Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РАННЯЯ ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.23 Mб
Скачать

Лекция ххх. Дальний восток вступает на путь изоляционизма

Китайская деревня в эпоху Мин. Рост населения страны привёл к концу ХV в. к уве­личению доли безземельных и малоземельных крестьян. Исключительная дешевизна ра­бочей силы и отсутствие излишков продовольствия не давали возможно­сти развивать технический прогресс в сельском хозяйстве. Тем не менее, благодаря от­крытию способа выращивания риса из рассады китайцам удалось достичь уровня уро­жайности этой куль­туры в 30 центнеров с гектара, в то время как в более западных го­сударствах она не пре­вышала 12–14 центнеров с гектара.

Китайские крестьяне эпохи династии Мин (1368–1644) довели до виртуозности мо­тыжное земледелие. На Востоке вообще орудия с длинными ручками были созданы лишь в отдельных районах Тибета. В условиях дефицита земли постепенно распахивались горные склоны и осушенные земли. Усложнилась водополивная система. Расширялись посевы технических культур, хлопка, табака.

Основным видом крестьянских платежей была продуктовая рента. В Китае ХV–ХVII вв. отмечался рост крупного землевладения, но по большей части не помещичье­го, а осно­ванного на наёмном труде. При этом верховными собственниками земли ос­тавались аристократы. В условиях пребывания у власти бездарных императо­ров широко распространилось разбазаривание государственных земель в виде пожалований, уменьшились налоговые поступления в казну. Из-за нехватки средств, правительство перестало субсидировать ир­ригацию и помогать пострадавшим от сти­хийных бедствий.

Держатели частных земель (дяньху) также платили налоги. Каждые 10 домов в де­ревне объединялись под главенством одного зажиточного двора. 110 дворов состав­ляли круп­ную административно-общинную организацию. Податное китайское население два раза в год платило налоги и выполняло повинности. Система налогооб­ложения в Минском Китае была крайне запутана. Дяньху отдавали половину урожая землевладельцу, а также по­дарки ко всем большим праздникам. Регулярные голодовки приводили к нередким слу­чаям людоедства. В начале ХVI в. отмечается ряд крупных крестьянских движений.

Развитие городов в Китае в ХVI–ХVII вв. В эпоху Мин значительно выросли ста­рые города и возникли новые. Кроме городов появлялись чжэни – торгово-промыш­ленные по­сады. Прилежащие к городам районы обслуживали города как сырьевые базы. В это время ярко проявляется специализация отдельных районов. Расширяется добыча и обработка полезных ископаемых, отмечается рост обрабатывающих промыслов. Наиболее эффективно развивались шёлкоткачество, хлопкоткачество, кра­сильное дело, керамика, производство фарфора и бумаги, книгопечатание, строительное дело. Появляются новые центры шелководства.

Увеличивается число ремесленных цехов и торговых гильдий. Однако китайские ре­месленники были по-прежнему приписаны к своим посадам и два раза в месяц явля­лись на регистрацию. В городе сохранялась круговая порука для более эффективного сбора на­логов, но уже ярко проявляется дифференциация ремесленников. Со второй половины ХVI в. началась постепенная замена повинностей и натуральных налогов де­нежными.

В китайских городах эпохи Мин широкое распространение получили земляческие ор­ганизации приезжих купцов. В ХVII в. в наиболее крупных городах возникли также союзы беднейших ремесленников – циханы.

Уже в ХVI в. в Китае в приморских и центральных провинциях возникают мануфак­туры, однако господство купеческого капитала консервировало средневековые отношения. Поэтому основным видом капиталистического предприятия была рассеянная мануфак­тура, когда купцы раздавали надомникам сырьё и забирали готовую продукцию. Наи­большее количество мастерских с наёмным трудом было в шёлкоткацком производстве. В стране создавалось множество паевых предприятий. Тем не менее, основная доля ремес­ленников работала в казённых мастерских.

Несмотря на низкий покупательский уровень основной массы населения в Китае эпохи Мин отмечается рост объёмов торговли. В стране существовало 33 крупных яр­марочных пункта. Углубление районных специализаций создавало предпосылки для складывания единого рынка. Хотя объемы внешней торговли также росли, её развитие сдерживали высокие налоги и таможенные пошлины.

