Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voprosy_s_otvetami_k_ekzamenu_po_Sotsiologii_2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
786.43 Кб
Скачать

16. Социология в советском государстве: этапы и особенности развития.

Развитие социологии в советский период полностью вписывается в алгоритм, отработанный в отношении государства и социологии в дореволюционный период.

После февральской революции социология имела привилегированное положение. Русское общество проснулось от многовековой спячки и пыталось при помощи научных теорий познать процессы, происходящие- в бурно развивающемся мире. Однако спустя всего лишь несколько лет после Октябрьского переворота положение дел изменилось. Правительству советского государства не нужны были теории научной социологии.-Перспективы развития социалистического общества были для него ясны, теоретическая база социализма была дана в трудах классиков марксизма.

В 1918 году был нанесен удар по высшей школе в

целом и преподаванию социологии в частности. Ученые звания и степени были отменены как пережиток буржуазной системы образования. Этим была подорвана структура иерархии в научном сообществе. Декретом правительства от 2 января 1918 года упразднены

вступительные экзамены в высшие учебные заведения, а в следующем 1919 году введены рабфаки, позволяющие после краткого периода обучения поступать в вузы рабочей молодежи, не имеющей среднего образования.

Этими действиями правительство способствовало проведению отрицательной селекции. В институты поступали лица, не обладающие достаточными знаниями и не способные критично воспринимать идеологизированные варианты марксизма.

В 1922 г©ДУ вступил в силу устав высшего учебного заведения, согласно которому коллегиальное руководство институтами ликвидировалось. В том же 1922 году по инициативе Ленина был нанесен сильнейший удар по социальным наукам. Около 200 ученых — философов, социологов, культурологов —'были принудительно выдворены

из страны, в их числе П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк. Их место на вузовских кафедрах заняли ученые-марксисты, не имевшие в мировой социологии высокого авторитета. Одновременному контролю и проверке подверглись учебные программы и содержание образовательных курсов по общественным дисциплинам. Наконец, в 1923-1924 году в ведущих институтах Москвы и Петрограда была введена дисциплина — исторический материализм, а преподавание социологии было запрещено.

Социология была вытеснена из высшей и общеобразовательной школы, однако в качестве отрасли научного знания она сохраняла свои позиции вплоть до начала 30-х годов. Это десятилетие характеризуется борьбой марксистской и немарксистской социологии с тенденцией затухания последней. На интеллектуальном поле социологического знания в процессе столкновения различных теорий все отчетливей просматривался факт поляризации.

Один плюс был представлен марксистской социологией, а другой — широким спектром социологических теорий от интегративной социологии до социальной рефлексологии.

Марксистская социология берет свое начало с работы Николая Ивановича Бухарина (1888-1938)" «Теория исторического материализма>>} (1921), имевшей 8 переизданий, последнее из которых приходилось на 1929 год.

В ней автор предпринял удачную попытку систематического изложения теории исторического материализма.

Отличительной чертой книги была ее адаптированность к уровню пролетарского читателя. Ничего принципиально нового с точки зрения содержания самого марксизма Бухарин не высказал, однако он поднял весьма важный вопрос о соотношении социологии, философии и исторического материализма.[Он заявил о том, что общественная наука по сути своей имеет классовое происхождение и, следовательно, у рабочего класса должна быть своя пролетарская социология, равно как и у буржуазии имеется своя буржуазная социология.' Пролетарской социологией является исторический материализм — учение, созданное Марксом и раскрывающее классовую сущность общественных отношений.

В среде теоретиков-марксистов не было единогласия.

Возникли споры по поводу того, считать ли исторический материализм дисциплиной социологической или философской. Н. Н. Андреев, С. А. Оранский, И. К. Луппол приняли точку зрения Бухарина. Они оставляли за социологией возможность самостоятельного развития, полагая, что исторический материализ (читай социология) не является философской дисциплиной, что он изучает общественные процессы на более «низком» уровне обобщения, что у него имеется свой специфический предмет исследования — социальные отношения. Другая часть теоретиков, такие как С. Я. Вольфсон, 3. Я. Червяков, С. 3. Каценбоген, напротив того, утверждали, что исторический материализм есть составная часть философии диалектического материализма и что его предназначение сводится к методологическому обобщению. Итог теоретическим спорам подвела дискуссия «Критика теоретических основ бухаринской концепции исторического материализма», происходившая в 1929 году в Институте философии. Несмотря на политический заказ Сталина подвергнуть научной критике правую бухаринскую оппозицию, научное сообщество на секции «Дискуссия о марксистском понимании социологии» поддержало точку зрения Бухарина и его сторонников.

