Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
A A Maluk.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
11.62 Mб
Скачать

266

Этика в сфере информационных технологий

ма), разбираются в них и понимают, как их применять, поэтому чувствуют себя комфортнее и намного лучше подготовлены к будущей профессии. Хотя с течением времени ИКТ становятся все более дружественными по отноше­нию к пользователю, и людям приходится все меньше знать и уметь, чтобы пользоваться ими, эта тенденция, на взгляд Д. Джонсон, не является аргумен­том, чтобы не учитывать обеспокоенность равенством возможностей получе­ния профессиональной квалификации.

В дополнение к образованию и профессиональной квалификации ИКТ, в частности Интернет, дают людям возможность получать и отправлять ин­формацию, а также создавать сообщества с другими людьми (независимо от их географического местонахождения). Эти возможности особенно важны для политического равенства, поскольку политические решения в демократи­ческом обществе зависят от информационных потоков между правительст­вом и гражданами. Д. Джонсон отмечает как важное обстоятельство [199, с. 223], что власть приходит к тем людям, которые имеют эффективный дос­туп к релевантной информации, в современном обществе его обеспечивают ИКТ. Очевидно, что если те, кто обладает властью, получают доступ к ин­формационным и коммуникационным ресурсам первыми, то начинают поль­зоваться этими преимуществами в своих интересах. То же самое справедливо и в отношении сообществ. Если богатые и обладающие властью получают доступ к ИКТ первыми, то они имеют больше возможностей создавать сооб­щества по интересам и т. п. Более того, политические решения часто форми­руются такими сообществами, и поскольку Интернет облегчает создание групп и сообществ, те, кто имеет доступ к Сети, находятся в существенно лучшем положении, для того чтобы объединяться и усиливать свое влияние.

Каждый из перечисленных аргументов важен. Все вместе, по убеждению Д. Джонсон, они подтверждают идею о том, что в ИКТ есть нечто особое. Всесторонность применения этих технологий является доводом в пользу их широкого распространения. В отличие от любой другой технологии, разрабо­танной в двадцатом веке, ИКТ трансформируют так много сфер жизни, что их распространение не может не влиять на распределение возможностей и власти в будущем. Именно поэтому, считает Д. Джонсон, обществу следует беспокоиться о модели распределения компьютерных, информационных и коммуникационных ресурсов больше, чем о распределении ресурсов в дру­гих технологических областях.

6.2. Понятие цифрового неравенства

В июле 1995 года Национальное управление электросвязи и информации министерства торговли США распространило доклад под названием «Ра11ш§ ТЬгои^Ь ТЬе №1: А 8игуеу оГ (Ье «Науе N015» т Кига1 апё Шэап Атепса» [183], который впервые привлек внимание к проблеме доступности компью­терных технологий малообеспеченным слоям населения в сельских и город­ских районах США [160]. Хотя в докладе напрямую не использовалось сло­восочетание «цифровое неравенство», в нем отмечалось увеличивающееся

Глава 6. Равенство доступа к информационно-коммуникационным ресурсам

267

неравенство между американцами с высоким и низким уровнями доходов и приводились фактические доказательства того, что более образованные, принадлежащие к белой расе и проживающие в городах американцы имеют больше возможностей пользоваться ИКТ, чем соответственно менее образо­ванные граждане, афроамериканцы (или латиноамериканцы) или сельские жители. Доклад ясно показал, что распространение компьютерных техноло­гий приводит к разделению общества на тех, кто владеет этими технология­ми, и тех, кто не имеет такой возможности. В результате в середине 1990-х годов возник и стал регулярно появляться в статьях и речах политиков и об­щественных деятелей неологизм «цифровой разрыв», или «цифровое нера­венство».

Существуют различные определения цифрового неравенства. Первона­чально этот термин относился к неравенству в отношении владения или воз­можностей постоянного доступа к компьютеру. Как только доступ в Интер­нет стал считаться важнейшим аспектом информационно-коммуникацион- ных технологий, термин распространился не только на использование компьютеров, но и доступ к Сети. Неограниченные возможности диалога в Интернете изменили навыки взаимопонимания и взаимодействия миллионов людей, превратив их в активных участников коммуникации. Доступ к Интер­нету открыл не только экономические возможности, но и позволил дистан­ционно пользоваться информационными, образовательными, социальными и медицинскими услугами. В последнее время термин «цифровое неравенство» иногда применяется для характеристики неравных возможностей использо­вания широкополосного сетевого доступа.

Доцент университета Иллинойса в Урбане-Шампэйн Бхарат Мехра, за­нимающийся философскими проблемами ИКТ, определяет цифровое нера­венство просто как «тревожный разрыв между теми, кто использует компью­теры и Интернет, и теми, кто не использует их» [222]. Среди других факто­ров, связанных с технологическими достижениями, Мехра выделяет четыре основных компонента, которые вносят вклад в цифровое неравенство - это «социально-экономическое положение, уровень дохода, уровень образования и раса» [222]. Признание цифрового неравенства как огромной проблемы привело ученых, политиков и общественность к осознанию потенциала Ин­тернета для улучшения повседневной жизни тех, кто находится на обочине общества, расширения их прав и возможностей, а, следовательно, для боль­шего социального равенства.

Иногда цифровое неравенство определяется, как расслоение общества по возможности получать и использовать информацию, передаваемую с помо­щью новых информационно-коммуникационных технологий [71]. Энтони Вильгельм, известный автор и эксперт, занимающийся вопросами справедли­вости в новом цифровом обществе, полагает, что «этот термин может озна­чать не только неравный доступ к компьютерному оборудованию, но и нера­венство между группами людей в умении использовать информационные технологии в полном объеме» [153, с. 133-134]. Лиза Сервон, автор книги

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]