Во второй половине ХVI в. в Китае неоднократно вспыхивали городские восстания, особенно в городах бассейна р. Янцзы. Не менее частыми были восстания рудокопов. Наиболее крупными проявлениями протеста стали выступления работников казённых мастерских (1598), восстание в Сучжоу (1601–1603), восстание на шахтах близ Пекина (1604), восстание в Фошане (1633). Восставшие боролись против увеличения налогов, за их снижение, за регулярную выдачу зарплаты.

Фактическое устранение императоров династии Мин от управления страной. При сохранении всех атрибутов самодержавия реальная власть в Китае в ХVI – первой трети ХVII в. сосредотачивается не в рамках традиционной имперской управленческой администрации, а в руках неординарных с точки зрения политической традиции «внутридворцовых служб».

«Внутридворцовая администрация» не была однородной. Власть в ней делили назначавшиеся императором секретари (дасюэши) и выдвиженцы-фавориты, многие из которых были евнухами – людьми, повседневно общавшимися с императором. Этот делёж происходил далеко не мирно. Поэтому вся история минского двора в ХVI – начале ХVII в. понизана ожесточённым противоборством отдельных деятелей и клик.

Уже в конце ХV в. императоры стали уклоняться от приёмов сановников, ведавших государственными делами. У-Цзун (Чжу Хоучжао, 1505–1521) вообще отказался от таких приёмов. Практически не занимался решением государственных дел и Ши-цзун (Чжу Хоуцун, 1521–1566), проводя время в поисках эликсира бессмертия и беседах с даосами. Шэнь-цзун (Чжу Ицзюнь, 1572–1620) после 1579 г. под давлением обстоятельств устроил лишь один приём. Си-цзун (Чжу Юцзяо, 1620–1627), передоверив управление всесильному временщику, занимался плотницким делам.

Политическая борьба в Китае ХVI–ХVII вв. Гнёт самодержа­вия, мелочная опека властей способствовали популярности вольнодумных теорий. Полное отсутствие каких-либо представительных органов затрудняло борьбу с произволом на всех уровнях власти. Тем не менее, государственные инспекторы в своих докладах дово­дили до императора сведения о злоупотреблениях чиновников и временщиков.

В этих же докладах они настоятельно рекомендовали не повышать на­логи, отменить ряд повинно­стей, принудительный труд на казённых мануфактурах, очиститься от излишней бюрокра­тии и лично императору больше заниматься делами государства. Инспекторы пытались убедить императора в необходимости демократи­ческих свобод, преобразования армии, пересмотра унизительного мира с монголами, укрепления границ.

В 1498 г. удалось свергнуть клику, стоящую у власти, что явилось сигналом для на­чала движения за реформы. Однако минское правительство ответило на увеличение потока критических докладов инспекторов широкими репрессиями. Поскольку эта мера оказалась неэффективной, и поток докладов не иссякал, в 1567 г. первым министром страны стал учёный Чжан Цзюйчэн. Он предпринял попытку смягчить на­логи, реорганизовать войско, пересмотреть штаты государственный аппарата.

Группировка Дунлинь. Решительные меры Чжан Цзюйчэна вызвали целый ряд доносов на него императору, а после смерти реформатора в 1582 г. его объявили преступником, а семью истребили. Кроме того, бывшие «хозяева жизни», прежде всего крупные землевладельцы, постара­лись отменить все преобразования Чжан Цзюйчэна. Группа видных чиновников, недовольная этим, была выслана из столицы и обосновалась в г. Уси, где находилась Дун­линьская академия. Так образовалась группировка Дунлинь во главе с Гу Сяньчэном. Дунлиньцы проповедовали в своей академии идеи реформ.

В 1620 г. дунлиньцам удалось возвести на престол своего ставленника Гуан Цзуна (Чжу Чанло), начавшего энергично заменять прежних сановников на реформаторов. Через два месяца он был отравлен. Новый император Вэй Чжунсянь не стал вмешиваться в государственные дела, и при дворе воз­никла новая клика временщиков и евнухов, захвативших фактическую власть. Начались преследования дунлиньцев, пользовавшихся огромной популярностью в стране. Реформаторы побоялись обратиться за помощью к народу и потерпели поражение.

В 1628 г. при смене верховной власти клика евнухов была свергнута, однако новый император не принял мер для привлечения к управлению государством прогрессивных чиновников и в стране продолжался разгул реакции.

