
- •Теоретический курс этнологии1 лекция I свойства этноса
- •Лекция II время и история. Подъёмы и упадки
- •Лекция III история и этносы. Бессмертна ли цивилизация?
- •Лекция IV рождение этноса
- •Лекция V пассионарность и ее свойства
- •Лекция VI вспышки этногенеза
- •Лекция VII пассионарный перегрев
- •Лекция VIII пассионарный надрыв и инерция
- •Лекция IX оскудение пассионарности и регенерация
- •Лекция X сфера мысли в этногенезе
- •Лекция XI контакты на уровне суперэтносов
- •Курс лекций, прочитанный л. К гумилевым на телевидении (Ленинград, 1989 г.) лекция 1 общие понятия теории этногенеза
- •Лекция 2 арабский халифат
- •Лекция 3 вспышка этногенеза в палестине (I век н. Э.)
- •Лекция 4 закат римской империи
- •Лекция 5 рождение западной европы. Франки, викинги, венгры
- •Лекция 6 пассионарный перегрев. Гражданская война в англии
- •Лекция 7 акматическая фаза в византии. Буйство ума и сердца
- •Лекция 8 пассионарный надлом в италии. Возрождение, гуманисты
- •Лекция 9 бунт идей. Пассионарный надлом – швейцария, англия, чехия
- •Лекция 10 этническая регенерация. Турки‑османы
- •Лекция 11 блуждающий суперэтнос. Этногенез евреев
- •Лекция 12 взлет и падение китайского дракона. Этногенез китайцев
- •Лекция 13 переход в инерционную фазу. Франция
- •Лекция 14 этнические контакты. Положительная и отрицательная комплиментарность
- •Лекция 15 биполярность в этногенезе. Химеры и антисистемы
Лекция 12 взлет и падение китайского дракона. Этногенез китайцев
Вопрос: Лев Николаевич, когда были пассионарные подъёмы у китайцев , и в чем они проявлялись?
Гумилев. «Китай» – это наше слово, которое сами китайцы не знают. Это название одного из монгольских племен, которое в X веке на время захватил Пекин. Уже в XI–XII веке с ними – покончено было. Но в это время мы как раз узнали о существовании Дальнего Востока и название «Китай» . А вообще эта страна называется «Срединное государство» , и имело очень длинную этническую историю .
Вначале там жили племена, которые китайцы называют кя или ся. По современному – ся. Это были охотники, культуры у них почти никакой не было. Правда, они уже умели строить дамбы, потому что Хуанхэ, вокруг которой они жили, – река страшная. Она идет со скоростью курьерского поезда и во время паводков несет до 50 % грязи и пыли, – взвеси всякой, так что защищаться от нее было необходимо. В общем, они были народ, – совершенно отличный, – в расовом, этническом, культурном и лингвистическом отношении от китайцев. Последний представитель династии Ся – его звали Шун Вэй – считался предком хунте. А хунны – тюрки.
Победило их племя шан. А вот это уже чисто китайское, культурное племя с прекрасной росписной керамикой. У них были иероглифы, письменность, у них были замечательные дворцы, у них были роскошные императоры, с которыми вместе хоронили их рабов и наложниц. До пятисот человек приносили после смерти царя в жертву, – жестокое государство. Там было рабовладение, такое жестокое, что когда наступил критический момент, рабы не стали заступаться за своих господ. И вместе с тем – это талантливые, жестокие и очень пассионарные люди. Существовали они в период до XI века (сейчас я говорю на память, по старой хронологии. Сейчас уточняют хронологию Древнего Китая , так что, может, это и до X века (до н. э.) дошло, но вряд ли), когда западное племя чжоу напало на царство Шан . Только, ради Бога, не думайте, что это западное (племя. – Ред. ) было из Европы там или из Ирана. Это было из провинции Шэнь‑Си , которая чуть‑чуть западнее Ордоса, под Байкалом находится. Там горы Тибетские подходят. В предгорьях жили эти чжоусы . Большая часть их была смешанная с джунами – европеоидным племенем и с кянами , предками тибетцев . Отчаянный был народ! У них были «сердца львов и тигров» – пишут летописи.
