
-Куба в 70-80-ые годы-
К середине 70-х годов улучшилось внешнеполитическое положение Кубы. Она продолжала участвовать в международном социалистическом разделении труда и активно сотрудничала с Советским Союзом. С ней наладили экономические и дипломатические отношения многие страны Латинской Америки.
Огромное значение для экономического развития Кубы - более того, для ее существования - имела всесторонняя помощь Советского Союза (в меньшей степени - других соцстран). По гарантированным ценам выше мировых рыночных Куба продавала СССР сахар, цитрусовые, табак. Она поставляла одну треть потреблявшегося в СССР сахара, 2/3 кубинского экспорта приходилось на СССР. Советская сторона поставляла на Кубу сырье, технику, продовольствие и промышленные товары - нефть, трактора, грузовые автомобили, зерно и др. СССР готовил кадры для кубинской экономики и культуры, помогал строить различные предприятия, вплоть до атомной электростанции. Благодаря этой помощи и напряженному труду самих кубинцев росли отдельные экономические показатели, увеличивалась мощность электростанций и производство электроэнергии, возросли выплавка стали и выпуск продукции машиностроения, в том числе сельскохозяйственного, что позволило механизировать чрезвычайно трудоемкую рубку сахарного тростника (до 2/3 урожая).
Еще более ощутимыми и привлекательными для других развивающихся стран были успехи в социальной и культурной областях: ликвидация безработицы, жилищное строительство, отмена квартплаты, всеобщая грамотность, всеобщее бесплатное и обязательное 6-летнее образование, создание Академии наук; бесплатное здравоохранение, снижение детской смертности и увеличение средней продолжительности жизни до 74 лет.
-Экономические трудности-
Однако Куба испытывала и до сих пор продолжает испытывать серьезные трудности в развитии своей экономики. Быстрый революционный натиск, успешный в борьбе за власть, экономически себя не оправдал. В конце 80-х - первой половине 90-х годов снижались темпы роста производства ВВП, сокращалось производство сахара, сохранялась карточная система.
Больших расходов требовали оборона, социальные выплаты, финансирование разросшегося управленческого аппарата (в середине 80-х годов чиновники составляли 0,5 млн человек на 10 млн населения), поддержка вооруженных повстанческих движений в других странах. Природа усугубляла положение: стихийные бедствия, засуха и ураганы наносили народному хозяйству огромный ущерб.
В середине 80-х годов упали цены мирового рынка на сахар, это болезненно отразилось на экспортной выручке Кубы. С другой стороны, увеличились проценты по внешним кредитам, выросла внешняя задолженность Кубы (к началу 90-х годов ~ 7,5 млрд долл.. Советскому Союзу - 19 млрд руб.). Издержки административно-командной системы породили уравниловку, бесхозяйственность, коррупцию, хищения и спекуляцию.
Особенно тяжелым ударом для Кубы, чрезвычайно зависевшей от СССР и других соцстран, стал крах социалистического лагеря и распад СССР. Советский Союз, противостоявший другой сверхдержаве - США, был заинтересован в существовании «форпоста социализма» на Кубе и всесторонне поддерживал её. После крушения социализма ситуация изменилась: отношения Кубы с бывшими соцстранами Европы ухудшились и сильно сократились, расчеты стали производиться в валюте по ценам мирового рынка, вдвое сократились поставки энергоносителей на Кубу.
Кубинское руководство пыталось найти выход из критического положения. В 70-е годы было введено планирование народного хозяйства с элементами хозрасчета. С 1987 г. начался так называемый процесс «исправления ошибок», под которым подразумевалось повышение трудовой дисциплины, борьба с бюрократизмом, сокращение управленческого аппарата. По обвинению в коррупции и контрабанде наркотиков были казнены несколько ответственных работников МВД и армии. Несколько сот административных работников были арестованы за хищения и спекуляцию. С наступлением 90-х годов Куба объявила о начале «особого периода в мирное время» и вынуждена была взять курс на выживание. Это предполагало строгую экономию всех ресурсов (в первую очередь нефтяных), уменьшение социальных расходов, усиление нормирования, прекращение интернациональной помощи другим странам. Перемены в экономическом курсе сделали возможным создание нескольких десятков совместных с иностранным капиталом предприятий, было разрешено обменивать валюту, допускалась индивидуальная трудовая деятельность, возникли мелкий частный сектор и розничная торговля. Куба начала активно развивать доходную индустрию туризма, были разрешены поездки кубинских эмигрантов к родственникам на Кубу. Верующим гражданам разрешили вступать в партию, Ф. Кастро энергично выступал за решение проблемы внешнего долга в пользу стран-должников.
Тем не менее росло недовольство кубинцев экономическими и политическими трудностями. Рамки тоталитарного государства отвергали любое оппозиционное движение, поэтому возникшие в интеллигентской и студенческой среде Кубы немногочисленные правозащитные диссидентские организации были разгромлены, а их участники арестованы и осуждены.
Гораздо больший размах приняло оппозиционное движение в эмиграции. В 90-е годы возникло два наиболее значительных центра. Один из них, в непосредственной близости от Кубы, в Майами под названием «Национальный фонд американских кубинцев» во главе с X. Мае Каносой, объединил правые антикаст-ровские группы и выступил за жесткие решительные меры против Кубы, вплоть до насильственного свержения власти Ф. Кастро. Другая, более умеренная либеральная организация, действует с 1990 г. в Мадриде под названием «Демократическая платформа Кубы» во главе с К.А. Монтанером и выступает за мирный переход от тоталитарного правления и представительной демократии путём свободных выборов под контролем международных наблюдателей.
США по-прежнему занимают по отношению к Кубе непримиримую позицию и любой другой подход обуславливает уходом Ф. Кастро в отставку – тогда Кубе будут предоставлены займы и отменена блокада.