
Тысячи-1 / !_Мои 1000_! / Приручение котэ / Taming of the cat (перев)
.docПриручение кошки
Оно может быть попеременно надменным и нежным, спокойным, диким и покоряющимся. Однако несмотря на свой подвижный характер, домашняя кошка – самое популярное домашнее животное в мире. У одной трети американских семей есть члены из числа кошачьих, и более 600 миллионов кошек живут среди людей по всему миру. Несмотря на то, что эти создания столь привычны нам, полное понимание их происхождения оказалось туманным. В то время как другие дикие животные были одомашнены из-за их молока, мяса, шерсти или рабской рабочей силы, кошки фактически ничего не вносят в плане хлеба насущного или работы на пользу человеку. Как же тогда они стали привычным явлением в наших домах?
Учёные долго полагали, что древние египтяне были первыми, кто начал держать кошек в качестве домашних животных, начиная приблизительно 3 600 лет назад. Но генетические и археологические открытия, сделанные за последние 5 лет, пересмотрели этот сценарий – и произвели свежие идеи, проникнув в суть родословной домашней кошки и то, как развивались её отношения с людьми.
Кошачья колыбель
Вопрос о том, где впервые возникли домашние кошки, было сложно разрешить по нескольким причинам. Хотя множество исследователей подозревали, что всё разнообразие происходит только от одного вида диких кошек – Felis silvestris – они не могли быть уверенными. Кроме того, та разновидность не ограничена небольшим углом земного шара. Это представлено популяциями, живущими по всему Старому Свету – от Шотландии до Южной Африки и от Испании до Монголии – и до недавнего времени у учёных не было никакого способа определить, какая из этих диких кошек дала начало укротителю, так называемому одомашненному. Действительно, как альтернатива египетской гипотезе происхождения, некоторые исследователи даже предложили, будто приручение кошки произошло во многих различных местах, что породило различные породы. Опровержением предположения был тот факт, что членам этих диких групп трудно сказать, кроме друг друга, и от диких одомашненных кошек с так называемым окрасом табби макрель (полосатый тигровый), потому что у всех них один и тот же волосяной покров, вьющийся по краям, и они свободно скрещиваются друг с другом, размывая границы популяции.
В 2000 один из нас намеревался найти решение этого вопроса, собирая образцы ДНК приблизительно от 979 диких и домашних кошек в южной Африке, Азербайджане, Казахстане, Монголии и на Ближнем Востоке. Поскольку дикие кошки, как правило, защищают определённую жизненную территорию, он ожидал, что генетический состав их групп будет меняться в зависимости от местоположения, но останется устойчивым в течение долгого времени, как это произошло со многими другими видами кошек. Если бы региональные местные группы этих животных можно было отличить друг от друга на основе их ДНК, и если бы ДНК домашних кошек больше напоминала ДНК одной из популяций диких кошек, то у него оказалось бы явное подтверждение того, где началось одомашнивание.
В генетическом анализе, изданном в 2007 в Дрисколле, другой из нас и их коллеги сосредоточились на двух видах ДНК, которые молекулярные биологи традиционно исследуют, чтобы различить подгруппы видов млекопитающих: ДНК из митохондрий, которая унаследована исключительно от матери, и коротких, повторяющихся последовательностей ядерных ДНК, известных как микроспутники. Используя установленные компьютерные рутины, они оценили родословную каждого из этих 979 людей, выбранных на основе их генетических подписей. Определённо, они имели размеры, несколько подобные ДНК каждой кошки была на всех оставшихся кошек и сгруппировал вместе животных, имеющих похожие ДНК. Они тогда спросили, жило ли большинство животных из группы в том же самом регионе.
Результаты обнаружили 5 генетических совокупностей, или родов (кланов), диких кошек. Четыре из них чётко соответствовали четырём из известных подвидов диких кошек и жили в определённых местах: F. s. silvestris в Европе, F. s. bieti в Китае, F. s. ornata в Средней Азии и F. s. cafra в южной Африке. Пятый род, однако, включал не только пятый известный подвид диких кошек – F. s. lybica на Ближнем Востоке – но также и сотни отобранных домашних кошек, включая чистокровных и смешанных животных из семейства кошачьих в США, Великобритании и Японии. То, что домашние кошки сгруппировались с F. s. lybica одни среди диких кошек, означало, что домашние кошки возникли в единственной локации, Ближнем Востоке, а не в других местах, где распространены дикие кошки.
Как только мы выяснили, откуда пришли домашние кошки, следующий шаг должен был установить, когда они стали одомашниваться. Генетики часто могут оценить, когда особое эволюционное событие произошло, изучая количество случайных генетических мутаций, которые накапливаются при устойчивом уровне в течение долгого времени. Но эти так называемые молекулярные часы тикают слишком медленно, чтобы точно датировать недавние события на протяжении последних 10 000 лет, вероятного интервала для приручения кошки. Чтобы остановиться на том, когда приручение кошки началось, мы обратились к археологическому отчету. Одна недавняя находка оказалась особенно информативной в этом отношении.
В 2004 Джин-Дени Вин из Национального музея Естествознания в Париже со своими коллегами сообщила о раскопках самых ранних доказательств, наводящих на размышления о том, что люди держали кошек как домашних животных. Открытие прибыло со средиземноморского острова Кипр, где 9 500 лет назад взрослый человек неизвестного пола был захоронен в неглубокой могиле. Тело сопровождал ассортимент предметов: каменные инструменты, глыба из окиси железа, горстка морских ракушек и, в собственной крошечной могиле, только на расстоянии 40 сантиметров, восьмимесячная кошка. Её тело ориентировано в том же западном направлении, что и человеческое.
Поскольку коты не уроженцы большинства средиземноморских островов, мы знаем, что люди, должно быть, привезли их на лодках, вероятно от соседнего побережья Леванта. И транспортировка котов к острову, и похороны людей с кошками указывают, что люди имели особую тесную связь с ними около 10,000 лет назад на Ближнем Востоке. Отсюда следует, что кошки приручались одновременно с тем, как человечество устанавливало первые поселения в части Ближнего Востока, известной под названием Плодородного Полумесяца.