Они разгромили небольшими силами Шанское царство , ликвидировали его, всех шанских аристократов перехватали и поселили у себя на родине, даже немножко западнее – в предгорьях Тибетских гор. Там они основали царство Бо , но это уже детали, можно уже не запоминать. А чжоусцы завоевали всю Срединную равнину между реками Хуанхэ и Янцзы . Но очень быстро эти джоусцы , подобно нашим грекам, кельтам, другим народам арийского корня, распались на очень большое количество мелких государств. Обычно китайцы передают впечатления всех названий. Но тут даже китайская скрупулезность – спасовала! А именно – их было 1851. Где уж их запомнишь!
И тут, где‑то в IX или X веке, наступил новый пассионарный толчок, который задел Китай. Тут трудно сказать, потому что с этой хронологией сами китайцы‑то – путаются. Но, примерно, в это время. И началось укрупнение этих мелких государств. Постепенно эти княжества, в силу растущей пассионарности , начали объединяться. Но не нашим европейским способом, нет! А тем, который привычен был в Китае. То есть если одно княжество захватывало другое, оно – истребляло все население, всех побежденных, включая женщин и детей. Потому что у китайцев в это время при большой пассионарности , прекрасном климате и обилии плодов земных, немедленно пополняли убыль.
Этот процесс, который называется по имени летописи, в которой он описан «Эпоха Весны и Осени» закончился тем, что осталось всего семь довольно крупных государств. Вот здесь (Л. Н. Гумилев показывает на географической карте. – Прим. ред. ) было царство Цинь, оно состояло из потомков древних шанцев, смешанных с народностью жуны. Жуны эти были похожи по облику своему на кельтов , – чистые европеоиды . О‑чень свирепые, воинственные, но, так сказать, – они слились с воинственными же шаньцами.
Самое культурное государство располагалось по этой части Голубой реки – по Янцзы. Это было царство Чу. Здесь любили петь, рисовать, строить философские системы. Жилось им исключительно хорошо, но только страшно боялись они вот этой могучей династии Цинь . А что такое Цинь ! Я вот вам расскажу, что с ними произошло.
(Л. Н. Гумилев обращается к периоду в истории Древнего Китая (403–221 гг. до н. э.), носящему название Чжаньго (Борющиеся царства). Он характеризовался обострением борьбы за господство между крупнейшими царствами Цинь, Хань, Вэй, Чжао, Янь, Ци, Чу. – Ред. )
Затем, здесь, – посередине, было сердце Китая – царство Чжао, а потом оно распалось на три государства – Чжао, Хань и Вэй . И это были три небольших государства, которые были похожи… на средневековую Германскую империю: и университеты у них были, и культура у них была, и правительства довольно мягкие, ну и порядки у них были такие, что им удавалось отражать, например, гуннов, приходивших из Ордоса .
Здесь, в Шаньдуне или на Дальнем Востоке , – на крайнем Востоке , – было царство Ци,643 которое считалось носителем традиций. Здесь жил и проповедовал свое учение Конфуций . (Его, когда он жил, его никто не хотел слушать, а потом, – все стали очень уважать.)
Здесь (Л. Н. Гумилев показывает на карте. – Прим. ред. ) было царство Лян . Это пограничное царство, которое смешалось с местными аборигенами, но сохранило свой китайский облик.
(Л. Н. Гумилев считает перечисленные выше им китайские царства: Чу, Цин, Чжао, Хань, Вэй, Ци и Лян, и – показывает их на географической карте. – Ред. ) Значит, три, четыре, пять, шесть, семь – все.
И всё было бы ничего, если бы не техническое изобретение, которое произошло, – о, ужас! в династии Цинь . Китайцы изобрели лопату, железную. Раньше железо было очень дорого, оно шло только на оружие, на украшения. А тут его стало много. И они придумали лопату и стали копать землю. И это привело к невероятным последствиям. Во‑первых, они перекопали реки, которые впадают (вот здесь) (Л. Гумилев показывает на географической карте. – Ред. ) в реку Вэй. Устроили водохранилища и стали заниматься разведением хлебов. То есть хлеба у них стало много. А раз много хлеба, то можно нанять много воинов и кормить их этим хлебом.