Внешняя политика династии Мин. В ХVI в. Китай регулярно страдал от набегов монголов. В 1570 г. император подписал невыгодный для Китая договор с монголами, на­вязывавший Минам неэквивавлентную торговлю. Попытка ограничить торговлю с Япо­нией привела к высадке японского десанта, захватившего значительную часть тер­ритории Китая. С большим трудом удалось нанести японцам поражение. В 90-х годах ХVI в. мин­ское правительство направило крупные силы на помощь своему вассалу – корейскому ко­ролю, воевавшему с японцами.

В конце ХVI в. на северо-востоке страны появился новый опасный враг – мань­чжуры – племена чжурчжэньского происхождения. В 1582 г. главой союза маньчжур­ских племён стал Нурхаци. В последующие годы он завоевал приграничные с Китаем территории, а в 1618 г. начал завоевание Китая. Вступив на китайскую землю, маньчжуры осуществляли её планомерное завоевание до 1644 г.

В ХVI в. началось активное проникновение европейцев в Китай. Первыми это сде­лали португальцы: в 1516 г. к берегам Китая подошёл корабль под командованием Рафа­эля Перестрелло, а в 1517 г. – Фернана д’Андраде. Первые попытки португальцев силой обосноваться в Китае оказались безуспешными. В 1540-х гг. путём подкупа китайских чиновников им удалось основать торговую базу близ Нинбо, однако творимые португальцами беззакония и открытая связь с японскими пиратами привели к изгнанию их из страны в 1549 г. Тем не менее в 1557 г. португальцы захватили порт Макао, ставший их главной ба­зой для проникновения в Китай. Вслед за португальцами в раз­личных частях Южного Ки­тая появились опорные пункты англичан и испанцев.

Великая крестьянская война в Китае 1628–1645 гг. Произвол высшей китайской знати не знал границ. Она обирала не только земледельцев, но и государственную казну. Обороной страны и ирригацией никто не занимался. С 20-х годов ХVII в. народные восстания в Китае почти не прекращались. В 1622 г. произошло одно из наи­более круп­ных антиправительственных выступлений – восстание тайного общества «Белый лотос». Проявления протеста постепенно переросли в Великую крестьянскую войну.

Она началась с разрозненных выступлений в провинции Шэньси. В 1631 г. вожди пов­станцев договорились о совместном плане действий. Первый поход на столицу, ко­торый возглавил Ван Цзыюн, окончился неудачей и гибелью его вождя. Но повстанче­ская армия сохранилась и, отступив к югу, прошла по центральным провинциям страны. Основной движущей силой крестьянской войны были безземельные крестьяне, но и зажиточные сельские хозяева, которым ежечасно грозило обезземеливание, также поддержали вос­ставших.

Повстанцы переходили из уезда в уезд, одерживали победы, но нигде не могли за­кре­питься. Кроме того, у них не было единой цели. В 1635 г. состоялось совещание 32-х вож­дей, которое привело к полному объединению восставших. Тем не менее, 1636–1639 гг. стали периодом временного ослабления повстанческой армии. От полного по­ражения их спасла твердолобая позиция китайских феодалов, которые, несмотря на общий кризис в стране, разруху и голод, не хотели идти ни на какие уступки.

В 1639 г. во главе восстания стал Ли Цзычэн, который в следующем году взял крупный город Лоян и осадил Кайфын, от безвыходности положения затопленный мин­ским военачальником. Ли Цзычэн укрепил дисциплину и организовал своё правительство – Совет главных вождей, состоявший из 22 человек. В 1643 г., после взятия Сиани, Ли Цзычэн провозглашается императором.

В 1644 г. восставшие взяли столицу Пекин. Начались преследования чиновников и землевладельцев, но новый эффективный аппарат власти повстанцы создать не смогли, хотя вой­ско сохраняло дисциплину. Бежавшая из столицы знать собралась в Нанкине и при­звала на помощь маньчжурских князей. Во главе её стал У Саньгуй. Ли Цзычэн отошёл через провинцию Шанси на запад. Каратели поначалу обращались с сельскими жителями очень сдержанно, что способствовало колебаниям среди крестьян. Ли Цзычэн вынужден был от­ступить дальше на юг и в 1645 г. погиб в горах.

Закат эпохи Асикага в Японии. Последнее столетие сёгуната Асикага (1467–1568) получил наименование «Эпохи воюющих провинций» (Сэнгоку дзидай). Он ознаменован борьбой вассалов сёгуна против него и между собой В результате сёгуны из рода Асикага утратили контроль над столицей, где образовалось сильное городское самоуправление.