В период 20-х годов в рамках марксистского направления в социологии был отработан круг принципиальных вопросов: о содержании понятия «общественно-экономическая формация», «базис», «надстройка», «производительные силы», «производственные отношения», о предмете марксистской социологии, о проблемах классовой структуры общества, о классовой борьбе в переходный период.

Немарксистское направление в социологии 20-х годов было представлено теориями П. А. Сорокина, В. М. Бехтерева и целым рядом менее известныхсоциологов, представляющих^ методы социального дарвинизма, фрейдизма, социальной рефлексологии, фитосоциологии, зоосоциологии, физиологической социологии, социального энергетизма.

Крупным теоретиком немарксистской социологии был Владимир Михайлович Бехтерев](1857-1927). Обращение медика, психиатра, физиолога, каковым являлся Бехтерев, к области знания, в которой он не был профессионалом, весьма показательно. Это свидетельствует в пользу популярности социологии в послереволюционный период, когда законы общественногоразвития пытались открыть люди, далекие от области гуманитарных наук.

В своем фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» (1921) Бехтерев предпринял попытку объяснить происхождение и сущность общественных явлений через науку о рефлексах] Рефлексология, как таковая, исследует и объясняет поведение индивида на биомеханическом и психосоматическом уровнях, ijlo мнению Бехтерева, коллективная рефлексология (термин, выдвинутый самим автором) должна исследовать реакции больших коллективов на различные внешниестимулы,;

Между коллективной рефлексологией и социологией он обнаружил тесную связь. Рефлексология изучает механизм развития социальных связей, способы возникновения коллективов, особенности коллективной деятельности по сравнению с индивидуальной. Социология изучает количественную сторону коллективов, особенности взаимоотношений между коллективами, факты сотрудничества и классовую борьбу. Таким образом, у Бехтерева социология заняла соподчиненное положение в структуре познания общества! Он отводил ей роль фиксатора количественной стороны общественных процессов, роль своеобразного научного бытописателя, в то время как принципиальные вопросы о причинах и сущности возникновения социальных связей и явлений он отнес в сферу компетенции рефлексологии.

В целом развитие социологии в 20-е годы характеризуется наступлением исторического материализма и ослаблением всех иных теоретических направлений.

В помощь распространению марксистских знаний советское государство создает в 1922-1924 годах коммунистические университеты в Омске, Херсоне, Казани, Смоленске.

Одновременно в 1924 году закрываются общественно-научные организации, где развивались социологические идеи немарксистского толка: русское социологическое общество, вольфил, философское общество.

Аналогичный процесс наблюдался в издательстве периодической научной литературы. Образовались новые журналы: «Под знаменем марксизма», «Вестник коммунистической академии», «Большевик», «Коммунистический интернационал», «Красная новь», «Под знаменем коммунизма», «Борьба классов», «Пламя», «Книга и революция», «Записки научного общества марксистов». Закрылись старые журналы: «Мысль», «Экономист», «Утренник», «Начала», «Литературные записки» и другие.

Тем не менее, вплоть до начала 30-х годов в рамках еще несформировавшейся тоталитарной системы власти социология смогла найти поле для своейдеятельности.

Отторгаемая историческим материализмом из области теории, социология весьма успешно развивалась в области конкретных социологическихисследований. По понятным причинам в это время много внимания уделялось проблемам труда. Появился ряд журналов по проблеме научной организации и управлению труда: «Хозяйство и управление», «Организация труда», «Производство, труд и управление» и другие. Во весь голос заявили о себе С. Г. Струмилин, В. С. Овсянников, С. Т. Шацкий и другие социологи-практики, занимающиеся проблемами быта рабочих, бюджета и структуры рабочего времени, сочетания моральных и материальных стимулов. Активно начало применяться анкетирование. Были проведены исследования и опубликованы результаты исследования по темам: бюджет времени комсомольцев-активистов, пионеров и школьников; материальное положение различных слоев населения; социология брака и семьи; культура и искусство эпохи революции; проблемы преступности и многих других.

Для социологии 30-е годы XX века были чрезвычайно схожи с 50-ми годами века XIX. В воздвигнутом Сталиным тоталитарном государстве не было места социологии.

Она была объявлена буржуазной лженаукой, всякое упоминание о ней преследовалось". Единственным обладателем и держателем истины сделался марксизм в его догматической форме.

После выхода в свет знаменитого «Краткого курса истории ВКП(б)» (1938) исторический материализм был зачислен в разряд философских дисциплин. Для целой области знания наступила длительная тридцатилетняя стагнация.