Но для того, чтобы их нанять и ими управлять, нужна твердая власть. Это придумал министр Шан Ян,644 который против конфуцианства и против даосизма, – двух учений, выдвинул третье – учение лигизма , по‑китайски – фацзя («Фа» – закон).
По его мнению, самое главное в государстве, – это закон, а закон – это слова императора . И что бы император ни сказал, – всё является законом и все должны ему подчиняться. Никаких наук не надо, потому что император сказал – то и достаточно. Никакого искусства не надо; роскошь запрещается, она изнеживает, она отрывает от занятий, а все должны служить или работать.
И все должны быть подчинены единой власти, и даже члены императорской семьи тоже должны подчиняться и слушаться закона. Кончилось это для него плохо, потому что он так всем насолил, что на него напали. Сторонников у него было мало, и их «разбили». Он бежал в царство Чжао , – на Восток . Его там поймали и разорвали на части лошадьми, на четыре части. Но законы‑то – сохранились! И поэтому царство Цинь , обладая дешевым хлебом в изобилии и храбрыми тибетскими горцами в качестве пополнения, и такой законной властью, – начало одерживать победы. Они завоевали:
– и Центральный Китай (в 230 г. до н. э. циньцы взяли в плен ханьского вана Аня, заняли все принадлежавшие ему земли и ликвидировали царство Хань. – Ред. );
– и царство Чу – южное (в 224 г. до н. э. Ван Цзянь напал на Чу и дошел до Пинъюя. В 223 г. чуский ван Фу‑чу был взят в плен, а все его владения присоединены к Цинь. – Ред. );
– они завоевали Ци ;
– завоевали Лян (в 222 г. до н. э. Чжэн‑ван послал армию против яньского Ляодуна. Яньский Ван Си был взят в плен. В 221 г. последний циский ван Цзянь без боя сдался. – Ред. );
– всё завоевали (в 221 г. до н. э. объединение Китая было завершено. – Ред .) и установили везде законы, такие примерно, какие проектировал покойный Шан Ян .
А именно: разрешалось копать землю под руководством начальства и сдавать в налог все, что требовалось. Солдаты должны были беспрекословно выполнять поручения, иначе им грозила смертная казнь. Запрещались все науки, искусства и философия – в особенности конфуцианская и даосская . За исключением трех наук: агротехника – можно (землю копать надо); наука о гаданиях и медицина, то есть чисто практические науки. Гадание – тоже, понимаете, – кто из нас не хочет узнать свое будущее? – Это, – можно. Вот. И каждое нарушение каралось смертью.
И тогда Цинь Шихуан,645 который осуществил все эти завоевания, решил построить Великую стену, чтобы отгородить китайскую Срединную равнину от Великой степи. Вот она шла, – эта великая стена. (Л. Гумилев показывает на географической карте первоначальное положение этой стены, она так шла севернее нынешней. – Ред.) Это было совершенно идиотское предприятие, такое, что просто глупее не придумаешь. Ведь для того, чтобы защищать какой‑то рубеж, нужно поставить солдат достаточно близко одного к другому. А тогда их вообще нечем кормить. Если вы ставите их через большие интервалы (через два‑три километра стоит какой‑то гарнизон), то этот гарнизон легко внезапным нападением уничтожить и стена прорывается.
То есть он построил стену, которую нельзя было защищать и которая, конечно, не останавливала противника. Единственное, что она делала – она останавливала поток беглецов из Китая, которые бежали к гуннам, говоря, что «у гуннов – весело жить». А с китайцами , действительно, с цинским начальством, жить было невозможно. Но для того, чтобы в степи не пропасть, надо было перетащить и лошадь, а через стену‑то ее не перетащишь! Вот когда идет отряд, тогда – пустяки! Можно было ее проломить в одном месте, – пролом сделать или мостки какие‑нибудь, через стену и спустить лошадей, а один человек – не мог. То есть это ударило больше всего по эмигрантам из Китая .
И умер Цинь Шихуан . Был у него сын, довольно толковый – Фу Су , который командовал армией, и евнух, который вел внутренние дела. Евнух очень боялся этого сына, потому что сын был толковый человек и он прислал ему от имени отца (поскольку печать у евнуха была) приказ кончить жизнь самоубийством. Ну, у нас бы вряд ли кто‑нибудь без проверки это осуществил. Но там, в Китае , – полагается. Император приказал – всё сделано. Он кончил жизнь самоубийством. И евнух посадил какого‑то дурачка, его младшего брата. И стало там, в Китае, еще хуже, чем было при Цинь Шихуане, насколько это возможно.