Лидерство перешло к местным правителям в провинциях – князьям (даймё). На территории своих княжеств они стремились к установлению полного контроля над хозяйственной и политической жизнью.

В это время существенно изменилась структура доходов князей. В частности, значительно повысился доход от ремесленно-торговых объединений. Это обстоятельство определило заинтересованность князей в развитии ремесленного производства, горного дела и торговли на территории княжества и страны в целом.

В 1549 г. в призамковом городе Исидэра в провинции Оми (современная префектура Сига) при буддийском храме Каннодзи появился первый в стране «Свободный рынок» (Раку ити), где для привлечения ремесленников и купцов рыночное налогообложение было отменено. Такие же рынки со временем возникли и в других городах.

Внутренний кризис Японии в ХVI в. и появление европейцев. Для этого периода ис­тории страны характерно опережающее развитие промышленности (причём горное дело и производство оружия развивались быстрее, чем отрасли, производившие предметы по­требления – прядильно-ткацкое и гончарное) с сохранением отсталости сельского хозяй­ства. В аграрном секторе экономики были освоены новые культуры: тутовое и лаковое де­рево, чайный куст, цитрусовые. Из-за моря завезли сладкий кар­тофель, арбуз, табак, хло­пок. Однако монополизация некоторых отраслей производства феодалами тормозила раз­витие экономики.

В ХVI в. заметно выросли объёмы внешней торговли. В 1542 г. в Японии появля­ются португальцы, а в 1580 г. – испанцы. Благодаря этому значительно вырос спрос на благо­родные металлы. Главным предметом импорта из Европы сразу же стало огнестрельное оружие, распространение которого вызвало упадок самурайства. Главным родом войска теперь стали асигару (пехотинцы). отмечается также рост числа солдат-профессионалов из крестьян.

Своеобразием внутреннего кризиса в Японии ХVI в. стало то, что крестьянские вос­ста­ния теперь происходили под религиозными лозунгами и их возглавляли различные будди­стские секты. Крестьянские восстания поддерживали городской плебс и мелкопоместные самураи (ронины), задавленные гнётом ростовщиков. Наиболее силь­ным было восстание ронинов и горожан в Киото, вспыхнувшее в 1532 г.

Объединение Японии и начало эпохи Токугава. Инициаторами преодоления раздробленности страны стали мелкие и средние дворяне центрального района острова Хонсю. Их возглавил Ода Набунага, развернувший в 1568 г. борьбу с фактическими правите­лями государства – сёгунами из рода Асикага. В 1573 г. сёгунская династия Асикага была свергнута, а к моменту своей смерти в 1582 г. Ода Набунага завоевал уже половину страны.

В 1583 г. вождём объединительного движения стал бывший крестьянин Тоётоми Хи­дэёси. Покончив в целом с раздробленностью, Тоётоми Хидэёси провёл в 1588 г. изъятие оружия у всех жителей деревень. Вслед за этим в 1589–1595 гг. был составлен новый зе­мельный кадастр Японии, прикрепивший крестьян к земле. При этом 2/3 уро­жая по этому кадастру принадлежало феодалам. В 1592–1593 гг. был совершён поход в Корею, закон­чившийся изгнанием японцев.

Смерть Тоётоми Хидэёси в 1598 г. вызвала борьбу за власть между его полковод­цами, закончившуюся победой Токугава Иэясу, разгромившего в 1600 г. своих соперников в битве при Сэкигахара. В 1603 г. Токугава Иэясу установил власть над всей страной.

Появление европейцев в Японии осложнило там религиозную ситуацию. Активную деятельность здесь развернули иезуиты. Ещё одной гранью кризиса стали последствия за­рождения домашней промышленности и мануфактур к середине ХVII в., приведшие к тому, что многие дворяне попали в зависимость от торгово-промышленного капитала.

Внутренние трудности побудили сёгунов из рода Токугава перейти к политике са­мо­изоляции с целью сохранения незыблемости существующего строя. В 1633, 1636 и 1639 гг. принимаются указы о запрещении японцам покидать страну и строить большие суда для дальних плаваний. Лишь Нагасаки был открыт для ограниченного захода голландцев и китайцев.

В 1630 г. был запрещён ввоз в Японию европейских книг, а также китайских, в которых имелся хотя бы малейший намёк на христианство. После подавления «христианского» восстания 1637 г. в Симабара, в котором участвовало 30 тысяч человек, Токугава осу­ществили стро­гую регламентацию общественных отношений в стране.