
- •Содержание
- •Глава 1. Система и управление как предметы философского анализа 5
- •Глава 2. Управляемая система как предмет познания в естествознании 13
- •Глава 3.Обратная связь в системе управления 20
- •Введение
- •Глава 1. Система и управление как предметы философского анализа
- •1.1. Природа и сущность управления
- •1.2. Возникновение и развитие понятия «система»
- •Глава 2. Управляемая система как предмет познания в естествознании
- •2.1. Проблема управления системой в аспекте кибернетики
- •2.2. Управляемая система и информация
- •Глава 3.Обратная связь в системе управления
- •3.1.Обратная связь в системе управления и его элементы.
- •Заключение
- •Список использованной литературы
1.2. Возникновение и развитие понятия «система»
Понятие «система» является одним из центральных в научном познании окружающего мира.
Если рассмотреть историю разработки определений понятия «система», можно увидеть, что каждое из них вскрывает все новую сторону из его богатого содержания. При этом выделяются две основные группы определений. Одна тяготеет к философскому осмыслению понятия система: широко признанным здесь является емкое и глубоко философское определение, которое дал В. Н. Садовский в 1974 г. Другая группа определений основывается на практическом использовании системной методологии и тяготеет к выработке общенаучного понятия системы. Она широко представлена в зарубежном системном движении (У. Р. Эшби, Дж. Клир и другие) [1].
Как указывают Е.Б. Агошкова и Б.В. Ахлибининский, фактически работы в области теоретических основ системных исследований охватывают три проблемы:
- онтологические основания системных исследований объектов мира, системность как сущность мира:
- гносеологические основания системных исследований, системные принципы и установки теории познания:
- методологические установления системного познания [1].
Онтологический смысл понятия «система».
При описании реальности в Древней Греции и фактически до XIX в. в науке не было четкого разделения между самой реальностью и ее идеальным, мысленным, рациональным представлением. Онтологический аспект реальности и гносеологический аспект знания об этой реальности отождествлялись в смысле абсолютного соответствия. Поэтому весьма длительное применение термина «система» имело ярко выраженный онтологический смысл.
Значение древнегреческого слова (система - означает совместно что-то о чем-то) было связано, прежде всего, с социально-бытовой деятельностью и применялось в значении «устройство, организация, союз, строй и т.п.» Далее этот же термин переносится на естественные объекты. Вселенную, филологические и музыкальные сочетания и т.д.
Важно то, что формирование понятия «система» из термина «система» идет через осознание целостности и расчлененности как естественных, так и искусственных объектов. Это и получило выражение в толковании системы как «целого, составленного из частей».
Именно в этом онтологическом смысле Г. Галилей и И. Ньютон говорят о системе мира. У. Гамильтон - о системе точек и лучей, П. Лаплас - о системе тел [4].
Такой же онтологический оттенок вложил и Л. фон Берталанфи в свое определение системы как комплекса взаимодействующих компонентов.
Фактически данный подход предусматривает некую первичную расчлененность целого, составленного в свою очередь из целостностей, разделенных (пространственно) уже самой природой и находящихся во взаимодействии. В этом же смысле широко используется термин «система» и в наши дни (система многих частиц). Именно за этим пониманием системы закрепился термин «материальная система как целостная совокупность материальных объектов».
Другое ответвление онтологической линии в XX в. привело к использованию термина «система» не для расчлененного целого, но, напротив, для «целостности, определяемой некоторой организующей общностью этого целого».
Онтологическая линия связала понимание системы с понятием «вещь», будь то «вещь органичная», либо «вещь, составленная из вещей». Главным недостатком в онтологической линии понимания системы является отождествление понятия «система» с объектом или просто с фрагментом действительности.
Гносеологический смысл понятия «система».
Гносеологическая линия имеет своим истоком древнегреческую философию и науку и развивается, не прерываясь, в русле развития самого научного знания. Анализ показывает, что направление дало две ветви в разработке понимания системы. Одна из них связана с трактовкой системности самого знания, сначала философского, затем научного. Другая ветвь никогда не интерпретировалась как разработка понятия «система» и даже не использовала его, но фактически разрабатывала его глубинную сущность. Эта ветвь была связана с разработкой понятий «закон» и «закономерность» как ядра научного знания.
Принципы системности знания разрабатывались еще в древнегреческой философии и науке. По сути, уже Евклид строил свою геометрию как систему, и именно такое изложение ей придал Платон. Однако применительно к знанию термин «система» античной философией и наукой не использовался [4].
По мнению Е.Б. Агошковой и Б.В. Ахлибининского, осмысление понятия «система» через системность знания начинается с Нового времени. Хотя термин «система» уже в 1600 г. вошел в название книги Б. Кеккермана «Система логики», ни Р. Декарт, разрабатывая вопросы научного метода фактически как вопросы системности знания, ни позднее Б. Спиноза, для которого аксиометрический метод был инструментом построения его философской системы, не использовали его [1].
Серьезная разработка проблемы системности знания с осмыслением понятия «система» начинается лишь с XVIII в.
Плодотворность гносеологического направления состояла в том, что с понятием «система» оказались прочно связаны такие признаки, как целое, полнота и выводимость. Одновременно был подготовлен отход от понимания системы как глобального охвата мира или знания. Проблема системности знания постепенно сужается и трансформируется в проблему системности теорий, проблему полноты формальных теорий (Бурбаки, К. Гедель).
Методологические установления системного познания.
Впервые обсуждение проблем системности явилось саморефлексией системных концепций науки. Начинаются небывалые по размаху попытки осознать сущность общей теории систем, системного подхода, системного анализа и т.д. и прежде всего - выработать само понятие «система». При этом в отличие от многовекового интуитивного использования главной целью становятся методологические установления, которые должны вытекать из понятия «система».
Эта методологическая тональность была задана отечественным системным движением с начала его возникновения, с самых первых работ.
Характерное переплетение онтологического и гносеологического смыслов проявилось в понимании системы А.Д. Холлом, одним из первых сделавшим попытку методологического обобщения системных концепций. Для него «система есть множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками. Системы могут состоять из атомов, звезд, генов, газов, математических переменных, уравнений, законов, процессов» [4].
В прикладных областях систему трактуют как «целостный материальный объект». Г. Хакен исходит из понимания «синергетической системы как состоящей из подсистем самой разной природы, таких, как электроны, атомы, молекулы, клетки, органы, животные и даже люди. В теоретических областях системой называют набор переменных и совокупность дифференциальных уравнений [1].
Итак, можно видеть, что множественность и разнообразие определений системы вызваны различием этапов формирования предмета научного познания.
Таким образом, мы приходим к выводу, что система есть форма представления предмета научного познания. И в этом смысле она является фундаментальной и универсальной категорией. Все научное знание с момента его зарождения в Древней Греции строило предмет познания в виде системы.
Исторически, системные представления первоначально проявились в мифологии и развились в античной философии и науке. В XV-XVIII вв. произошло бурное развитие философских и естественнонаучных представлений о системности в природе, что привело к становлению системного мышления. В XIX веке системность объектов связывается с целостностью. В XX веке возникает теория систем и системный анализ.
Исходя из вышеописанного, можно констатировать, что системой называется совокупность целенаправленно взаимодействующих объектов любой природы. Примерами систем могут служить весь окружающий нас мир или любая его часть, человеческое общество, отрасль народного хозяйства, завод, летательный аппарат, вычислительная машина, организм человека или животного и т.д.