И тут какой‑то отряд получил распоряжение: передислоцироваться, перейти с одного места на другое. Они пошли, конечно, исполнительные, дисциплинированные, пошли. И вдруг – дожди и река большая разлилась на их пути. И они не могли ее форсировать, потому что лодок у них не было, ну, а плыть – утонешь. И они – опоздали. Следовательно, они должны были быть казнены за нарушение приказа, за неисполнение.
Они подумали, подумали и – восстали. И сказали: «Такого безобразия мы терпеть не можем!»
Правда, через некоторое время весь этот отряд был блокирован и уничтожен.
Но! По их примеру восстал весь Китай : восстали солдаты, восстали крестьяне, восстали уцелевшие интеллигенты – философы, поэты, ремесленники, – все восстали. То есть когда основатель этой империи умер, а после его смерти начались очередные беспорядки, то восставшие солдаты истребили династию Цин. К ним присоединились все уцелевшие. Китайцы терпели, терпели – и восстали.
Цинских солдат оказалось недостаточно, чтобы подавить весь Китай. Этот пример показали цинцы . Они, правда, действовали очень жестоко во время завоевания, – в плен они не брали, пленных закапывали в землю живыми. А тут их стали закапывать в землю. Они потеряли силу духа (начальства нет, никто не распоряжается), они стали сдаваться, – их убивали беспощадно.
И тогда в Китае сложились два направления политики. Одну возглавил богатырь Сяо Юй,646 о‑чень храбрый, о‑чень смелый, сильный человек, герой. А другую – крестьянин Хан Юй – Лю Бан647 его звали, основатель династии Хань. Лю Ван объявил политическую программу, самую простую. Она состояла всего из трех пунктов: запрещается под страхом смертной казни государственная измена, воровство с убийством, и… третье – забыл. То есть всё то, что нужно крестьянам. Крестьяне стали стекаться к нему. Во‑первых, он победил всех, потом у него были очень толковые стратеги под его началом. Он умел ладить с людьми, никого не обижал зря. Против него выступил Сянь Юй , он его прижат к Голубой реке , и тот там погиб.
Так основалась династия Хань , которая была инерционным периодом Китая , о чем я вам расскажу в следующий раз, когда буду читать про инерционную фазу этногенеза .
Можно сказать, что «Эпоха Весны и Осени» – это подъём. Эпоха «Войны царств» – это перегрев . После этого наступил надлом, который очень быстро перешел в инерционную фазу при династии Хань , когда китайцы выступили против завоеваний окрестных стран. Но кончилось это бедой, потому что было несколько восстаний, несколько безобразных правлений, Империя раскололась, все чиновники оказались продажными, все шло за взятки.
И тогда возникло даосское учение: «Синее небо насилия сменится желтым небом справедливости». И крестьяне, поверившие даосским монахам и колдунам, восстали и сражались до тех пор, пока не были перебиты уже не правительственными войсками, а войсками отдельных военных вождей.648
Кончилось тем, что образовалось одно царство Цзинь . Но и оно пало в IV веке, потому что с ними вошли в соприкосновение гунны, выселившиеся в Китай от засухи. Не стало Китая. От 56 миллионов осталось семь с половиной. Северную часть Китая захватили пять племен. На самом деле их было двадцать семь. Это разные кочевники. Казалось, всё идет к жесткому концу.
Бац! – пассионарный толчок . Тот самый, который был в Аравии , – я про него рассказывал. Он прошел от Аравии , через Индию , через Тибет , северный Китай и до Японии . И тут появились такие отчаянные китайцы, которые подняли свою страну на борьбу с кочевниками и восстановили Китай. Толчок был на рубеже V и VI веков. В VIII веке Китай оформился.
Сколько по нашим расчетам он должен был просуществовать? До XVII–XVIII веков, да? В XVII веке китайцы были завоеваны маньчжурами.649 Это был тот исторический Китай, который имел свой подъём при династии Тан, свой спад и подъём при династии Сун,650 и так далее.