
Министерство образования и науки Р.Ф.
ГОУ ВПО Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
кафедра истории России
Екатерина Великая. Путь к власти.
Доклад студентки 2 курса дневного отделения
Института истории и международных отношений
Ефименко Екатерины.
Проверил: к.и.н., доцент
Соломонов В.А.
Саратов 2012
Оглавление
Введение
Глава I. Личность Екатерины.
Детство и юность
Положение при дворе Елизаветы
Глава II. Екатерина и Петр III.
Личность Петра III.
Положение Екатерины во время правления мужа.
Глава III. Заговор.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Личность Екатерины Великой вызывает определенный интерес у современных историков, а изучение ее преобразовательской деятельности играет немаловажную роль для всеобщего понимания и восприятия отдельных вопросов и проблем истории России. Но прежде, чем изучать непосредственно саму деятельность императрицы, необходимо сначала рассмотреть те условия и обстоятельства, при которых эта правительница вступила на престол. Без этого невозможно выявить истинные причины реформ и более детально рассмотреть их предпосылки Проще говоря, для понимания всей преобразовательской деятельности Екатерины необходимо изучить тот нелегкий путь к власти, который она проделала. Этим и можно объяснить актуальность данного вопроса.
Достаточно широк круг исследователей, пивавших об этой проблеме. Например, можно выделить таких отечественных историков, как Василий Осипович Ключевский. В курсе своих лекций по истории России он подробно описывает личностные особенности Екатерины, обстоятельства ее вступления на престол и в целом дает оценку периода того времени.
Менее подробно описывает эту ситуацию Андрей Николаевич Сахаров. Но тем не менее дает замечания по данному вопросу, а конкретно о положении Екатерины при дворе Елизаветы.
Объяснения некоторых поступков Екатерины, приведшие ее к власти и связанные с Петром III невозможны без характеристики личности самого Петра. И довольно полную оценку этому правителю дает Александр Сергеевич Мыльников.
Целью настоящей работы является рассмотрение и анализ тех обстоятельств, которые привели Екатерину к императорскому трону. Исходя из этого, можно выделить соответствующие задачи:
• Характеристика личности Екатерины..
• Ее положение при дворе Елизаветы и отношения с Петром.
• Обстоятельства самого заговора.
Глава I. Личность Екатерины II.
Детство и юность.
Родилась 21 апреля 1729 г. В действительности София Августа Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская, родилась в семье хоть и небогатой, но достаточно известной. И так же как отец Екатерины, принц Христиан Август, многие их представители находились на службе у прусского короля. Мать же Екатерины, принцесса Иоганна Елизавета, принадлежала к Голштейн-Готторпскому княжескому дому. Детство Екатерины прошло в основном в штеттинском замке. По замечанию Сахарава А. Н. у маленькой Екатерины не возникло привязанности ни к какому определенному месту, которое она могла бы считать своей родиной, и к пятнадцати годам она была готова полюбить то место на земле, где ей могло улыбнуться счастье. В кругу, где она росла, было немало таких же принцесс, чье приданое заключалось главным образом в их «голубой крови». Самой счастливой и везучей тут считалась девушка, удачно вышедшая замуж и сумевшая в результате брака приобрести какую-нибудь корону. Екатерине же еще в детстве было предсказано, что она будет увенчана сразу тремя коронами. 1
В семье Екатерину называли Фике, и она росла подвижной, веселой и независимой. Ее гувернантка, француженка-гугенотка Елизавета Кардель отмечала в ней независимый нрав, а сама Екатерина более всего любила играть с другими детьми, предпочитая при этом грубоватые мальчишеские игры спокойным и чинным играм девочек. Домашние учителя обучали принцессу тому, чему и положено было учить девушку ее круга, — немецкому и французскому, музыке и богословию. Отношения с матерью не были особенно сердечными. Считалось, что шансов на удачное замужество у Фике немного, и принцесса Иоганна Елизавета старалась воспитывать дочь в строгости, подавляя всякие проявления гордости и высокомерия. Того и другого у девочки было, видимо, вдоволь, и мать заставляла ее целовать край платья у знатных дам, приезжавших к ним в дом, полагая, что таким образом маленькая Фике станет смиреннее. Но получилось наоборот: Екатерина научилась скрывать свои истинные чувства и притворяться, что очень пригодилось ей впоследствии. Уже в детстве она была склонна к самостоятельным рассуждениям и позднее вспоминала, что «сохранила на всю жизнь обыкновение уступать только разуму и кротости». В ней рано проснулся фамильный инстинкт: по ее признанию, уже с 7 лет у нее в голове начала бродить мысль о короне, разумеется чужой, а когда принц Петр голштинский стал наследником русского престола, она «во глубине души предназначала себя ему», потому что считала эту партию самой значительной из всех возможных; позднее она откровенно признается в своих записках, что по приезде в Россию русская корона ей больше нравилась, чем особа ее жениха.
Беззаботное детство окончилось 1 января 1744 г., когда на имя принцессы Иоганны Елизаветы пришло письмо из Петербурга от императрицы Елизаветы Петровны, приглашавшей ее с дочерью прибыть в Россию. Письмо ожидали, ибо его появлению предшествовала длительная интрига, в которой участвовал даже король прусский Фридрих II. Он, как и российская императрица, королем стал недавно, но у него были грандиозные планы, для исполнения которых ему необходимо было иметь в Петербурге верного человека. И вот, когда Елизавета Петровна стала подыскивать невесту для наследника престола великого князя Петра Федоровича, Фридрих сделал все возможное, чтобы ею стала принцесса Фике, с чьей матерью его связывали дружеские отношения.
Екатерина приехала в Россию совсем бедной невестой; она сама потом признавалась, что привезла с собой всего дюжину сорочек, да три-четыре платья, и то сшитые на вексель, присланный из Петербурга на путевые издержки; у нее не было даже постельного белья. По мнению Ключевского окружающая Екатерину действительность при дворе Елизаветы наложила свой отпечаток в дальнейшее формировании личности императрицы. Свои дворцовые наблюдения и впечатления тех лет Екатерина вспоминала потом с самодовольным спокойствием человека, издалека оглядывающегося на пройденную грязную дорогу. Дворец представлял не то маскарад с переодеванием, не то игорный дом. Дамы меняли костюмы по два, по три раза в день, императрица - даже до пяти раз, почти никогда не надевая два раза одного и того же платья. С утра до вечера шла азартная игра на крупные суммы среди сплетен, подпольных интриг, пересудов, наушничества и флирта. Екатерина рассказывает, что раз на празднике в Ораниенбауме Петр III на глазах у дипломатического корпуса и сотни русских гостей высек своих любимцев: шталмейстера Нарышкина, генерал-лейтенанта Мельгунова и тайного советника Волкова. Как выразилась Екатерина о Петре и Его матери «Полоумный самодержец поступал со своими сановными фаворитами, как пьяный фаворит умной самодержицы мог поступить с любым придворным сановником. Тон придворной жизни давала сама императрица.»2