Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gumilev_Struna_istorii.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.44 Mб
Скачать

Лекция 5 рождение западной европы. Франки, викинги, венгры

И вот что произошло после того, как Римская империя в результате пассионарного перегрева разделилась на Византию и Западную Римскую империю .

Создался сначала Западноевропейский цивилизованный мир.

Карл Великий, франк по происхождению, образовал Священную Римскую империю германской нации,473 и отделился от православия и от мусульман. Империя была небольшая: занимала территорию Франции, Северной Италии и Западной Германии. Карл пытался завоевать Испанию, но ничего не вышло. И тогда стали выкристаллизовываться новые французы. Смотрите, – они отделились от немцев, а до того были единым целым. (Л. Гумилев показывает на схему «Состав этносферы», – Ред .)

Ирландцы были христианами (приняли христианство не из Рима, а из Египта ), они не признали папу и не приняли католицизм. Итальянцы разошлись по городам. Шведы были еще язычники. Испанцы – под арабами. Англичане ? – Да, их и не было еще, по существу. Там жили бритты кельтского происхождения, англы и саксы , которые обижали кельтов, а еще их грабили норвежцы‑норманны . Англичан как целого не было.

Но французы разделились и приняли переселившихся из Бретани бретонцев. Бургунды превратились во французский субэтнос: они стали говорить по‑французски, пить бургундское вино на манер французов. Одновременно было три Бургундии: Верхняя, Нижняя и герцогство. То есть кто куда хотел, тот туда и примыкал. – Свобода!

Сосуд только после остывания начал подниматься, наполняться. Гасконцы , то есть баски,474 вообще были самостоятельным народом. Они за французов‑то себя не считали. И язык у них был не индоевропейский, вроде грузинского. Академик Map475 ими занимался.

Вот здесь – были остроготы и местное население, главным образом, – римского происхождения.

Все это было захвачено франками476 династии Меровингов,477 которые не проявили абсолютно никаких талантов ни в управлении; ни в организации; ни в культурном отношении. Единственное, что они умели хорошо делать, – это убивать друг друга. Причем женщины в этом отношении превосходили мужчин.478

Но детишки‑то, жившие в этих замках, выбегали на улицу играть в детские игры. У них лапты не было – они народ западный, дикий. Но в какие‑то аналогичные игры они играли с сельскими ребятишками. Те говорили на испорченной латыни , а эти – на испорченном западногерманском, франкском наречии.

Но так как тех, местных жителей было гораздо больше, то господские дети из замков вынуждены были, для того чтобы принимать участие в детских играх, выучивать латинские слова . Но они, правда, придали им свою грамматику , которая, так сказать, нам сейчас ни к чему. Они ввели артикль, но только артикль не немецкий – «der» и «das», а латинский – «lе» и «lа» – для женского рода. Затем они ввели сложное прошедшее время, но опять‑таки на латинской основе .

Надо сказать, что в эту эпоху франки и местные жители, галло‑римляне , терпеть не могли друг друга. Галло‑римляне считали франков хамами, грубиянами, невеждами.479 И это было – правильно. А франки считали галло‑римлян трусами, подхалимами, предателями. И это тоже была правда. И только то, что Западная Европа является полуостровом, к которому довольно трудно добраться, избавило ее оттого, что она не стала в это время жертвой внешних завоевателей.

Но в конце VIII – начале IX века произошел тот пассионарный толчок ,

– который задел скандинавов и создал движение викингов ;

– который задел Францию, и как раз – Париж и Орлеан , именно то место, где жили франки (но не Южную Францию, заметьте);

– и Северную Испанию.

И там – стали появляться люди, которые были равно не похожи на своих родителей и на своих соседей. Мы их называем, как и они себя, – французы. Это, так сказать, олатиненное произношение «франк» – «Frangais». Но это название появилось не раньше середины IX века. До этого они были: волохи480 (латиноязычные) и тевтоны481 (германоязычные).

А тут они стали ни тем и не другим, а третьим – они стали французами . Принцип образования их жизни был совершенно иной, чем до этого времени.

Рим стремился расшириться, создать провинции, обеспечив там провинциалам легкую веселую жизнь, и тянул с них, как клоп, все богатства. Деньги тратились на подкуп своей черни, которая называлась populus Romanus (римский народ. – Ред. ), желавшей только получать бесплатно хлеб и бесплатно ходить в театр. А больше – ничего, толку от них – не было.

А здесь (Л. Н. Гумилев показывает на географической карте территорию севера современной Франции и Германии. – Ред. ) все было по‑иному. Оказалось, что все эти мелкие французские и германские племена решили встать твердо на свои ноги. А это им было очень нужно.