Второе рождение социологии совпадает с периодом хрущевской оттепели 60-х годов. После XXI I съезда КПСС прошли ряд дискуссий, на которых была выработана общая точка зрения, согласно которой социология не противоречит марксистско-ленинской философии и марксистскому мировоззрению. )К концу десятилетия сложилось мнение о том, что социология — это наука о законах развития общества и его движущих силах, то есть, по сути, научное сообщество спустя три десятилетия вернулось к бухаринской точки зрения, в то время как мировая социологическая мысль проделала за этот период колоссальный путь и огромную работу.

В первые годы подъема теоретики выработали трехуровневую концепцию социологии. На первом уровне находился все тот же исторический материализм. В его задачу входила выработка обобщающей социологической теории, которая служила бы методологической базой для любых частных и прикладных исследований. На второй уровень были поставлены частносоциологические исследования, то есть исследования социальных институтов и социальных процессов в обществе. Но этот уровень не обладал самостоятельностью. Социолог, исследующий социальные процессы в семье или образовании, не мог выйти за те концептуальные рамки, которые были декларированы на первом уровне. Так, если с точки зрения исторического материализма по мере развития социалистического общества будут стираться грани между умственным и физическим трудом, городом и деревней, и в этом процессе системе образования отводится роль социального выравнивателя, то социолог не имел никакой возможности оспорить данный теоретический постулат.

Наконец, третий уровень был отведен конкретно-социологическим исследованиям. Эта трехуровневая система представляла собой компромисс между объективной потребностью общества исследовать процессы, в нем происходящие, и политической системой государства, властная элита которого не желала расставаться со старой идеологией. В результате социологии было позволено исследовать социальные процессы и институты, однако процесс исследования был поставлен с ног на голову.

Конечные выводы были даны заранее, в начале исследования, в то время как к эмпирии обращались лишь тогда, когда она укладывалась в рамки теоретической конструкции.

Тем не менее, в период 60-80-х годов социологи проделали немалую работу. Трудами В. Я. Ядова, А. Г. Здравомыслова, В. Э. Шляппентоха, Ю. А. Левады, И. С. Кона, Г. В. Осипова, И. В. Бестужева-Лады, Т. И. Заславской, М. Н. Руткевич И. А. Голосенко, И. А. Громова и многих других исследователей были подняты и разработаны такие научные проблемы, как методика и техника социологического исследования, математические и количественные методы в социологии, социология брака и семьи, социология труда, социальные структуры, образ жизни, социология личности, социология культуры, социология образования, социология науки, общественное мнение, история русской и западной социологии и другие.

Второе рождение социологии сопровождалось активным процессом институционализации. В 1960 году в институте философии РАН было создано первое социологическое подразделение «Сектор исследования новых форм труда и быта»; в 1962 году создана советская социологическая ассоциация; в 1964 году в МГУ создана кафедра конкретно-социологических исследований; в середине 60-х годов в Москве, Ленинграде, Свердловске, Казани, Тюмени созданы социологические лаборатории; в 1968 году создан Институт конкретных социологических исследований (ИКСИ), переименованный в 1990 году в Институт социологии; в 1971 году созданы исследовательские институты — Институт социологических исследований (ИСИ) и Институт социально-экономических проблем (ИСЭП); с 1974 года стал издаваться академический журнал «Социологические исследования».

При всем том специфика развития социологии оставалась прежней. Ни в России, ни в Советском союзе социология не была свободной академической наукой. После того как профессор Ю. А. Левада на своей лекции произнес фразу о том, что личность в наше время подвергается давлению, разгорелся большой скандал. Дело было в 1966 году, на излете оттепели. Через несколько лет, после чехословацких событий, эта фраза была истолкована как «чехословацкая», а ее автор освобожден от обязанностей секретаря партийной организации ИКСИ с объявлением ему строгого выговора. Осенью 1971 года начался разгром института. Ректор А. М. Румянцев был отстранен от руководства, институт переименован, а научно-исследовательская проблематика института изменена.

Перестроечная волна не могла не отразиться на развитии социологии. С середины 80-х годов для социологии наступил очередной новый этап. Демократизация общества отозвалась взрывом активности. В 1989 году в МГУ и ЛГУ состоялся первый выпуск профессиональных социологов (по 25 человек в каждом); в 1990 году ВАК учредил шесть социологических специальностей; в 1989 году создано российское общество социологов; наконец, что самое важное, с начала 90-х годов социология приобрела статус обязательной дисциплины в высшей школе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]