
2. Социально-психологическая сущность толпы
Зарождение и оформление теории о психологии толпы в России в основном происходило в рамках коллективной рефлексологии. Представители ее, к сожалению, механически рассматривали данное социально-психологическое явление.
В 1876 г. В.Х.Кандинский провел анализ явлений конформизма и психического индуцирования массовых экстатических состояний.
В 1893 г. А.А.Токарский в докладе «Психические эпидемии» трактовал их как формы массового коллективного поведения. К ним он отнес народные волнения, религиозные движения и явления паники.
С. С. Корсаков писал о психических эпидемиях в связи с анализом индуцированного помешательства и отмечал близость этих явлений.
В 1897 г. В.М.Бехтерев произвел дифференциацию тех форм общения, которые характерны для коллективных, массовых его проявлений в виде психических «эпидемий».
В годы первой русской революции для юристов царской России стал актуальным вопрос о массовых преступлениях. Предметом исследования Д. Д. Безсонова была психология толпы. В ее характеристику он ввел понятия пассивности и активности: «С психологической стороны должно различать толпу пассивную (выжидающую) и толпу активную (действующую)».
В 20-х гг. XX в. В. А. Артемов подметил, что психология различных общностей несходна. В частности, по его наблюдению, неорганизованная толпа и организованная демонстрация могут состоять из одних и тех же людей, но поведение их будет различным, поскольку природа данных общностей неодинакова.
Проблема толпы довольно долго рассматривалась в русле традиционной теории «внеколлективного поведения» (Ю.А. Шерковин, Г.М.Андреева, А.В.Серегин) и массовых эксцессов. Что касается истории исследования групповых эксцессов, то она сравнительно коротка. Начало ее связано с работой Г.А.Туманова (1974), В.А.Ильин, А.И.Китов, А.В.Серегин, И.В.Каретников, А.Д.Сафронов и др.
Групповой эксцесс включает в себя массовые беспорядки, групповое хулиганство, как правило, межгрупповые драки и групповое неповиновение (групповой отказ от приема пищи, выхода из помещения, на работу следования по маршруту). Но, учитывая массовидный характер эксцессов, их следует именовать не групповыми, а массовыми.
По определению, сделанному Л. Н. Войтоловским, главная характеристика толпы — однородность чувств людей. Поэтому в понятие «толпы» он включает неорганизованные скопления народа и такие большие группы, как классы, касты, трудовые коллективы-артели. Основная идея автора состоит в том, что в толпе происходит концентрация энергии, которая наполняет каждого, кто действует в толпе, и дает ему осознание особого всемогущества и заряд творчества. Этим автор объяснял и случаи исцеления больных во время религиозных шествий верующих за «чудотворными иконами».
Законы действия масс — это прежде всего законы эмоциональности.
В западной психологической и специальной литературе имеется множество публикаций, посвященных проблеме толпы. История исследования данного феномена имеет глубокие корни. Ее начало связано с работами Г. Тарда. В ее изучение внес лепту и 3. Фрейд. Его работа «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921) освещает проблему «бессознательного» в условиях толпы.
В словаре русского языка С. И. Ожегова (1978) толпа кратко толкуется как скопление людей, сборище. Если определять толпу с социально-психологических позиций, то можно сказать следующее.
Толпа — это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно.
Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В ней, в условиях анонимности, происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов.
Выделяют такие социально-психологические особенности толпы, как повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения, повышение эмоциональности восприятия действительности, подавление чувства ответственности за собственные поступки, появление чувства силы и осознания анонимности.
В различных условиях могут складываться неодинаковые общности, характеризуемые как толпа, а их поведение может принимать разнообразную направленность. Это и болельщики на стадионе, и пассажиры пригородного транспорта, столпившиеся на вокзале или платформе, и посетители парков, выставок, зрелищных учреждений, участники похоронных процессий, свадеб, митингов, демонстраций и массовых беспорядков.