
4. Характеристика различных видов толпы
Различают простую (окказиональную), экспрессивную, конвенциональную и действующую толпу. Естественно, что названные виды толпы во многом условны. Один вид толпы может переходить в другой, но тем не менее каждый из видов обладает качественными отличиями.
Простая, или окказиональная, толпа представляет собой скопление лиц, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Обычно ее образуют лица, испытывающие потребность в острых ощущениях, впечатлениях (любящих, иначе говоря, поглазеть). Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен лиц. Поводами для скопления ее служит какое-либо происшествие, как правило, дорожно-транспортное, поведение лиц, не соответствующее общепринятым нормам, необычное явление и т. п.
Экспрессивная толпа — это группа людей, совместно выражающих чувства радости, горя, гнева и т.д. Так, поклонники рок-музыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтированностью в поведении.
Подобные группы нередко складываются из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях и выражающих восторг успехами спортсменов, а также любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков.
Праздничные шествия во время больших событий, похоронные и иные процессии носят характер экспрессивной общности. Особое внимание органы внутренних дел уделяют экспрессивной толпе при похоронах людей, погибших в результате аварий, катастроф и т.д.
Конвенциональная толпа образуется, например, во время спортивных состязаний. Болельщики на стадионе неистовствуют так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидной вещью. «Фанаты» представляют реальную угрозу для общественной безопасности.
Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательную и так называемую агрессивную.
Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе) при стихийных бедствиях, пожарах, авариях, эпидемиях и террористических актах в местах массового скопления людей.
«Паника» - психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженного чувством страха, охватывающего человека или общность, и неудержимым, неконтролируемым стремлением избежать опасной ситуации.
Паника может возникать в организованных и неорганизованных группах.
Паникер — это слабая личность, у которой усиленно работает фантазия, но снижена способность разумного суждения в экстремальных ситуациях.
Паника делится на массовую и индивидуальную. В обоих случаях общим является страх и ужас, лишающий индивидов возможности действовать осознанно и последовательно.
Паника является отражением реальных или мнимых угроз.
Поводы к возникновению паники бывают разнообразными и далеко не всегда предсказуемы.
Паника может выражаться в разных формах: массовое бегство и панические настроения.
Динамика паники выглядит следующим образом: 1) Для возникновения паники необходим стимул. Например, крик «Пожар!» в кинотеатре, часто провоцируемый запахом гари, вызывает панику у зрителей; 2) Паника начинается с реакций отдельных индивидов, присутствующих в данном скоплении людей. Как правило, это психологически тревожные и беспокойные люди. Они начинают кричать, метаться. Беспорядочное их движение активизирует чувства страха, ужаса, отчаяния. 3) Кульминация всего этого наступает в момент психического перенапряжения у людей. Переломный момент сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве. В силу этих причин толпа начинает редеть, после чего восстанавливается спокойствие.
Знание динамики паники позволяет выработать рекомендации и приемы, направленные на ее остановку, предотвращение:
1) На первом этапе, когда паника только начинается, ее помогает остановить громкое и властное убеждение.
2) На втором — планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей.
3) На третьем — применение сверхсильного раздражителя. В армейской практике используется предупредительный выстрел, а в кинотеатре это может быть громкий, переданный через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями зрителям, куда и каким образом двигаться к выходу.
Действующая стяжательная толпа может складываться на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и средства транспорта, а также при входе в павильон популярных выставок, в зрелищные сооружения, стадионы при ограничении посадочных мест. В своем крайнем асоциальном проявлении действующая стяжательная толпа не что иное, как мародеры, которые обосновывались в прифронтовых полосах, в зоне военных действий, чернобыльской аварии.
Действующая агрессивная толпа отличается высшей степенью эмоционального возбуждения и особо тяжким характером противоправного поведения. Поведение действующей агрессивной толпы приобретает характер массовых беспорядков (групповых эксцессов): погромы, поджоги, убийства (не в политических целях, а в результате проявления недовольства). Как правило, к таким группам относятся болельщики, члены враждующих группировок и прочие общности, осуществляющие массовые антиобщественные действия. В других она возникает за счет участников социального протеста (национально-освободительных движений, несанкционированных митингов, демонстраций, антирасистских выступлений и революционных переворотов).
Классификация участников толпы, даваемая в уголовном праве (организаторы, исполнители, подстрекатели, пособники — активные участники, все остальные — пассивные), имеет значение для судопроизводства, но оказывается недостаточной для социально-психологического описания ролевой структуры групповых эксцессов.
Ролевую структуру участников толпы образуют:
организаторы массовых эксцессов — лица, которые проводят подготовительную работу по их созданию: они заранее «проигрывают» и планируют эксцессы, затем ими выбираются удобное время и повод для создания эксцессов;
зачинщики — это лица, развертывающие активную подстрекательную деятельность, направляющие действия участников, распределяющие роли, распространяющие провокационные слухи и т.п. Зачинщиками могут быть и организаторы, и подстрекатели из числа тех, кто претендует на завоевание лидирующего положения;
активные участники, т.е. лица, составляющие «ядро» эксцессов. Они образуют самую опасную (ударную) группу;
конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам эксцессов исключительно из-за появления возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву, садистским импульсам. Среди таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов;
добросовестно заблуждающиеся, т. е. те, кто становится участником эксцесса: во-первых, из-за ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки; во-вторых, из-за ложно понимаемого принципа справедливости; в-третьих, под влиянием слухов;
эмоционально-неустойчивые — лица, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий участников; внушаемые, легко заражаемые общим настроением, без сопротивления отдающие себя во власть групповым явлениям;
любопытствующие — те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливает эмоциональное возбуждение других участников;
примкнувшие — лица, которые становятся участниками эксцессов под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей, боязни физической расправы в случае отказа от участия в эксцессе.
Ю.А.Шерковин выделяет такие стадии внеколлективного поведения, как «циркуляция и кружение»; «кружение»; «немедленные действия»; «создание единого образа»; «активизация индивидов через дополнительное стимулирование».
А.И.Китов выделяет следующие стадии развития эксцессов: начало групповых эксцессов — возникновение повода; второй этап — появление первых тревожных слухов; третий этап — брожение умов; четвертый этап — формирование толпы (циркулярная реакция, процесс кружения); пятый этап — развертывание антиобщественного поведения толпы.
Практически процесс развития групповых эксцессов включает в себя три стадии: первая — осложнение или нагнетание обстановки; вторая — возникновение повода для противоправных действий и их осуществление; третья — анализ обстановки после эксцесса.