе международных стандартов в УИК РФ впервые сформулированы принципы российского уголовно-исполнительного законодательства:

  • законность,

  • гуманизм,

  • демократизм,

  • равенство осужденных перед законом,

  • дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний,

  • рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения,

  • соединение наказания с исправительным воздействием (ст. 8).

Под влиянием международных стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве впервые подробно определен правовой статус осужденных (ст. 10 УИК РФ). Так, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, что отвечает предписаниям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом. Данная статья Кодекса гласит, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Ранее подобной нормы в законодательстве не было, так как государство не брало на себя обязанность защищать права, свободы и интересы осужденных. Кроме того, УИК РФ в отдельных статьях впервые определяет конкретные важнейшие права и обязанности осужденных, отвечающие требованиям международных стандартов, в частности: право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания наказания; право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания; право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами практически в любые инстанции; запрет на проведение с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье; право на охрану здоровья, социальное обеспечение, личную безопасность, свободу совести и вероисповедания.

УИК РФ предусмотрел определенные виды контроля и надзора: за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, и прав осужденных: контроль органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 19), судебный контроль (ст. 20), ведомственный контроль (ст. 21), прокурорский надзор (ст. 22), контроль общественных объединений (ч. 2 ст. 23).

Кроме общих положений и принципов, УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающихся, например, классификации осужденных, микросоциальных условий отбывания наказания, режима, труда, воспитательной работы, обучения, подготовки к освобождению и т. д.

В части классификации осужденных международные стандарты требуют

  • раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, заключенных под стражу и осужденных;

  • подчеркивают необходимость гибкости классификации, что способствует размещению каждой классификационной группы осужденных в отдельном учреждении или отдельной секции одного учреждения.

Классификация осужденных должна преследовать следующие цели:

а) исключение отрицательного влияния одной категории осужденных на другую;

б) создание условий для облегчения работы с осужденными по их исправлению.

В российском законодательстве представлена довольно разветвленная классификация осужденных, которая позволяет применять к лицам, совершившим преступления, различные наказания, в том числе не связанные с лишением свободы, условное осуждение, отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, а также определять вид исправительного учреждения (ст. 44, 58, 73, 82 УК РФ). Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает раздельное содержание определенных категорий осужденных (ст. 80 УИК РФ), в том числе в зависимости от их поведения (например, осужденные, признанные злостными нарушителями режима, содержатся в строгих условиях отбывания наказания, а лица, не имеющие взысканий, – в облегченных (ст. 87 УИК РФ). На основе классификации осужденных создана система постепенного изменения условий отбывания наказания осужденными вплоть до перевода в другое учреждение с более строгим или мягким видом режима и досрочного освобождения.

В основе классификации осужденных лежит тяжесть совершенных ими преступлений и поведение во время отбывания наказания. Такая классификация, по нашему мнению, недостаточна для успешного достижения целей наказания. Во многих западных странах при распределении осужденных по учреждениям берется во внимание общественная опасность личности осужденных исходя из тяжести преступления, поэтому тюрьмы отличаются друг от друга по степени обеспечения безопасности. В последнее время в России уделяется внимание проблеме безопасности, но в уголовно-исполнительной системе она еще не получила должного разрешения. В этой связи виды режима исправительных колоний различаются по условиям отбывания наказания, а не по степени безопасности. Не решена и проблема классификации осужденных по психолого-педагогическим и криминологическим критериям, что предусмотрено в называвшейся Концепцией реорганизации уголовно-исполнительной системы.

Законодательные изменения, происшедшие в России, позволили приблизить условия отбывания наказания в виде лишения свободы к международным стандартам. В частности, осужденным больным, инвалидам, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним установлены повышенные нормы питания; по желанию эти осужденные могут получать любую платную дополнительную лечебно-профилактическую помощь; кормящим матерям разрешено совместное проживание с детьми; для медицинского обслуживания осужденных организованы лечебно-профилактические учреждения, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированных осужденных – лечебно-исправительные учреждения; осужденным предоставлено право на телефонные разговоры, выезд за пределы учреждения, перевод в облегченные условия содержания, проведение длительных свиданий вне колонии; ограничены максимальные сроки пребывания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и т. д.

В соответствии с международно-правовыми стандартами обращения с заключенными обеспечение микросоциальных условий их содержания должно быть положено в основу деятельности национальных пенитенциарных систем. Создание надлежащих микросоциальных условий содержания осужденных в российских исправительных учреждениях предполагает наличие у государства соответствующих экономических возможностей, которые пока отсутствуют. Учитывая последнее, законодатель предусмотрел норму жилой площади на одного осужденного в исправительных колониях, как и было раньше, не менее двух квадратных метров.

УИК РФ впервые регламентирует исполнение всех уголовных наказаний, в том числе не связанных с лишением свободы. В отношении таких новых в российском уголовном законодательстве видов наказания, как обязательные работы, ограничение свободы и арест, Федеральным законом от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» была введена отлагательная норма, согласно которой они вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для их исполнения, но не позднее 2001 г.

Однако ситуация в стране складывалась таким образом, что эти условия не были созданы, в результате чего Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 4-ФЗ продлены сроки введения в действие следующих видов наказаний: обязательные работы – не позднее 2004 г., ограничение свободы – не позднее 2005 г., арест – не позднее 2006 г. Введение в действие указанных наказаний отвечает рекомендациям Токийских правил по применению мер, альтернативных лишению свободы.

В настоящее время успешно реализуется Программа «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации». В рамках института условного осуждения применяется и наказание в виде обязательных работ (возложение на условно осужденных обязанности трудиться после основной работы на предприятиях, учреждениях, организациях) в трех субъектах Российской Федерации (Рязанской, Самарской и Томской областях). Это способствовало сокращению количества осужденных в местах лишения свободы, что также отвечает духу Токийских правил.

Кроме того, УИК РФ введены и другие новеллы, отвечающие требованиям и рекомендациям международных стандартов, например:

– расширена система льгот и поощрений осужденным;

– предусмотрено обязательное государственное страхование и пенсионное обеспечение осужденных;

– установлен порядок представления осужденных ко всем видам досрочного освобождения от отбывания наказания;

– определено правовое положение осужденных к смертной казни и др.

Отмеченные нововведения российского уголовно-исполнительного законодательства – прямое отражение рекомендаций международных норм права, которые прочно входят в практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Однако имеются международные стандарты, практическое применение которых требует определенного времени и соответствующих материальных средств, в частности, это касается:

– разработки научно обоснованной классификации осужденных и программ их исправления;

– размещения осужденных в отдельных комнатах (камерах);

– обеспечения права освобождаемых на эффективную социальную и материальную поддержку после освобождения;

– обеспечения отбывания наказания по месту жительства;

– строительства новых и реконструкции старых мест содержания под стражей и учреждений, исполняющих наказания.