
- •Как э.Дюркгейм характеризует место сравнительной социологии в структуре социологического знания? Как он аргументирует свою позицию? Какие иные точки зрения возможны? Какой придерживаетесь Вы?
- •В чем отличия сравнительной социологии как науки и как учебной дисциплины? Как, на Ваш взгляд, должно различаться преподавание сравнительной социологии для студентов ba и ma программ?
- •Каков вклад э.Дюркгейма в сравнительную социологию? Какой метод сравнения он предлагает использовать? Почему? Как использует сравнение в собственных эмпирических исследованиях?
- •В чем новизна исследований м.Вебера для сравнительной социологии? Какое значение имеет предложенный им идеальный тип? Как он использует идеальные типы в собственных эмпирических исследованиях?
- •Как актуализируется противопоставление Запад — Остальной мир в наследии м.Вебера? с какой целью он прибегает к этой дихотомии и как ее обосновывает?
- •Какова сравнительная перспектива к.Маркса: что и по каким критериям сравнивал мыслитель? На каком понимании истории основана эта перспектива?
- •В чем заключаются методы научной индукции Дж.С.Милля? Каково их значение для естественных наук? Для социальных наук?
- •Какие три методологические проблемы характерны для сравнительных исследований в макросоциологии, согласно Дж.Голдторпу? Какая из них представляется Вам наиболее важной? Почему?
- •Как н.Смелзер характеризует сравнительную перспективу а.Де Токвиля? Для чего, согласно н.Смелзеру, мыслитель прибегает к сравнению? Как он это делает?
- •Какую схему сравнительного исследования в макросоциологии предлагает н.Смелзер? Каковы ее основные элементы? Какую цель преследует исследователь? Какая критика в адрес этой схемы возможна?
- •Как можно исследовать исторические явления социологически? с какими проблемами сталкиваются подобные исследования? (На примере сравнительного исторического анализа д.Норта).
- •Как можно исследовать исторические явления социологически? с какими проблемами сталкиваются подобные исследования? (На примере исторического анализа н.Элиаса).
- •Какие три парадигмы современной социологии выделяет п.Штомпка? Каковы отношения между ними? Какую новую исследовательскую перспективу дает третья парадигма по сравнению с первой и второй?
- •Почему, согласно м.Догану и д.Пеласси, сравнение способствует освобождению от этноцентризма? Почему это важно для социальных наук?
- •Как, согласно м.Догану и д.Пеласси, сравнение помогает выработке новых понятий? Приведите примеры из области Ваших научных интересов, подтверждающие их тезис.
- •Что м.Доган и д.Пеласси понимают под функциональной эквивалентностью? Почему ее важно учитывать в сравнительных исследованиях?
- •Почему м.Доган и д.Пеласси относят метод «case study» к сравнительным методам? Как он применяется в практике сравнительного анализа?
- •Что характеризует бинарный анализ, согласно м.Догану и д.Пеласси? Как и зачем он используется в сравнительных исследованиях?
- •Как м.Доган и д.Пеласси характеризуют проблемы выборки (выбора стран) в сравнительной политической социологии? Какие решения они предлагают?
Как можно исследовать исторические явления социологически? с какими проблемами сталкиваются подобные исследования? (На примере исторического анализа н.Элиаса).
задачей которой был социологический анализ "процесса цивилизации" - процесса формирования и изменения норм, контролирующих человеческое поведение. Работа, посвященная этой проблеме - "О процессе цивилизации. Социо-генетические и психогенетические основания" - вышла в 1939 г. Элиас полагал, что чем общество "цивилизованнее", тем больше запретов налагает оно на человека, тем более жестким становится контроль над его "телесными проявлениями" и аффектами. Внешнее принуждение в процессе цивилизации сменяется постепенно формирующимися навыками к "самопринуждению", самоконтролю. Элиас анализирует этот процесс в широком историческом контексте. Необходимость самоконтроля определяется социальной дифференциацией. Чем более специализирована функция, выполняемая человеком, чем с большим количеством людей он должен вступать во взаимодействие, тем больше необходимость в постоянном самоконтроле. Культурные и структурные элементы социальной реальности, поведение личности и социальный контекст предстают в работе Элиаса в неразрывном единстве.
Общество - есть прежде всего процесс. В этом смысле Э. считает неправомерным отделение истории от социологии. Решающее значение имеют только длительные процессы. Отдельные события - это только части этих процессов, органически встроенные в них. "Процесс" и "развитие" - понятия не телеологические, а функциональные. Было бы неправильно трактовать их как механически-каузальные, ибо любая точка исторического процесса таит в себе множество различных возможностей развития, для реализации которых необходимо наличие той или иной констелляции исторических условий. Кроме того, в понятийном плане Э. отличает процесс от эволюции: если процесс общественного развития может быть обращен вспять, то эволюция принципиально необратима. Расширение опыта в социальной сфере происходит через обучение и научение, а в биологической - только через генетику. И, наконец, понятие "процесса" Э. жестко отделяет от того, что в американской социологии принято называть "социальным изменением". Последнее представляется Э. совершенно расплывчатым и недостаточным для того, чтобы выступать в качестве обоснования устойчивости и конкретной направленности исторического процесса.
В работе "О процессе цивилизации" Элиас обратил внимание на то, что социальные мыслители ХIХ столетия (Сен-Симон, Конт, Маркс и другие) писали о том, каким общество должно быть, а обществоведы ХХ века описывают существующее общество, не интересуясь долговременными процессами и становлением общественных форм. Ни та, ни другая точка зрения, по его мнению, не объясняют социальную реальность достаточно полно. Такие описания общества возникали, на его взгляд, потому, что первые труды по социологии появлялись в индустриальных странах ХIХ столетия. Для указанного периода характерно усиление социальной веры набирающих силу индустриальных классов в скорейшее изменение общества, в возможность воплощения собственных идеалов в жизнь. Само общество находилось в становлении. После того, как новые индустриальные классы закончили свое "восхождение" и интегрировались в структуру общества, новым общественным идеалом стало статичное состояние общества [5]. Элиас отмечал, что такой идеал закрепляется еще и потому, что к этому времени завершилось формирование национального государства, граждан которого объединяют общая культура и общие национальные границы. Вследствие того, что стабильное общество стало общественным идеалом, в социологических теориях ХХ века существовала традиция рассматривать общество, прежде всего, в его статическом виде. Если речь шла об изменениях, то они большей частью считались аномалией, ненормальным состоянием общества. Так, например, с точки зрения классического функционализма, изменения - это отклонения от должного стабильного состояния. В противоположность подобным теориям, Н.Элиас предложил рассматривать изменения как нормальный способ существования общества, а социальные процессы - в качестве не только не мешающих, но наоборот, обеспечивающих его функционирование. Он исследовал западноевропейские общества, типичный для них образ поведения людей.
У нас нет намерения высказываться здесь относительно того, какими в будущем станут взаимоотношения социологии и истории; мы убеждены, что они постоянно будут становиться все более тесными, и настанет день, когда историческое мышление и социологическое мышление будут различаться лишь оттенками. В самом деле, социолог может приступать к своим сравнениям и индукциям только при условии основательного и непосредственного знания отдельных фактов, на которые они опираются, такого же знания, как у историка; а с другой стороны, конкретная реальность, которую непосредственно изучает историк, может проясняться результатами социологических индукций.
Есть необходимость в социологическом подходе к истории - как обращению социолога к исследованию исторического прошлого, или как к профессиональному, дисциплинарному применению данных, относящихся к социологической науке