- •Вопрос 70. Германское гражданское уложение 1896г.: история создания, источники, система и субъекты права.
- •Вопрос 71. Вещное и обязательственное право по германскому гражданскому уложению 1896 г.
- •Вопрос 72. Брачно семейно и наследственное право по германскому гражданскому уложению 1896г.
- •Вопрос 73. Буржуазная революция в Японии. Государственный строй Японии по Конституции 1889 г.
- •Вопрос 74. Изменения в системе и источниках права буржуазных стран после 1917г.
- •Вопрос 75. Изменения в гражданском праве буржуазных стран.
- •Вопрос 75 -1. Общие положения
- •Вопрос 75. Изменения в гражданском праве буржуазных стран.
- •Вопрос 75 -2. Право собственности и владения
- •Вопрос 75. Изменения в гражданском праве буржуазных стран.
- •Вопрос 75 -3. Антимонопольное законодательство
- •Вопрос 76. Уголовное право и процесс буржуазных стран после 1917 года.
- •Вопрос 77. Регулирование стачечной борьбы и профессиональной деятельности в законодательстве и судебной практике буржуазных стран после I мировой войны.
- •Вопрос 78. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран.
Вопрос 75. Изменения в гражданском праве буржуазных стран.
Вопрос 75 -2. Право собственности и владения
Толчком для изменения в гражданском праве буржуазных стран стал быстрый рост производства, концентрация и централизация производства.
Виды собственности:
- частная физических и юридических лиц
- государственная
- муниципальная
- смешанная
Основными субъектами гражданского и торгового оборота стали не только физические лицо, но и юридические, в том числе торговые товарищества. отсюда получила большое распространение собственность юридических лиц.
Появились тенденции к «социализации частной собственности» - её использованию в общественных интересах. Это нашло своё отражение в конституции германии 1919г, гражданском кодексе Мексики и т.д.
Большое значение получила государственная собственность. Увеличение доли государственной собственности происходило в том числе путём национализации частных предприятий. Национализировались в основном стратегические предприятия и убыточные, от которых собственники с лёгкостью отказывались.
Так же доля государственной собственности увеличивалась за счёт инвестирования государством в особо затратные сферы окономики, но стратегически и социально важные, такие как атомная промышленность.
Так в государственной собственности в разное время оказывалась, железнодорожная промышленность, авиация и т.д, а в Англии – судоферфи, телеграф, телефон и т.д., а после второй мировой войны в государственную собственность перешли предприятия в сфере добычи и переработки газа, угля, нефти, производства и передачи электричества, автомобильная промышленность. Однако этот процесс был не постоянным. Некоторые предприятия в течении нескольких десятилетий по несколько раз то национализировалась то обратно приватизировались после реконструкции и модернизации. При национализации выплачивалась солидная компенсация собственникам, по этой причине имело место так же и коррупционная составляющая, хотя она и не была основной.
Так как частники управляют собственностью всё же лучше чем государство, то возникла потребность в смешанной собственности, т.е. доля находилась в собственности государства а другая доля в собственности юридических или физических лиц. Кроме того, факт смешанной собственности был выгоден и частникам, так как это исключало теоретическую возможность национализации предприятия и устраняло соответствующие риски.
Увеличение доли государственной и совместной собственности привело к ограничению частной собственности в пользу государства и крупных предприятий. Например, нельзя было сажать деревья на своём земельном участке вблизи аэродромов, требовалось разрешать пролёт судов над участком и прокладку метро под участком, нельзя было препятствовать прокладке линий электропередачи и т.д. Законодательство Франции вообще запретило использовать движущую силу воды без специального на то разрешения.
Расширяется применение права владения, так как большая часть субъектов стала выступать на стороне арендаторов и нанимателей. Так основой владения стало не волевое отношение к вещи, а фактическое обладание ею на каком либо основании. Следовательно расширилась и судебная защита таких прав.