* * *

С IX века, к счастью, не до этого, начались набеги викингов. Викинги были такие же норвежцы и датчане, как и все их родственники, оставшиеся дома и называвшиеся – хердинги . Но викинги были, как у нас говорят, – шпана, ребята «оторви и брось», которые так безобразно вели себя дома, что от них старались избавиться. Они не ладили со своими работящими братьями и отцами, дядями. Они уходили и устраивали укрепления по римскому образцу – крепости. Но те, спокойные люди, говорили: «Зна‑а‑е‑м мы их! Это они сейчас такие тихие. А вот вылезут, всех разграбят, убьют! Ведь они – отчаянные!»

Среди них были люди даже патологического склада. Они назывались берсерки482 (то есть «подобные медведю»), которые в истерическом припадке обретали какую‑то такую невероятную силу, что ломали и все уничтожали. Правда, после истерического припадка их можно было тут же взять и «ножом и вилкой – съесть». Они сопротивляться не могли, но в истерическом состоянии они были очень страшные. И их берегли, их ценили.

И вот тогда местное население, гармоничные особи – хердинги, решили их выгнать. И стали выгонять. Викинги начали плавать по Северному морю, заселять (в конце VIII–IX вв. – Ред. ) Оркнейские острова. Гебридские , попали в устье реки Твид. Построили себе город – между шотландцами и британскими кельтами (англичан еще не было). Затем они попали в Ирландию . Устроили там семь королевств, – от них следа не осталось. Они заселили Исландию . Она им очень понравилась. Там не было населения, но был еще лес и олени. Вы не думайте, что Исландия – это такая северная страна, что там плохо. Там – Гольфстрим ! Там не хуже, чем у нас в Ленинграде.

Но оттуда (в конце X в. – Ред. ) они попали в Гренландию – «Зеленую страну».483 Тогда еще ледник не сползал в океан, была закраина, где они стали разводить скот. Затем они попали в Нью‑Фаундленд и в Северную Америку . А по последним данным, оказалось, что они обогнули Америку, вошли в Парану (это огромная река в Аргентине ). Поднялись по ней и оставили там свои наскальные надписи. То есть они были невероятные путешественники – пассионарии. Но есть‑то им надо было! И еду, и богатство они доставали путем набегов и грабежей.

Надо сказать, что эти северные народы (скандинавы) никакой особой физической силой и храбростью не обладают. Целый ряд народов средней полосы, пожалуй, более устойчивы и крепки, чем они. Например, славяне или те же самые римляне и греки – они были крепче. А этим – победа была абсолютно необходима! И поэтому они применяли биохимическую стимуляцию : они ели мухоморы, запивали водой (а мухомор полностью снимает чувство страха) и бросались в такие атаки, что сминали любого противника.

Надо сказать (тут я уже пожалуюсь вам), что эти – московские этнографы484 стали говорить, что я «мухоморам приписываю смену формации». Но вы сами слышите, что о формациях речи нет никакой. И что здесь речь идет только о биостимуляторах для битвы. Но они же ведь москвичи , они знают только одно: им подай социальную формацию – меняется или нет? Если не меняется, то не о чем и говорить. Но убиваемым людям это было отнюдь не безразлично. И защищавшимся тоже. Сменилась формация или нет, но защищаться‑то от этих разбойников – надо!

* * *

И вот точно такой же процесс (с конца IX в. – Ред. ) прошел в Северной Франции . Когда викинги поднялись по Сене, они хотели разорить одну укрепленную деревню, называвшуюся Париж . Там сидел граф Эд , который и был, видимо, один из первых французских пассионариев (ну, других мы просто не знаем). Были у него пассионарные предки, но и он проявил себя замечательным образом. Он заявил, что он крепость – не сдаст. И стал выгонять всех на стены, для того чтобы защищаться. Ну, все французы , естественно, как гармоничные и субпассионарные такие – тихие, спокойные, вежливые, – они кричали, что у них миокардит , что они не могут идти на стены.

Он собрал кучку своих отпетых485 ребят и сказал: «Выгоняй их всех! Бей по морде, но чтоб вышел на стены! И чтоб защищался, сукин сын! К нам придет король – Карл Толстый , потомок Карла Великого! Он – нас спасет!»

Тот пришел, посмотрел на этих викингов, испугался и – смылся.

Так что вы думаете? – Париж устоял! Это было первое крупное поражение викингов . Кто его одержал? – Граф Эд.

Французы так удивились, что избрали его королем. Но он скоро умер. И, однако, с тех пор Париж стал одним из крупнейших и славнейших городов этого королевства, которое в это время стало называться уже Франция .

