
- •Учебное пособие «гражданский процесс»
- •Глава I. Принципы гражданского процессуального права
- •1. Сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения
- •2. Национальный язык судопроизводства
- •3. Диспозитивность в гражданском процессе
- •4. Устность судебного разбирательства
- •5. Непосредственность судебного разбирательства
- •6. Непрерывность судебного разбирательства
- •Глава II. Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты
- •1. Понятие гражданского
- •Субъекты гражданского процессуального права
- •1. Гражданская процессуальная правоспособность
- •2. Гражданская процессуальная дееспособность
- •Стороны в гражданском процессе
- •Представительство в суде
- •2. Договорное представительство
- •Процессуальные сроки
- •Часть 2 ст. 135 гпк устанавливает, что определение о возвращении искового заявления должно быть вынесено в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд;
- •Часть 3 ст. 154 гпк допускает установление иными федеральными законами сокращенных сроков рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел.
- •Часть 3 ст. 325 и п. 3 ч. 1 ст. 343 гпк содержат схожие положения: дело должно быть направлено в апелляционную (кассационную) инстанцию по истечении срока апелляционного (кассационного) обжалования.
- •Судебные расходы и судебные штрафы
- •2. Государственная пошлина
- •3. Виды государственной пошлины
- •4. Цена иска
- •5. Судебные издержки
- •6. Освобождение от уплаты судебных расходов.
- •7. Распределение судебных расходов
- •2. Судебные штрафы
- •Глава 3.Судебное доказывание и доказательства
- •Иск и право на иск
- •4. Классификация исков по характеру защищаемых интересов
- •Глава 4. Производство в суде первой инстанции
- •Глава 5. Судебное разбирательство гражданских дел
- •2. Подготовительная часть судебного разбирательства
- •Постановления суда первой инстанции
- •1. Понятие постановления суда первой инстанции
- •2. Виды постановлений суда первой инстанции
- •5. Немедленное исполнение судебного решения
- •Содержание
2. Договорное представительство
В его основе лежит трудовой договор (контракт) или договор поручения (ст. ст. 971 - 979 ГК), а в определенных случаях - агентский договор (ст. ст. 1005 - 1011 ГК). Таким образом, договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов в гражданском процессе могут в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" выступать лица, получившие установленный данным Законом статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 314-О по жалобе гражданина Романова Юрия Петровича на нарушение его конституционных прав статьями 21 и 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" адвокат не может быть отстранен от участия в рассмотрении дела в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне
На основании договора дела граждан и юридических лиц вправе вести в судах общей юрисдикции не только адвокаты, но и юридические фирмы, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в качестве частнопрактикующих юристов без образования юридического лица. Дело в том, что в отличие от АПК (ч. 5 ст. 59 АПК) в ГПК не установлено адвокатской монополии на представительство организаций в гражданском процессе.
Трудовой договор (контракт) лежит в основе представительства юрисконсультом и другими работниками интересов организации, где они работают. В условиях трудового договора (контракта) может быть предусмотрено условие о необходимости представления интересов организации в судах.
Процессуальные сроки
Своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел - одна из основных задач гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК).
Процессуальный срок - предусмотренный законом или назначаемый судом определенный промежуток или момент времени, с которыми процессуальный закон связывает возможность (необходимость) совершения конкретных процессуальных действий либо наступление иных правовых последствий.
Среди процессуалистов отсутствует единство во мнении относительно места процессуальных сроков в общей классификации юридических фактов
Полагаем, что отнесение процессуальных сроков к какой-либо разновидности юридических фактов (действиям либо событиям) вряд ли корректно, поскольку сами по себе процессуальные сроки всегда находятся во взаимной связи с соответствующим процессуальным правомочием либо процессуальной обязанностью. Если отдельный юридический факт всегда можно отделить, вычленить из юридического состава, то процессуальный срок всегда как бы "привязан" к соответствующему процессуальному правомочию либо процессуальной обязанности.
Субъективное процессуальное право (правовая обязанность) не может находиться вне времени: любое возникшее процессуальное правоотношение всегда хронологически конкретно. Поэтому подобно человеческой жизни большинство процессуальных прав и обязанностей "живут" строго отведенное им время и прекращаются (изменяются) либо вследствие какой-то внешней причины (юридических фактов), либо в силу своей внутренней временной ограниченности. При этом изначальной причиной хронологического существования конкретных процессуальных правоотношений выступают не сами сроки, а порождающие эти сроки действия или события, которым закон придает процессуальное значение.
Например, возникновение возможности подать кассационную жалобу на конкретное судебное решение вызвано фактом вынесения решения в окончательной форме (ст. 338 ГПК). Возникшее субъективное право кассационного обжалования существует в течение десятидневного срока и прекратится либо вследствие воздействия внешней причины (юридического факта - факта подачи кассационной жалобы), либо в силу своей внутренней временной ограниченности.
Отграничение процессуальных сроков
от иных промежутков времени
Поскольку термин "срок" широко используется и в материально-правовых отраслях (прежде всего, в гражданском, семейном, трудовом праве), необходимо указать отличительные черты собственно процессуальных сроков, что позволит отграничить их от иных промежутков времени, которым законодатель придает юридическое значение:
- главная особенность процессуальных сроков состоит в том, что они устанавливают промежутки (моменты) совершения именно процессуальных действий (либо влекут конкретные процессуальные последствия). Процессуальные сроки не могут влиять на содержание спорного материально-правового отношения.