И после этого оказалось, что с викингами‑то справляться можно, но для этого надо отобрать только хороших, крепких ребят. А в отличие от древних римлян, эти франки или волохи, перемешавшиеся между собой, они вовсе не хотели нести общественную нагрузку . (Римляне обожали общественную работу, они просили, чтобы их назначили на общественную работу! Правда, они там взятками и вымогательствами обогащались сверх меры.) А эти говорили: «Обогащаться нам не с кого. И если тебе, король, нужна моя служба, – плати!» «Nullus officium sine beneficium», – говорили они по‑латыни (знали все‑таки!) – «Никакой услуги – без оплаты».

Пришлось «ввести» феодализм . Как? – Стали им платить. А платить‑то – нечем. Тогда стали давать землю, с которой, предполагалось, они могут получить доход, то есть землю с крестьянами. Крестьянам говорили: «Вы не платите нам в казну, а платите непосредственно вашему – сеньору , который вас за это будет – защищать».

Так появилось крепостное право , так появился – феодальный строй . Тут уже – формация . Но, как видите, из чего она вытекала? Она вытекала из необходимости защищаться, иметь войско, боеспособное и крепкое.

* * *

Другая опасность для Европы была с Востока . Потому что из Средней Азии , с берегов Сырдарьи, вот отсюда (Л. Н. Гумилев показывает на географической карте. – Ред. ) в VI веке был вытеснен народ, который назывался хиониты.486 А здесь (показывает на карте. – Ред. ) жил народ, который назывался авары . Авары были очень воинственные. И когда хиониты были вытеснены, то местное население – болгарское, аланское и славянское – приняло их за тех страшных аваров,487 про которых был слух. А эти мерзавцы воспользовались лингвистической ошибкой: не все ли равно, как называться, – важно, чтобы тебя боялись.

В IX веке хиониты проникли в Венгрию , захватили вот эту равнину (Л. Н. Гумилев показывает на карте. – Ред. ), устроили здесь свои военные лагери и начали делать жуткие набеги: и на Византию (но та отбивалась), и на Германию , и на Францию . Ну, очень им было трудно с ними справляться. Правда, славяне справились, но они получили подкрепление в IX веке. В самом конце IX века к ним пришли на помощь венгры.488 И те совершали набеги аж – до Испании .

Когда я был в Будапеште,489 я видел там карту, сделанную венгерскими историками, где были показаны все походы древних венгров. Два похода в Испанию , ну, в Италию – постоянно, в Германию, Францию – постоянно, на Балканы – постоянно. Вы понимаете, от них‑то надо было защищаться. Эту миссию принял на себя Отгон Великий. Нет, сначала его отец – Генрих Птицелов,490 а потом – Отгон Великий,491 которые происходили из северо‑западной Германии, вот отсюда. Они были саксонцы . Не франконцы, не баварцы, не тюрингцы, а вот оттуда, где прошел пассионарный толчок . (Л. Н. Гумилев показывает на географической карте соответствующие районы Германии. – Ред. )

Они, во‑первых, придумали, как можно перенять у алан492 рыцарскую тяжелую конницу, они ее создали. Так что они даже крестьян не мобилизовали, только деньги с них тянули. Сами стали рыцарями и начали воевать против венгров. И в 955 году нанесли им такое поражение, что венгры больше не нападали на Западную Европу. Оттон сыграл в отношении венгров ту же роль, которую сыграл Эд – в отношении викингов . Прекрасно.

А что же с венграми ! Их уничтожили? – Н‑е‑т!

С ними получилось хуже. Они уничтожили сами себя. И хотя их много сейчас, но они очень отличаются от настоящих, подлинных богатырей, которые пришли в свое время с ханом Арпадом.493

Дело в том, что они в этих походах набрали огромное количество пленников и пленниц. Ну, естественно, пленницы им принесли потомство, и матери научили детей христианской вере (в ее латинском варианте. – Ред. ). И оказалось, что в Венгрии большое количество людей, говорящих по‑венгерски (ну, раз ты находишься в этой стране, то ты будешь говорить на государственном языке), но – это были полуфранцузы, полуитальянцы, полуиспанцы, полуславяне и все – христиане.

И когда началась очередная распря между двумя королевичами,494 то один из них – святой Стефан495 убил своего брата, оперся не на венгерских богатырей и их потомков от законных жен, а оперся вот на этих рабов и детей рабынь. И те их поддержали, воевать они тоже умели. И так Венгрия, сохранив имя, превратилась в западноевропейское или среднеевропейское королевство со всеми качествами, отсюда вытекающими.496 Вы видите, – как меняются люди. Все имеют предков, но не все наследуют от предков этническую традицию.

Это я вам рассказал о начале, а сейчас я перейду к тому, очень важному моменту, который мы называем перегревом, или акматической фазой .

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]