В этом состоит основное отличие процессуальных сроков от сроков, именуемых в гражданском праве судебными . Судебные сроки (см., например, п. 2 ст. 687 ГК) находятся вне процессуального правоотношения, определяя моменты, когда должна быть исполнена материально-правовая обязанность.
Следует также отличать процессуальные сроки от сроков исковой давности. Истечение последних по действующему российскому законодательству не влечет прекращения материального права и не препятствует возможности обратиться за судебной защитой (п. 1 ст. 199 ГК). Срок исковой давности по своей правовой природе является сроком, в течение которого лицо может обратиться с требованием о принудительном осуществлении и защите нарушенного права <**>.
Между тем истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК). Можно ли утверждать, что наличие указанной нормы дает основания к отнесению сроков исковой давности к срокам процессуальным? Полагаем, что нет. Дело в том, что исковая давность в данном случае не устанавливает для суда какой-то конкретный временной промежуток или момент времени совершения процессуального действия. Исковая давность (в совокупности с заявлением стороны о ее применении) выступает лишь как основание для отказа в иске, в этом смысле мало чем отличаясь от любого другого материально-правового возражения ответчика, которое бы также повлекло отказ в удовлетворении исковых требований ;
- установлению процессуальных сроков присущ публично-правовой элемент: процессуальные сроки устанавливаются либо законом, либо судом (ч. 1 ст. 107 ГПК). Соответственно лица, участвующие в деле, и лица, содействующие правосудию, не вправе своим соглашением изменить процессуальный срок
Дореволюционное процессуальное законодательство в отношении некоторых процессуальных действий допускало возможность для сторон по своему соглашению устанавливать сроки (например, сроки приостановления и возобновления производства - ст. ст. 681, 687 Устава гражданского судопроизводства Российской империи 1864 г.). Комментируя указанные нормы, А.Х. Гольмстен указывал, что для таких сроков "иногда требуется согласие суда - открытое или молчаливое" (Гольмстен А.Х. Учебник русского гражданского судопроизводства. СПб., 1913. С. 131). Поэтому полагаем, что публично-правовой элемент в подобных случаях находит свое проявление хоть и не на легальном, но на доктринальном и практическом уровне.
- такие свойства гражданско-процессуальной формы, как детальность и императивность, влекут еще одну особенность - процессуальные сроки подлежат точному исчислению (ч. 2 ст. 107 ГПК).
Иначе говоря, процессуальные сроки по своей природе являются определенными (в отличие, к примеру, от сроков, предусмотренных в гражданском праве, где наряду с определенными широко используются и сроки неопределенные - "разумный срок", "достаточный срок" и др. ). Указание же на разумность (ч. 1 ст. 107 и ч. 1 ст. 136 ГПК), достаточность (ч. 3 ст. 113 ГПК) и необходимость (ч. 1 ст. 315 ГПК) при установлении судом процессуального срока следует рассматривать лишь как заложенный законодателем принцип определения конкретных (точных) сроков в тех случаях, когда такое установление производится на основе судебного усмотрения.
Виды процессуальных сроков
В зависимости от того, какой нормой (общей или специальной) установлены процессуальные сроки, их можно классифицировать на общие и специальные. Например, общий - предусмотренный ч. 1 ст. 154 ГПК срок рассмотрения и разрешения гражданских дел - до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Специальный - предусмотренный ч. 2 ст. 154 ГПК срок рассмотрения и разрешения дел о восстановлении на работе и о взыскании алиментов - до истечения месяца.
Однако наибольший интерес представляет классификация сроков по субъектам, которым они адресованы. Здесь следует выделить три группы:
1) сроки для действий, совершаемых самим судом;
2) сроки для действий участников процесса и иных лиц, обязанных выполнять предписания суда;
3) сроки, устанавливаемые одновременно для суда и участников процесса.
Сроки для действий, совершаемых самим судом
Данная группа сроков обладает следующими особенностями:
- во-первых, сроки для действий, совершаемых судом, устанавливаются только законом. При их установлении законодатель должен исходить из требований п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которым каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок;
- во-вторых, данные сроки носят служебный характер. Иначе говоря, пропуск (истечение) такого срока не оказывает правового влияния на гражданское процессуальное правоотношение: суд обязан совершить предписанное процессуальное действие. Именно поэтому к данной группе сроков неприменим институт восстановления (ст. 112 ГПК);
- в-третьих, продление указанных сроков допускается в исключительных случаях лицами, прямо указанными законом (см., например, ч. 1 ст. 382 ГПК).
При производстве в суде первой инстанции действуют, в частности, следующие сроки:
1) срок вынесения определения о принятии к производству суда искового заявления.
Статья 133 ГПК устанавливает, что судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда.
Полагаем, что указанный пятидневный срок не изменяется и в том случае, если одновременно с исковым заявлением истец подал заявление об обеспечении иска. При этом положения ст. 141 ГПК, предусматривающей, что заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд, не могут быть истолкованы как влекущие сокращение установленного ст. 133 ГПК срока. Дело в том, что по смыслу ст. 139 ГПК нормы об обеспечении применяются уже после возбуждения дела. Соответственно, было бы принципиально неверным распространять положение о сроке, предусмотренное ст. 133 ГПК, к процедуре возбуждения дела;
2) срок вынесения определения об отказе в принятии к производству суда искового заявления.
Данный срок составляет не более пяти дней, что логически вытекает из содержания ч. 2 ст. 134 ГПК;
3) срок вручения (направления) определения об отказе в принятии к производству суда искового заявления и приложенных к нему документов.
Данный срок также составляет не более пяти дней, что вытекает из буквального содержания ч. 2 ст. 134 ГПК;
4) срок вынесения определения о возвращении искового заявления.